Календарь мероприятий

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Календарь мероприятий

  • Пт
    07
    Фев
    2014
    18-30Минск, пр-т Машерова, 9-109. Офис Белорусской партии "Зелёные"

    Исаак Ильич Рубин (1886-1937) – советский экономист, один из крупнейших специалистов по марксистской экономической теории своего времени. Исследователь и  интерпретатор экономической теории марксизма. Автор книги «Очерки по теории стоимости Маркса» (Ленинград, 1928) и учебника «История экономической мысли».(далее…)

  • Пт
    21
    Фев
    2014
    18-30Минск, пр-т Машерова, 9-109. Офис Белорусской партии "Зелёные"

    Ещё лет шестьдесят такой вопрос вообще не стоял: а нужны ли вообще стране вооружённые силы? СССР был в кольце врагов, многие ещё помнили минувшую войну, как и то, что весь буржуазный мир точит на нас зуб, а революция чего-то стоит только тогда, когда умеет защищаться.

    Не прошло и полвека, как в армии увидели угрозу - теперь уже внутреннюю. Как раньше ею пугали врагов, равно как пугали некоторых вынужденных "друзей", теперь ею стали пугать собственных детей: будешь учиться кое-как, пойдёшь в армию... Если раньше не пошедший в армию оказывался в роли "лузера", то теперь наоборот - не струсивший, пошедший и отдавший родине последний:) долг. Особенно в среде городской молодёжи.

    Теперь очень популярный вопрос на всевозможных форумах - "что дает человеку армия?" Во времена СССР это вопрос звучал кардинально иначе - "что можешь дать армии ты?!"

    Одним словом, больная тема - и для граждан, и для государства.

    В итоге вот как формулируется проблема

    • нужна ли Беларуси армия (это - раз),
    • и если нужна, то какая (это - два)?

    Наиболее радикальные из представителей белорусского "левого сектора" - отрицающие сам институт государства - совершенно естественно отрицают и армию, вероятно, полагая, что с исчезновением государства  и необходимость в его защите исчезнет сама собой.

    Представители правых - либералы - и попавшая под их обаяние другая часть наших сограждан (включая мамочек, по известным соображениям не желающих отдавать в армию своих сыновей) утверждают, что "да", армия нужна, но -  контрактная! - и проводят свои веские доводы!

    Мы, в свою очередь, спешим отметить, что с нашей точки зрения контрактная армия - мало что не "народная", так ещё и порывает с европейским революционным принципом "равного представительства" - как в органах власти, так и в вооружённых силах - всех слоёв общества.

    Да и финансовая мотивация вызывает известное смущение - особенно в свете мексиканских событий, когда жители страны были вынуждены вооружаться, чтобы защититься от «символа бессилия мексиканского государства» - мафиозной структуры под названием "Лос Зетас", костяк которой был сформирован из правительственного спецназа GAFE и стрелковой парашютной бригады (BFP) мексиканской армии. Стоит ли уточнять, что мафия банально перекупила военнослужащих...

    Иными словами, нужная широкая дискуссия. И в этом мы согласимся с нашими либеральными оппонентами, утверждающими, что то, "с чем действительно необходимо поторопиться, так это с развертыванием общенациональной дискуссии о будущем белорусской армии. Население страны должно быть хорошо информировано о состоянии вооруженных сил, а сами военные – об отношении граждан к армии..."

    Правда, если они так исподволь ведут дискуссию всё же к армии профессиональной, то для нас не всё так ясно. И мы будем разбираться в процессе - каким же должен быть левый взгляд на проблемы вооружённых сил вообще, и белорусских, в частности.

  • Пт
    28
    Фев
    2014
    18-30Минск, пр-т Машерова, 9-109. Офис Белорусской партии "Зелёные"

    В рамках семинара перечитываем всегда актуальную классику – работу Фридриха Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства”, представляющую материалистический подход к проблеме эволюции семьи и выявляющую социально-экономические истоки гендерного неравенства.

    Вопросы для обсуждения:

    • Эволюция института семьи: «великое историческое поражение женщины».
    • Женский труд и коммунистическое домашнее хозяйство.
    • Роль трансформации отношений собственности в эволюции семьи.
    • Логика одновременного формирования патриархальной семьи, моногамии, классов, культа войны.
    • Моногамия, патриархат, индивидуальная любовь, проблема проституции.
    • Родовой строй vs. Государство.
    • Основа патриархальной власти: скот, рабы, деньги.
    • Государство и классовые противоречия.
    • Концепция семьи Ф. Энгельса и гендерная теория.
  • Пт
    07
    Мар
    2014
    18-30Офис Белорусской партии "Зелёные" (пр-т Машерова, 9-109)

    Институт семьи сегодня переживает значительные трансформации, что закономерно требует переосмысления подхода к семейной социальной политике.

    Беларусь позиционирует себя как социальное государство, формально сохраняя некоторые элементы социальной помощи, например, бесплатные здравоохранение и образование, а также пенсии и социальные пособия. Однако объем и качество этих гарантий с каждым годом существенно сокращаются. Это касается и семейной сферы, где постепенно ответственность за воспитание детей полностью перекладывается на женщин. Семейная политика превращается в большей мере в идеологию, которая имеет мало общего с реальностью. 

    Соответственно, актуальными становятся следующие вопросы:

    • На какую модель ориентирована современная семейная политика и на какие идеологемы она опирается?
    • Что считается приемлемым, допустимым и желательным, а какие практики игнорируются, исключаются и осуждаются?
    • Как риторика о «традиционных семейных ценностях» влияет на социальную политику и гарантии?
  • Пт
    21
    Мар
    2014
    18-30Минск (Машерова 9-109. Офис БПЗ)

    Нескончаемые политические передряги в Украине вернули в обиход старый ярлык «империализм», который активно пытаются приклеить к оппоненту буквально все стороны конфликта, обвиняя в империалистической политике НАТО, Россию и временами даже саму Украину.

    Изрядную путаницу в этом вопросе вносит наследие романтического национализма начала 90-х, который трактовал империализм как культурно-политическое давление крупного государства (в большинстве случаев под ним подразумевалась движимая «имперской ментальностью» Россия) в отношении более слабых соседей, напрочь исключая из рассмотрения экономические закономерности современного капиталистического мира.

    • Откуда же взялось само понятие империализм?
    • Как выглядит и действует империализм в современном мире?
    • Как это работает в постсоветских странах?

    Эти и другие аспекты обсуждаем в пятницу 21-го марта в 18-30 (пр-т Машерова 9-109. Офис партии «Зеленые»).

     Рекомендуемая литература:

    • З. Позняк «О русском империализме и его опасности»
    • Дж. Гобсон «Империализм»
    • Сэм Эшман, Алекс Калиникос «Накопление капитала и государственная система: Оценивая «Новый империализм» Дэвида Харви» (http://www.intelros.ru/pdf/Prognozis/Prognozis_2_2008/10.pdf)
  • Пт
    28
    Мар
    2014
    18:30Минск, пр-т Машерова, 9 - 109. Офис Белорусской партии "Зелёные"

    ОТЧУЖДЕНИЕ (нем. Entfremdung, англ. Alienation) — это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут.

    Особое звучание проблема отчуждения приобрела в марксистской философии. Для "раннего" Карла Маркса отчуждение — это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Осмысливается в первых его работах, включая «Экономико-философские рукописи 1844 года», где выделяются четыре вида отчуждения: от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга.

    Последние два аспекта отчуждения были реактуализированы и заново проблематизированы неомарксизмом и, прежде всего, теоретиками Франкфуртской школы, которые видили причину отчуждения в доминировании в обществе инструментальной рациональности, превратившейся в идеологию господства человека как над природой, так и над самим человеком. 

    Примерно в этом ключе двигался в своём иследовани отчуждения представитель Франкфуртской школы Эрих Фромм (1900 — 1980) — немецкий социолог, философ,один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма, который считал отчуждение главным фактором современного ему капиталистического общества. 

    "Современный человек отчужден от себя, от своих ближних, от природы, - писал Эрих Фромм. - Он превращен в товар, свои жизненные силы он воспринимает как инвестицию, которая должна приносить ему максимальную прибыль, возможную при существующих рыночных условиях. Человеческие отношения в сущности являются отношениями отчужденных автоматов, каждый из которых основывает свою безопасность на том, чтобы держаться поближе к стаду и не отличаться от других в мысли, чувстве или действии... Современный человек... хорошо накормлен, хорошо одет, сексуально удовлетворен, но не имеет собственного „я“, не имеет никаких, кроме самых поверхностных, контактов со своими ближними... Человеческое счастье сегодня состоит в том, чтобы развлекаться. Развлекаться это значит получать удовольствие от употребления и потребления товаров, зрелищ, пищи, напитков, сигарет, людей, лекций, книг, кинокартин – все потребляется, поглощается..."

    На семинаре попробуем разобраться со спецификой гуманистического подхода к пониманию отчуждения как основного феномена человеческого бытия в буржуазном мире.

    Опорой нам послужат:

  • Пт
    04
    Апр
    2014
    18.30-21.00 Минск, пр-т Машерова, 9-109. Офис Белорусской партии "Зелёные"

    Несмотря на недавнее заметное присутствие ультраправых на Майдане, последнее события продемонстрировали кризис концептов радикального национализма в Украине. Впрочем, если взглянуть на деяния предтеч активистов так называемого "Правого Сектора" и партии ВО "Свобода", такой результат был закономерным.  На всех этапах истории украинские правые радикалы были в сущности "шестерками" компадорской буржуазии.

    Участники семинара постараются выяснить

    • как украинский национализм, который первоначально позиционировал себя как левое прогрессивное движение, превратился в реакционное направление,
    • какую роль в процессе трансформации сыграло движение ОУН-УПА,
    • почему провалилась попытка создания левой фракции внутри бандеровского движения,
    • как бывшие нацистские коллаборационисты и их наследники стали системными бойцами крестового похода Запада «за демократию»,
    • какие перспективы у националистов в Украине,
    • и, наконец - что важно - как их «подвиги» воспринимаются  в среде белорусской оппозиции.

    Основной докладчик - Олег НОВИКОВ.

  • Пт
    25
    Апр
    2014
    18:30Минск, пр-т Машерова, 9-109. Офис Белорусской партии "Зелёные"

    В начале второй декады апреля в г. Киеве проходила конференция "Левые и Майдан". Организаторами её выступили: Центр исследований общества, Центр социальных и трудовых отношений, журнал левой критики «Спільне», а также ряд левых демократических инициатив. Конференция проходила при поддержке немецкого Фонда им. Розы Люксембург. 

    Из анонса конференции:

    "События последних нескольких месяцев поставили сложные вопросы перед левым движением. Участвовать или не участвовать в майданах? Принимать или нет участие в «антимайданах» и «пророссийских» акциях? Если участвовать, то в какой форме? Насколько возможно продвигать действительно левую повестку в этих протестах? Была ли неизбежна гегемония правых на Майдане? Каких результатов удалось добиться для независимого левого движения? Какие уроки следует извлечь и как следует действовать левым в значительно измененной политической обстановке? Все эти вопросы уже вызвали острые внутренние конфликты и дискуссии. Конференция предоставит возможность для трезвого анализа, конструктивной дискуссии и практического обсуждения возможных совместных действий левых..."

    На конференции была представлена наша немногочисленная, но очень авторитетная делегация (включавшая в себя председателя БПЗ тов. Новикова и участника инициативы "Прасвет" тов. Исаёнка), которая одновременно должна была познакомить в неформальной обстановке других участников с нашим проектом

    Вот об этом и поговорим: об итогах конференции, о социально-политической обстановке в Киеве и в целом на Украине, и о левой оппозиции, которая как на Украине, так и в нашей стране стоит перед необходимостью объединения своих усилий в условиях распада "социального государства".

     

    Материалы по теме:

    Олег НОВИКОВ. Майдан. "Разбор полётов".

    Илья ПОНОМАРЁВ. Вернулся с Украины. Докладываю.

  • Пт
    16
    Май
    2014
    18:30Минск, пр-т Машерова, 9 - 109. Офис Белорусской партии "Зелёные"


     "[Манифест] - это потрясающий текст, в котором удачно чередуются апокалиптические ноты и ирония, действенные лозунги и четкие объяснения...
    " (Умберто ЭКО, итальянский философ).

    "Манифест коммунистической партии... это почти наверняка самое влиятельное политическое сочинение после Декларации прав человека и гражданина Великой французской революции" (Эрих Й. ХОБСБАУМ, британский историк-марксист).

    "Великое противоречие Манифеста, "пеана" и погребальной песни буржуазии, с одной стороны, лирического и драматического гимна "отверженных мира сего", с другой стороны, проявляется в такой его ораторской силе, равной которой не найти ни в одном политическом тексте Нового времени" (Энцо БЕТТИЦЦА, корреспондент ''Коррьере делла сера'' (Италия), член неоконсервативного Бильдербергского клуба).

    ________

    manifest01«Манифест коммунистической партии» (нем. Das Manifest der Kommunistischen Partei) — работа Карла МАРКСА и Фридриха ЭНГЕЛЬСА, в которой они декларируют и обосновывают цели, задачи и методы борьбы зарождавшихся коммунистических организаций и партий. Впервые издан 21.02.1848 г. в Лондоне под оригинальным названием, а затем, начиная с 1872 года, когда вышло новое немецкое издание с небольшими авторскими поправками и с предисловием Маркса и Энгельса, он стал более известен как "Манифест коммунистов" или «Коммунистический манифест» (англ. The Communist Manifesto, нем. Das Kommunistische Manifest). Это же заглавие имели последующие немецкие издания 1883 и 1890 гг. 

    Переиздавался многократно, в том числе и при жизни авторов, однако принципиальные изменения не вносились. В предисловии к немецкому изданию 1872 года Ф. Энгельс отмечал: «... „Манифест“ является историческим документом, изменять который мы уже не считаем себя вправе...».

    "Основная мысль, проходящая красной нитью через весь "Манифест", - писал Энгельс в предисловии к немецкому изданию "Манифеста" 1883 г.,  - мысль,  что экономическое производство и неизбежно вытекающее из него строение  общества любой исторической эпохи образуют основу ее политической и  умственной истории; что в соответствии с этим... вся история была историей классовой  борьбы... и что теперь эта борьба достигла ступени, на которой  эксплуатируемый и угнетенный класс (пролетариат) не может уже освободиться  от эксплуатирующего и угнетающего его класса (буржуазии), не освобождая в  то же время всего общества навсегда от эксплуатации, угнетения и классовой  борьбы..."

    В своё время все мы именно в "Манифесте..." прочитали про то, как в недрах феодализма зарождался класс буржуазии, которому предстояло сыграть "революционную" роль в национализации государства и национализации внутреннего рынка. Правда, буржуазия тут же приватизировала государство - превратив его только в "комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии", - и приватизировала национальный рынок, заставив служить его только своим исключительным целям. Когда же национальной буржуазии стала "тесно" в национальных границах, она запустила процесс глобализации - первоначально инструментами колониальной политики.

    "Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару... Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим... На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству..."

    Мы прочитали также про то, как в недрах капитализма сформировался и зажил своей собственной жизнью новый "революционный класс" - пролетариат, - прочитали и о том, как буржуазия заставила пролетаризироваться даже представителей прежних "свободных профессий": "Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников..." На первых порах это вызывало когнитивный диссонанс, поскольку нигде более в классической марксистской традиции указанные профессиональные группы к "пролетариату" не относятся, хотя, говоря о классах буржуа и пролетариата, в примечаниях к английскому изданию 1888 г. Энгельс дополнительно уточнял, что

    "Под буржуазией понимается класс современных капиталистов, собственников средств общественного производства, применяющих наемный труд. Под пролетариатом понимается класс современных наемных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу..."

    Именно этот новый революционный рабочий класс должен был взять на себя роль ниспровергателя устоев буржуазного общества. Выступая не против собственности как таковой, но против буржуазной собчственности, классики марксизма именно в пролетариате уведели провозвестника коммунистической эпохи ввиду того, что этот общественный класс изначально представлял из себя экпроприированного собственника, бывшего собственника, ныне лишённого собственности. Которому, как известно, "нечего было терять..."

    ***

    Вот  какие вопросы возникают в связи со всем этим:

    • прежде всего, продолжает ли этот "исторический документ" оставаться актуальным и в новых социально-политических условиях, или же его актуальность ушла навсегда вместе с эпохой, которую он представлял;
    • это непосредственным образом связано с тем, продолжаем или нет мы считать актуальным концепт "классовой борьбы" - не исчерпана ли она иными формами социального сотрудничества/противостояния;
    • ещё одну сложность представляет определение качественного состава современного "пролетариата" - остаётся ли он "серым воротничком" или к нему в процессе эволюции примкнули ещё и "белые воротнички", а также представители прежних "свободных профессий", как это и было отражено в "Манифесте..." И не являются ли здесь ключевымы понятия "заёмного" и "наёмного" труда?
    • ну и наконец - остаётся ли актуальным концепт "национальной революции" как необходимого этапа для разворачивания революции в глобальном масштабе....

     

    См. дополнительно:

    Маркс К., Энгельс Ф. "Манифест коммунистической партии"

    Негри Э. "Маркс и Манифест коммунистов, 1848-2008"

     

     

  • Пт
    23
    Май
    2014
    18:00Минск, пр-т Машерова, 9-109. Офис Белорусской партии "Зелёные"

    С начала весны юго-восток Украины охватили протестные движения, направленные против приведенного Майданом к власти националистического правительства. Их кульминацией стало апрельское вооруженное восстание, в результате которого было заявлено о создании собственных государственных образований.

    На сегодняшний день наиболее продвинулись по пути строительства госсинститутов Донецкая и Луганская народные республики, объявившие о своей независимости, принявшие конституции, оформившие более-менее внятные структуры управления и заявившие (прямо или косвенно) о нацинализации находящихся в пределах их границ земельных ресурсов, недр, транспортных коммуникаций и собственности, принадлежащей олигархическим структурам. С другой стороны, совершенно ясно звучат призывы опереться в государственном строительстве на Православную церковь, традиционалистские идеи "панрусизма", "панславянизма" и т.д.

    В итоге, природа ДНР и ЛНР одна из самых дискутируемых тем в левом сообществе СНГ. Часть левых считают донбасский сепаратизм прогрессивным движением, свидетельством чему по их мнению является антифашистский и антиолигархический дискурс восставших. Их оппоненты обращают внимание на засилье в руководстве ДНР и ЛНР "махровых" пророссийских ультраправых и пресловутую "руку Москвы", без помощи которой эти проекты сепаратистов вряд ли бы состоялись. Обращают внимание также и на прямое участие российских граждан в формировании органов власти и силовых структур самопровозглашённых на юго-востоке Украины республик.

    В этой связи - и с учётом белорусских социально-политических реалий - нас должны заинтересовать следующие вопросы, выносимые на обсуждение:

    • Каковой может быть позиция белорусских левых в этом споре?
    • Каково может быть участие белорусских левых в этом споре?
    • Может ли - и как может - феномен самопровозглашённых "народных" республик повлиять на политическую дискуссию в РБ?
    • Возможно ли повторение чего-то подобного в ближайшей перспективе на условных "востоке" и/или "западе" Беларуси?

    Приходите - будет интересно!

     

  • Пт
    30
    Май
    2014
    18.00 - 21.00Минск, пр-т Машерова, 9-109. Офис Белорусской партии "Зелёные"

    Недавно отгремели баталии на минских ледовых аренах в рамках Чемпионата мира по хоккею-2014. Совершенно понятно, что пока рано подсчитывать экономический эффект от этого мероприятия, но можно говорить об эффекте политическом: для белорусских властей, системной оппозиции, внесистемной оппозиции и Беларуси в целом. Что, так сказать, мы имеем в "сухом остатке"....

    Стоит ли напоминать, что известие о проведении в Минске ЧМ-2014 многие наши сограждане встретили без особого оптимизма, справедливо посчитав это блажью главного белорусского хоккеиста, готового рискнуть ради своих амбиций белорусским бюджетом (поскольку мероприятие представлялось недешёвым).

    Самая активная часть сомневающихся при поддержке депутатов Европарламента даже стала призывать к отмене чемпионата в Минске и переносе его в другую страну. Однако попытки уговорить ИИХФ пересмотреть свое решение в связи с политической ситуацией в стране, возникшей после декабря 2010 года, провалились, как и вся оппозиционная контропропаганда. В итоге многие эксперты заявили, что белорусская оппозиция "чемпионат мира проиграла" ещё до его начала.

    Но выиграл ли его белорусский президент?

    Да, народу подарили праздник такого масштаба, которого страна ещё не знала в годы своей независимости. Однако этот праздник на фоне девальвационных ожиданий больше походил на "пир во время чумы": роскошные отели, вторая ледовая арена в столице, итак не страдающей от недостатка мест для любителей катания на коньках - пусть даже и с шайбой.

    А построенный в Бобруйске ледовый дворец, который так и не пригодился для целей чемпионата? Он ведь тоже лёг тяжким бременем на республиканский и местный бюджеты.

    Но не будем пока спешить и подождём квалифицированной экономической аналитики относительно итогов Чемпионата мира-2014. А вот о политических итогах можно говорить уже сейчас.

    Если оппозиция и в самом деле проиграла, то попробуем разобраться, в чём состоит её проигрыш. И сможет ли она вынести урок из очередного своего поражения. Второй важный вопрос состоит в том, кто выиграл по итогам чемпионата - в политическом смысле? Белорусский президент, который фактически уже начал свою очередную "гонку" за президентством (в 2015 г. в Беларуси должны состояться очередные президентские выборы) и теперь может записать чемпионат в свою "копилку"? Или вместе с ним выиграла вся Беларусь: народ получил праздник, которого так не хватало, а страна много приобрела в имиджевом смысле?

    Вот и попробуем разобраться на семинаре.

     

     

  • Пт
    05
    Сен
    2014
    18.00 - 20.00Минск, пр-т Машерова, 17-607. Офис Белорусской партии "Зелёные"

    В текущем году мы отмечаем две трагические даты европейской истории: 100 лет с начала Первой мировой войны, и 75 лет с начала Второй мировой. Всё это происходит на фоне череды трагических событий на Украине, вылившихся в непрекращающийся вооружённый конфликт, – и эти события некоторые эксперты спешат представить в качестве тех событий, которые способных послужить началом "третьей глобальной войны".

    При этом ещё со времён школьных уроков истории мы помним, что у каждой войны есть причины (включая цели, которые желает достичь каждый из участников), поводы и последствия. Вместе с тем, любая война так или иначе превращается в "утопию", получая вместо "благого места" (ουτόπος) "место, которого нет" (οὐτόπος).

    Причинами первой большой войны стали накопившиеся многочисленные противоречия в экономико-политической системе мира и накопившиеся обиды участников друг на друга: Франция, например, помнила о печальных для себя итогах франко-прусской войны; родившаяся после франко-прусской войны Германия, как минимум, не успела к разделу "колониального пирога" и очень желала его передела, помимо всего, претендуя ещё и на главенство в Европе. Причины второй большой войны были заложены Версальским мирным договором и сформировавшейся империалистической Версальско-Вашингтонской системой международных отношений, в рамках которой ряд государств оказался в крайне унизительном с точки зрения экономики и национального сознания положении. И если роль экономических факторов в причинах и следствиях обеих войн относительно прозрачны, многократно описаны и ясны, то следует обратить внимание на те факторы, которые в классической марксистской критике относятся к "надстроечным", и, прежде всего, на роль политиков в обоих конфликтах. Так же следует отметить возрастающую роль идеологий и феномена «массового сознания», сформированных и связанных с базисными экономическими процессами, но порой перекрывающих и затемняющих их суть.

    Сейчас, в 2014 году, мы наблюдаем и анализируем события в Украине (превратившимиеся в важнейший текущий геополитический фактор в ходе и по итогам Крымского кризиса февраля-марта). Без сомнения, первопричину этих событий также следует искать в экономической сфере, и, в том числе, в противостоянии уже существовавших и формировавшихся на тот момент экономических блоков, поддержанных соответствующими политиками, представляющими все стороны конфликта; сначала в основном украинскими, с последующим втягиванием в водоворот событий глобальных игроков. Однако всё это привело не только к противостоянию их как сторон в вооруженном конфликте, но и как носителей определённых идеологий, выступивших в качестве субъектов борьбы за «сознание масс».

    Беларусь, зажатая между двумя противоборствующими сторонами и имеющая крайне зависимую от крупных соседей экономику, сейчас вынуждена лавировать, чтобы не поддерживать (во всяком случае, открыто и однозначно) одну из противоборствующих сторон. Но может ли это продолжаться бесконечно? И сколько ещё наш "ближайший союзник" позволит нам играть в "свою игру" на украинском социально-политическом и (что немаловажно) экономическом поле? Во всяком случае, уже сейчас мы можем ощущать экономические, политические и идеологические следствия глобального противостояния идеолого-политических систем.

    Именно поэтому актуальным представляется обсуждение связи экономики, политики и идеологии в свете двух мировых войн и вооруженного конфликта в Украине.

    Основными докладчиками выступят Максим ЛАТУР и Олег НОВИКОВ. В ходе дискуссии попробуем дистанционно услышать и мнение гомельского историка, журналиста и левого активиста Юрия ГЛУШАКОВА.

    Внимание! "Белорусский антиэкспертный центр - Левый клуб" начинает новый дискуссионный сезон в новом помещении - пр-т Машерова, 17-607 - вход слева от "Белой вежы" (здание  РУП "БЕЛГЕОДЕЗИЯ").

  • Пт
    03
    Окт
    2014
    18.20-20.00Минск, пр-т Машерова, 17-607. Офис Белорусской партии "Зелёные"

    Накануне президентских выборов в белорусском оппозиционном сообществе снова начались разговоры о необходимости избрания очередного единого кандидата от оппозиции. И этот пресловутый "единый" снова начинает наделяться некой чрезвычайной потенцией, магической возможностью если не свергнуть правящий режим, то хотя бы  консолидировать для этой цели все национальные  "демократические силы". 

    На самом деле институт «единого» не явился  с неба и не родился сам собой, он имеет конкретную и при этом очень противоречивую природу и не менее противоречивую историю, гораздо более противоречивую, нежели может предполагать демократический электорат. Как минимум потому,  что запрос  на  "единого"  и сам феномен "единого" возникли во вполне определенное время, а именно - когда в страну попытались импортировать модель сербской "бульдозерной" революции.

    При этом тогда избрание единого демократического кандидата не имело ничего общего (или почти ничего общего) с демократической процедурой, а непрозрачная структура финансирования кампании с определённого момента даже играла на руку власти. Симптоматичным представляется также то, что мифическое демократическое единство немедленно испарилось, рассеялось после выборов, исход которых в принципе был предрешён и с самого начала ясен для всех (за редким исключением) участников. Искусственно образованные коалиции никогда не отличались устойчивостью, в особенности, если эти коалиции создаются под конкретные требования и под давлением вполне конкретных структур, осуществлявших финансирование кампании. 

    Впрочем, для нас самое главное, что белорусские левые во всех этих кампаниях, нацеленных на поиск компромиссной политической фигуры, в итоге всегда оказывались на вторых ролях, и при этом программа "единого" фактически нивелировала левую повестку, поскольку предполагаемый "единый" был изначально вписан в либерально-националистический и/или национал-демократический дискурс своих спонсоров.

    В итоге, в преддверии очередных президентских выборов в Беларуси, зададимся главным вопросом: как должны будут поступить белорусские левые и около-левые политические круги в канун избрания очередного "единого", если таковое решение будет принято в среде "демократической оппозиции"? Ответ на этот вопрос мы и попытаемся найти, в том числе проанализировав историю института "единого демократического кандидата" в нашей и не нашей истории.

    Основные докладчики:  Дмитрий "Re Van Shist" и Олег Новиков.

  • Пт
    10
    Окт
    2014
    18.00 - 20.00Минск, пр-т Машерова, 17-607. Офис Белорусской партии "Зелёные"

    Как идеология, эко-социализм, дискуссия о котором началась в 1970-80-х гг.  и сейчас ещё далека отз авершения, представляет собой синтез марксизма, различный концепций социализма, экологической политики и альтер-глобализма. Сторонники этого направления, которых на Западе ещё называют «арбузами» (зелёные — снаружи, красные — внутри), достаточно давно и относительно успешно действуют в рамках красно-зеленых альянсов Европы. В Латинской Америке экосоциализм также получил своё развитие — и теперь больше известен как «социализм XXI века».

    Дискуссия об эко-социализме возникла не случайно. Именно в последней трети XX века стало ясно, что в условиях капиталистического производства, подчинённого "императиву роста", невозможно решение ни одной глобальной экологической проблемы. Однако, как оказалось, и в рамках классической социалистической теории, также ориентированной на экономический рост, этого решения нет.

    "Капитализм, ориентированный на постоянный рост, мёртв. Соци­ализм, также ориентированный на постоянный рос и очень похожий на него, являет собой кривое отражение нашего прошлого, а отнюдь не будущего. Марксизм, оставаясь пока что незаменимым инструмен­том анализа, утратил свою профетическую ценность и значение..." Андре ГОРЦ, "Экология и свобода"

    Экономический рост, который, как предполагалось, должен был обеспечить благополучие и процветание всем и каждому, стал порождать потребности куда быстрее, чем учился удовлетворять их. Обслуживавшая его идеология консумеризма оказалась чрезвычайно опасна для окружающей среды, увеличивая нагрузку на неё и с точки зрения всё более возрастающего использования ресурсов, и с точки зрения постоянного роста отходов производства и потребления.

    Предлагаемое, в этом смысле, теретиками эко-социализма новое, преодолевающее капитализм общество - это пост-консумеристское общество, - общество ограниченного, рационализированного потребления, - радикально порывающее с "экономикой предложения", отказывающееся от капиталистического продуктивизма и ориентитрованное на удовлетворение только реальных потребностей.

    "Некоторые экологи считают, что единственная альтернатива продуктивизму состоит в том, чтобы остановить рост как таковой, либо заменить его негативным ростом – который во Франции называется «спадом»... Но понятие «спад» связано с чисто количественным понятием «роста» и с развитием производительных сил. Лучше подумать о качественной трансформации развития. Это подразумевает две разных, но взаимодополняющих подхода: 1) Не только сокращение, но и блокирование целых секторов экономики, с тем, чтобы положить конец чудовищной трате ресурсов, вызываемой капитализмом – системой, основанной на широкомасштабном производстве бессмысленных и/или вредных продуктов... Новое общество будет ориентировать производство на удовлетворение подлинных нужд, в первую очередь, тех, которые мы можем назвать «библейскими» – вода, пища, одежда и жильё – но включая ключевые услуги: медицину, образование, культуру и транспорт. Таким образом, мы можем говорить о «селективном спаде»; 2) Кроме того, будет необходимо обеспечить «селективный рост» определенных отраслей производства или услуг, отвергаемых капитализмом: солнечной энергетики, органического сельского хозяйства (семейного или кооперативного), общественного транспорта и тому подобного..." Михаэль ЛЕВИ, "К дискуссии об экосоциализме"

    В этом смысле очень важно, что в целом это направление не отвергает ценностей социализма, а напротив - реабилитирует их, находя их непротиворечащими новому "экологическому императиву".

    "Экосоциализм сохраняет освободительные цели социализма первой эпохи и отвергает как половинчатые, реформистские цели социал-демократии, так и продуктивистские структуры бюрократических версий социализма. Он настаивает скорее на пересмотре как пути, так и цели социалистического производства в экологической системе координат. Он делает это с особенным вниманием к «пределам роста», важным для устойчивости общества..." Джоэл КОВЕЛ, Михаэль ЛЕВИ, "Экосоциалистический манифест"

    «Я отвергаю эко-капитализм не только потому, что он не работает, но также – и главным образом - из-за ценностей, которые он представляет: эксплуатация, жестокая конкуренция, поклонение маммоне, профит и жадность как главный мотив любой деятельности. Я за социализм прежде всего из-за его ценностей: равенство, кооперация, солидарность. Свобода и демократия совместимы с этими ценностями, хотя и не были достигнуты в ранее существовавших "социалистических" режимах. Они никак не совместимы с ценностями капитализма, в особенности, в условиях имущественного и властного неравенства..." Сарал САРКАР, «Эко-социализм или эко-капитализм?»

    Впрочем, формирование этого теоретико-политического феномена ещё далеко от завершения, и его настоящее содержание до сих пор является предметом дискуссии. Но уже в самых общих контурах понятно, что глобальная стратегия эко-социализма состоит в ненасильственном демонтаже капиталистической системы государства с упором на коллективную собственность свободно-ассоциированных производителей на средства производства, восстановление общественной собственности и общественного контроля за производством.

    Во всём прочем возможны варианты, особенно в части проектов и прогнозов, включая самые оригинальные: от "Солярного коммунизма" геохимика Дэвида ШВАРЦМАНА, исходящего из необходимости максимально эффективного использования солнечной энергии и учёта теплового баланса земной поверхности, равно как термодинамических процессов внутри Земли, для преодоления системного кризиса человеческой цивилизации и реализации переосмысленной с позиций "солярной экономики" марксистской концепции коммунизма, до био-центричного, анти-консумеристского и ориентированного на "нулевой рост" "общества без потребителей" эколога Сарала САРКАРА.

    В феврале 2013 г. по итогам ряда европейских конференций по эко-социализму и под патронажем французской Левой партии был принят 1-й манифест Конференций по экосоциализму, который можно скачать и с ним познакомится. Он состоит из 18 тезисов, в самых общих чертах маркирующих пространство формирования этого нового политического проекта, который может вдохнуть новую жизнь в ряды дезориентированных и, признаемся, подуставших сторонников левой идеи.

    _________

    Читать по теме:

    Андр ГОРЦ. Идеология автомобилизации

    Дмитрий РАЙДЕР. Мечте навстречу

    Сарал САРКАР. Перспективы эко-социализма

    Алиса БАТТИСТОНИ. Вперёд — к кибер-органическому социализму!

     
     
     

     

  • Вс
    02
    Ноя
    2014
    09.00 - 19.00Renaissance Minsk Hotel, пр-т Дзержинского, 1Е

    27 сентября в Минске пройдёт Green Congress Belarus '2014, организатором которого является Белорусская партия "Зелёные".

    Миссия Конгресса - определить основные направления взаимодействия белорусских "зелёных" и экологических организаций, а также совместно обсудить актуальные проблемы и задачи "зелёного" движения в Беларуси. В качестве специальных гостей в работе Конгресса примут представители от Европейской партии "Зелёных".

    К участию в Конгрессе приглашаются члены экологических общественных организаций и локальных инициатив, специалисты и эксперты в области защиты природы и окружающей среды, альтернативной энергетики и транспорта, "зелёного" образа жизни.

    Место проведения: Renaissance Minsk Hotel, пр-т Дзержинского, 1Е

    Для участия в Конгрессе необходимом пройти регистрацию.

  • Вс
    16
    Ноя
    2014
    10:00Гостиница "Беларусь": Минск, ул. Сторожëвская, 15.

    Информация скоро будет

  • Пт
    21
    Ноя
    2014
    18:00Минск, пр-т Машерова, 17-607. Офис Белорусской партии "Зелёные"

    В прошлое воскресенье некоторые из нас побывали на весьма примечательном мероприятие, озаглавленном очень громко и пафосно - Форум демократических левых сил Беларуси "За социальный прогресс".

    "Силы" на поверку оказались не совсем чтобы "силами", некоторые "левые" не совсем чтобы левыми, местами казалось, что делегации формировались чуть ли не в специализированных политбогодельнях... Но с сожалением приходится констатировать, что пока других "левых" у нас нет.

    Итогом стало принятие Резолюции форума и Основных положений платформы белорусских левых до 2020 года.

    Один из участников мероприятия, скрывшийся под псевдонимом Феликс ДОМАНСКИЙ, поделился субъективным взглядом на произошедшее.

    На очередном заседании Левого клуба мы попросим участников форума поделиться своими впечатлениями, может быть, какими-то кулуарными подробностями, и вместе подумаем:

    ЧТО НАМ СО ВСЕМ ЭТИМ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ?

  • Пт
    28
    Ноя
    2014
    18.00 - 20.00Минск, пр-т Машерова, 17-607. Офис Белорусской партии "Зелёные".

    Последние события в Украине резко актуализировали тему политического национализма в постсоветских государствах. Редакция журнала "Прасвет" и "Левый клуб" приглашают поговорить о современном белорусском национализме.

    Примерные темы для обсуждения:

    • Откуда растут корни современного белорусского национализма - из текстов интеллигенции рубежа 19-20 веков или из политических коллизий 80-90-х годов ХХ века?
    • Базовые тексты и идейные установки современного белорусского национализма.
    • Нужен ли национализм государству или государство нужно националистам? Является ли культурный и политический национализм необходимым элементом строительства независимого государства?
    • Пропаганда и популяризация белорусской культуры и языка в текущей ситуации. Культурный национализм - естественная любовь к национальной культуре или инструмент политической мобилизации?
    • "Великодержавный шовинизм" против "мелкодержавного" - значение России для белорусского национализма.
    • Национализм как модный субкультурный феномен.
    • Национализм и экономика - почему безальтернативной экономической платформой национал-демократических партий в Беларуси является рыночный фундаментализм?

    Приглашаются все желающие.

  • Пт
    12
    Дек
    2014
    18.00 - 20.00Минск, пр-т Машерова, 17-607. Офис Белорусской партии "Зелёные".

    ВЫБОРЫ В МОЛДОВЕ: ОЛИГАРХИ, РЕПРЕССИИ, "ШПИОНЫ ПУТИНА"... И ЛЕВЫЕ ПО РАЗНЫЕ СТОРОНЫ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ БАРРИКАД. КАКИЕ УРОКИ ДОЛЖНЫ ИЗВЛЕЧЬ ИЗ ЭТОГО МЫ - БЕЛОРУССКИЕ ЛЕВЫЕ?

    30 ноября Молдова в очередной раз выбирала свой парламент. Эти выборы многие международные эксперты сразу же назвали «судьбоносными» и чуть ли не "референдумом" по выбору геополитического курса страны. Правящие либеральные партии Молдовы, естественно, выступили за интеграцию в Европу, в то время как оппозиция - за укрепления отношений с Российской Федерацией.

    Перед этим были внеочередные выборы 2010 года, которым, в свою очередь, предшествовал кишинёвский погром 2009 года, получивший в СМИ чёткое и ёмкое имя (хотя и не вполне справедливое) - «Революция булыжников».

    За политическим раскололом теперь Молдову настиг и геополитический. Главный критик "евроинтеграции", Партия социалистов Молдовы (ПСРМ), впервые за свою историю не только преодолела избирательный порог, но и набрала 20,51% голосов, обогнав ближайшего конкурента - правящую Либерал-демократическую партию Молдовы (ЛДПМ) с её 20,16%. Разница составила 5,7 тыс. голосов, что существенно для маленькой Молдовы с населением в 3,6 млн жителей. На третьем месте оказались коммунисты с 17,48% голосов.

    В результате проевропейские силы в парламенте Молдовы имеют 55 голосов из 101 (в прошлом у них было 57 мест). У условно "пророссийских" партий - 46 мест.

    Но эксперты не считают эти выборы полной победой европейского вектора развития страны. Проевропейские партии выиграли, но не победили. Более того, как пишут эксперты, "выборы дали сторонникам евроинтеграции последний шанс". Однако самое непрятное в этой ситуации, что на этот "последний шанс" играет острый политический кризис на левом фланге молдавской политики.

    Легко заметить, что во многом набранные практически с "нуля" 20% Партии социалистов - это бывший электорат молдавских коммунистов, так и не определившихся с геополитическим предпочтениями. Молдавский политический аналитик Эрнест ВАРДАНЯН отмечает, что результат Партии социалистов, "которой социологи давали не более 15%, безусловно, стал неожиданностью выборов. Это объясняется, вероятно, разочарованием электората в коммунистах, которые провалили свою кампанию из-за пассивности и отсутствия внятного месседжа избирателям".

    Немаловажно, что социалистов на этих выборах возглавил Игорь ДОДОН, вышедший с группой товарищей из ПКРМ в 2011 г. из-за конфликта с главным идеологом партии Марком ТКАЧУКОМ.

    R слову, в 2014 г. Партию коммунистов потряс ещё один крупный скандал: 7 июня 2014 года из руководства ПКРМ был исключён сам Ткачук и ряд близких к нему людей: Григорий ПЕТРЕНКО — лидер протестов фермеров на севере страны, и Юрий МУНТЯН – исполнительный секретарь ЦК ПКРМ; под внутрипартийные репрессии попал и Павел ГРИГОРЧУК — молодежный лидер и главный редактор портала «Гренада», вскоре вышедший из ПКРМ.

    Причиной конфликта называют распределение мест в списке партии коммунистов на предстоящих выборах. Якобы места в списке лидер партии Владимир ВОРОНИН распределил в пользу людей главного олигарха Молдовы Владимира ПЛАХОТНЮКА (по совместительству ещё и одного из лидеров входящей в Социнтерн Демократической партии Молдовы, традиционно блокирующейся, тем не менее, с право-либералами на почве безусловного принятия "европейских ценностей").

    Сам Марк Ткачук назвал всё это "мятежом" и действиями "по силовому захвату ПКРМ". Первейшим следствием такого сговора стал видимый крен ПКРМ в сторону «проевропейского» вектора развития, в связи с чем тот же Ткачук заметил, что "партия, критикующая правящую власть и не чурающиеся союза с его представителями — не нужна. Нельзя заявлять о присоединении к Таможенному Союзу и ждать комплиментов от Европейского Союза. Нельзя делать в самый сложный период путаные комментарии только для того, чтобы услышать аплодисменты от тех, кто ждет нашего провала".

    Глядя на такой раскол в левом лагере аналитики после выборов поспешили заявить о возможности создания так называемой «большой коалиции» в составе ДПМ, ЛДПМ и ПКРМ. Якобы на этом настаивают США для того, чтобы продемонстрировать всему миру и в первую очередь России согласие основных политических сил (и даже коммунистов!) в отношении европейской перспективы Молдовы.

    Вдобавок и правящая коалиция, для которой борьба с «экстремизмом», «майданом», «Донбассом в Молдове» и поиски "шпионов Путина" стали главными трендами избирательной кампании, накануне выборов начала репрессии в отношении "несистемных" левых.

    14 ноября было задержано десять активистов организации «Социальный форум Молдовы», которая занималась организацией протестов фермеров на севере Молдовы и массовой агитацией против праволиберального курса правительства. Через три дня из Молдовы были депортированы шесть из них – двое россиян: Максим ФИРСОВ и Виктор ШАПИНОВ, и четверо украинцев: Алексей ДИКИЙ, Дмитрий КАМИНСКИЙ, Владимир ХРАЧОВ и Александр СЕМЕНЕЦ. Все они представляли украинское объединение "Боротьба", которое сами украинские власти внесли в список сепаратистских организаций.

    Затем прошли обыски у активистов молдавского движения «Антифа". По итогам этих мероприятий в тюрьме оказались ещё несколько активистов, среди которых Павел Григорчук и член ПКРМ (после ареста партийцы официально отреклись от него) Михаил АМЕРБЕРГ.

    «Лидеры и члены радикальной организации "Антифа" готовили "насильственный захват власти, а также дестабилизацию общественно-политической ситуации” после парламентских выборов», – сообщили в молдавской прокуратуре.

    Впрочем, не может не радовать, что правые и прозападные партии потратили очень много денег на то, чтобы уговорить людей за них проголосовать, но не смогли, отмечают местные эксперты, набрать больше, чем на прошлых выборах. Огорчает только раскол левых, которые даже перед лицом очередной право-либеральной победы оказались не в состоянии преодолеть личные антипатии и выступить консолидировано. Ведь суммарная поддержка левой оппозиции оказалась бы весьма существенной, и если бы удалось создать широкую левую коалицию, включив в неё карликовые левые партии с их устойчивым электоратом, распределение мест в молдавском парламенте могло оказаться иным. Но вмешался геополитический фактор, а ещё кого-то снова "купили".

    Что во всём этом может заинтересовать нас, белорусских левых? Какие уроки мы можем вынести? В том числе и в связи с теми же геополитическими раздражителями? И в связи с навязываемой нам необходимостью выбора между геополитическим векторами? И в контексте постоянного желания определённых (известных) сил сыграть на левом поле свою игру, монополизировать право на формирование левой повестки, а для этого расколоть левых, не дать консолидировать левых под иными знамёнами?

    Вот об этом и поговорим в пятницу, 12 декабря.

    Приходите, будет интересно.

    ______________

    Читать по теме:

    Что происходит в Молдове?

    Павел ГРИГОРЧУК: Страна больна и не осознаёт этого

    Молдова накануне выборов: Поиски шпионов Путина, обыски, аресты

    Эрнест ВАРДАНЯН: «В Кишиневе возможен свой «Майдан», и организует его именно власть»

    Молдова: выборы дали сторонникам евроинтеграции последний шанс

    Евгений СОБОР: Электоральный P.S. Правящие партии победили «достойно». А что выиграли избиратели?

    «Противостояние» Зураба ТОДУА (X). Выборы 2014

    «Какую биографию делают…». Роль независимых от совести СМИ в аресте Павла Григорчука и Михаила Амерберга

    Площадь, не ставшая Майданом: как Молдова спасалась от «русской весны»

  • Вт
    16
    Дек
    2014
    18.00 - 20.00г. Минск, пр-т Машерова, 17-607. Офис Белорусской партии "Зелёные"

    Белорусские молодые Зелёные приглашают 16 декабря в 18.00 на публичную лекцию антиядерного активиста Ясухиро Игораши "Япония: жизнь после "Фукусимы".

    Эксперт расскажет о том, как живут японцы после аварии на АЭС "Фукусима-1", о работе экономики страны после остановки всех атомных реакторов. На материале собственных исследований Ясухиро Игораши даст сравнительную оценку радиоактивного загрязнения зон, прилегающих к Чернобыльской АЭС и АЭС "Фукусима-1", расскажет о том, как ядерное лобби сдерживает развитие альтернативных источников энергии.

    В ходе встречи участники смогут задать интересующие их вопросы, провести сравнения с Беларусью, где строится своя атомная электростанция, порассуждать о перспективах создания принципиально новых энергосистем.

    Об эксперте:

    Ясухиро Игораши родом из префектуры Фукусима (Япония), сегодня проживает в Варшаве (Польша). После катастрофы на Фукусиме 11.03.2011 года, он стал проводить собственные исследования и организовывать открытые лекции для польской общественности об этой катастрофе и неизвестных сторонах японской энергетической политики. Ясухиро Игораши берет интервью у белорусов на тему катастрофы на Чернобыльской АЭС, чтобы рассказать о белорусском опыте японской общественности.

  • Вт
    27
    Янв
    2015
    18:00Минск, пр-т Машерова, 17 - 607

    Быстро меняется ситуация в Европе. Прежняя политическая гегемония право-либеральных и центристских "кругов" уходит в прошлое. На авансцену активно возвращаются левые, готовые снова начать превращать свои идеи в конкретные социально-политические и социально-экономические практические решения.  К власти в Европе приходят люди, которые не скрывают своего позитивного отношения к марксизму и радикально отрицают неолиберальные подходы в экономике, приносящие богатства немногим, а несчастья - большинству. И впервые - за много-много европейских десятилетий - это может быть реализовано на государственном уровне. 

    В Греции в это воскресенье, 25 января, должны состояться досрочные парламентские выборы. Борьба идёт между двумя силами: ныне правящей право-центристской партией «Новая демократия», глава которой Антонис Самарас занимает сейчас пост премьер-министра, и левосоциалистической Коалицией радикальных левых сил (СИРИЗА), возглавляемой молодым и амбициозным политиком Алексисом Ципрасом. В случае победы условных «красных», которые лидируют по опросам (за СИРИЗА могут проголосовать 36% избирателей, в то время когда за "Новую Демократию" – менее 31%), Греция может выйти из "еврозоны", ввести мораторий на выплаты по госдолгу (сегодня он достигает 322 млрд евро) и пересмотреть условия предоставления стране финансовой помощи.  Сам Ципрас говорит, что в основе политики нового правительства будет лежать восстановление социальной справедливости, прекращение политики жёсткой экономии и борьба с гуманитарным кризисом в Греции, вызванным безответственным исполнением всех без исключения требований внешних кредиторов нынешним греческим правительством.(далее…)

  • Чт
    12
    Мар
    2015
    19:00Бизнес-клуб "Имагуру": г. Минск, ул. Фабрициуса, 4.
    В четвертую годовщину аварии на АЭС Фукусима, приглашаем Вас принять участие в общественной дискуссии о том, как японская ядерная трагедия влияет на экологию и экономику всего мира. 
     
    Об одной из самых страшных ядерных аварий в истории, произошедшей всего 4 года назад, начинают забывать, о ней все реже говорят политики и все меньше пишут СМИ. 
     
    При этом ее экологические последствия продолжают усугубляться, с каждым годом представляя все больший риск для населения Земли. А в истории атомной энергетики она стала точкой отсчета нового времени - точкой невозврата. 
    • Как развивалась бы мировая энергетика, не будь Фукусимы, и что  будет с ней теперь?
    • Ждут ли нас в будущем новые Фукусимы?
    • Ускорит ли авария на японской АЭС  переход к альтернативной энергетике?
    • Какая связь между Фукусимой и строительством АЭС в Беларуси?
    Давайте порассуждаем об этом вместе 12  марта в 19:00 в бизнес-клубе "Имагуру" (Фабрициуса, 4) .
     
    Организаторами мероприятия выступают общественное объединение «Экодом», товарищество «Зелёная сеть» и Белорусская партия «Зелёные».
     
     Источник - пресс-служба БПЗ
     
  • Пт
    13
    Мар
    2015
    16.00 - 19.00Офис Белорусской партии "Зелёные": г. Минск, пр-т Машерова 17, ком. 607.

    Приглашаем всех, кто заинтересован в теме организации общественных экологических акций и кампаний, на встречу с представителем Greenpeace.

    После большой встречи в бизнес-клубе "Имагуру" в более приватной обстановке офиса Белорусской партии "Зелёные"  можно узнать из "первых уст":

    • Как изменялись методы организации акций и кампаний в разное время и в разных странах?
    • Есть ли универсальный секрет успеха?
    • Как эффективно сочетать онлайн и оффлайн кампании?

    Ян Хаверкамп (Jan Haverkamp),  эксперт Greenpeace по ядерной энергетике,  расскажет о богатом опыте  Greenpeace  в организации не только антиядерных акций, но  и общественных кампаний на разные темы.

    А мы все вместе сможем обсудить, как можно было бы применить этот опыт в Беларуси.

    Источник - пресс-служба БПЗ

     
  • Пт
    20
    Мар
    2015
    17.00 - 19.00Оффис Белорусской партии "Зелёные": г. Минск, пр-т Машерова 17, ком. 607.

    hlskПриглашаем на презентацию книги белорусского историка, первого зам. председателя Белорусской партии "Зелёные" Юрия ГЛУШАКОВА "Революция умерла! Да здравствует революция!" Анархизм в Беларуси (1902-1927)", вышедшую в 2015 году.

    Книга Юрия Глушакова является первой крупной принципиально исторической работой, освещающей формирование и развитие анархистского движения первой четверти ХХ века на территории нынешней Республики Беларусь.

    Опираясь на широкий круг источников — документы из архивов Беларуси и России, сообщения в легальной и подпольной прессе, воспоминания очевидцев, а также немногочисленные исследования историков, — автор рисует живую картину бурной общественно-политической жизни в Гродненской, Минской, Могилевской, Витебской и Виленской губерниях. Именно здесь около 1902 года появились первые собственно анархистские организации Российской империи, зародились и активно действовали другие революционные течения. Книга показывает важную роль, сыгранную этими организациями, активистами и идеологиями в революции 1905—1907 годов, в межреволюционную эпоху и после крушения царизма.(далее…)

  • Вт
    24
    Мар
    2015
    19.00 - 20.00Оффис Белорусской партии "Зелёные": г. Минск, пр-т Машерова, 17, ком. 607.

    Молодые белорусские "Зелёные" приглашают 24 марта на публичную лекцию Джона Л. Росмэна “Автомобилизация и политика землепользования”.

    Toolwiz20153-19-9-34-59

    Машины занимают каждый свободный метр городского пространства... Пешеходы и велосипедисты вынуждены подстраиваться под капризы автовладельцев... Зеленые дворы и детские площадки превращаются в автомобильные парковки... Воздух отравляется все большим количеством выхлопов...

    Автомобилизация Минска повлекла за собой проблемы, которые признают даже самые заядлые автомобилисты. Эксперт в области транспорта и городского пространства Джон Росмэн предлагает поискать пути решения этих проблем, обратив внимание на политику землепользования. Для Беларуси это очень актуальный вопрос - ведь земля находится, в основном, в государственной собственности.

    • Почему получается, что одни имеют на нее как будто больше прав, чем другие?
    • Как сделать, чтобы она использовалась действительно справедливо?
    • Что такое субурбанизация и как это явление соотносится с белорусской реальностью?

    (далее…)

  • Пт
    27
    Мар
    2015
    17.30 - 20.00Оффис Белорусской партии "Зелёные": г. Минск, пр-т Машерова, 17-607.

    На очередном заседании "Левого клуба" мы решили обратиться к достижениям британского социального кинематографа и предлагаем совместный просмотр фильма "Гордость" (2014). Лента рассказывает о малоизвестном эпизоде из истории Великобритании 1980-х гг. - эпохи тэтчеризма, диско, бонхэдов и шахтерских забастовок - о том как группа геев и лесбиянок из Лондона объединились для того, чтобы собрать деньги для бастующих шахтеров в Уэльсе.

    kinopoisk.ruВзаимные предрассудки и стереотипы, завязанные на социальных, гендерных, культурных и прочих различиях, - «эти валлийские рудокопы – нетолерантные провинциальные гопники» vs «эти лондонские геи – мажорные столичные извращенцы», - преодолеваются, в первую очередь, за счёт солидарности угнетённых по различным признакам социальных групп против общего врага в лице консервативно-неолиберальной господствующей верхушки; во-вторых – за счет личностных симпатий, дружбы и человечности отдельных представителей бастующих шахтёров и ЛГБТ-коммьюнити.(далее…)

  • Пт
    10
    Апр
    2015
    18.00 - 20.00Оффис Белорусской партии "Зелёные": г. Минск, пр-т Машерова 17, ком. 607.

    Жан-Поль САРТР (1905-1980) — выдающийся французский философ, представитель атеистического экзистенциализма, который, как известно, строился вокруг одного замечательного тезиса: «человек конечен, обречён на свободу и вынужден бороться с миром за смысл своего существования». Наш товарищ Максим ЛАТУР предложил "вернуться" к Сартру на очередном заседании Левого клуба.

    Кто-то, навернеое, снова скажет - интеллектуальное ретро. Но с этим в корне не согласен наш докладчик, до сих пор считающий Сартра актуальным, и во многом недопонятым и недооцененным автором. Особенно - в социально-политическом плане. А даже если и "ретро" - никогда не поздно оглянуться назад и оценить: не оставили ли мы там чего-то нужного, полезного, без чего наша философская работа пробуксовывает  и так далее.(далее…)

  • Пт
    17
    Апр
    2015
    18.00 - 20.00Оффис Белорусской партии "Зелёные": г. Минск, пр-т Машерова, 17-607.

    На очередном мероприятии "ЛЕВОГО КЛУБА" кандидат философских наук Александр САРНА проанализирует специфику "боевых действий" в медиапространстве и пополнение нашего идеологического словаря в контексте того, что теперь принято именовать "информационной войной", развернувшейся между противоборствующими сторонами украинского конфликта.война инф. 3

    «Украина в российской пропаганде предстает как „недогосударство“, не имеющее собственной позиции, рассадник фашизма и национализма, где всем заправляют наследники Степана Бандеры. В свою очередь в западных и часто украинских СМИ Россия — преемница СССР и агрессор, продолжающий традиции „холодной войны“. Это самый востребованный шаблон», - констатирует докладчик.
    (далее…)

  • Ср
    22
    Апр
    2015
    18:30Октябрьская площадь, д.1, конференц-зал клуба "Центр".

    Белорусская партия "Зелёные", товарищество "Зелёная сеть" и общественное объединение “Экодом” приглашают 22 апреля на публичную дискуссию "ЧЕРНОБЫЛЬ - СЕГОДНЯ. ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ. Последствия Чернобыльской катастрофы, актуальные в наше время".

    chern_2015

    Спустя почти три десятилетия после Чернобыльской катастрофы ее стали воспринимать как далекую историю. Но это не так. Чернобыль сильнейшим образом влияет на нас сегодня и продолжит влиять в будущем.
    • Насколько хорошо мы представляем, каковы настоящие последствия Чернобыля?
    • Какое воздействие они оказывают на нас сегодня и как отразятся на наших детях и внуках?
    • Каким рискам подвергаются жители Беларуси и что можно сделать для того, чтобы защититься от  них?

    (далее…)

  • Пт
    24
    Апр
    2015
    19:00Офис Белорусской партии "Зелёные": Минск, пр-т Машерова, 17-607.

    Молодые белорусские "Зелёные" приглашают на открытую лекцию выпускницы Экологического университета им А.Д. Сахарова, эксперта в сфере медицинской экологии и радиобиологии Марии ДЗЮБЕНКО

    РАДИАЦИЯ: С ЧЕМ ЕЁ ЕДЯТ?

    • Какими хитрыми путями радиация попадает в организм человека и какие изменения происходят с ним под её влиянием?
    • Почему малые дозы радиации не менее опасны, чем большие?
    • Что вообще такое норма облучения и кто ее устанавливает?
    • Что такое теория гормезиса и  что будет происходить с нашей эндокринной системой в будущем?

    (далее…)

  • Пт
    15
    Май
    2015
    18.00 - 20.00Офис Белорусской партии "Зелёные": г. Минск, пр-т Машерова, 17-607.

    Советская пропаганда превратила Л.Д. ТРОЦКОГО и его теорию «перманентной революции» в самое настоящее "исчадие ада". Книги Троцкого не издавались, само понятие «троцкист» было чуть ли не ругательством, а для члена КПСС, наверное, не было греха страшнее, чем обвинение в троцкизме.

    троцкий vs сталинПосле исчезновения СССР с карты мира и падения "железного занавеса", запрещённые в своё время книги начали тиражироваться тоннами, потом и в интернете появились специализированные ресурсы, стали образовываться разнообразные социалистические организации троцкистского толка. Тем не менее, усилиями сталинистов и «официальной» пропаганды идеи Троцкого продолжали и продолжают демонизироваться, некоторые представители левого движения, наверное, по инерции продолжают относиться к наследию Троцкого и его последователей несколько предвзято.(далее…)

  • Ср
    20
    Янв
    2016
    18:30 - 20:00Минск, ул. Мельникайте, 2 - 1803, офис "Белорусской партии зелёные"

    За время, прошедшее с момента своего появления, марксизм породил множество различных доктрин и практик. Одной из таких доктрин, сделавшей практику своим основанием, стал маоизм.

    65493-01

    Зародившись как ортодоксальное учение, противостоящее советской практике марксизма, он нашел отклик среди крестьян и рабочих третьего мира, студентов Красного Мая и антирасистов в США. Маоизм поднял проблемы глобального перераспределения ресурсов, дополнив собой теорию империализм, вопросы национального самосознания "восходящих" этносов, угнетения женщин и сексуальных меньшинств, экологии. Об этих вопросах и вариантах их решения в рамках одной из марксистских тенденций мы и поговорим на первом в этом сезоне семинаре "Левого клуба".

  • Пт
    12
    Фев
    2016
    18.30 - 20.00Минск, ул. Мельникайте, 2 - 1803. Офис Белорусской партии "Зелёные"

    Заметным явлением актуальной общественно-политической жизни Беларуси в последние несколько недель или даже месяцев стали протесты индивидуальных предпринимателей, выступающих против вступления в силу Указа Президента РБ №222 от 16 мая 2014 г. «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами», согласно которому запрещается реализация импортной продукции без соответствующих сертификатов и накладных.

    business05_resize

    Следует отметить, что в процессе реализации указа, например, несколько раз продлевали срок, когда можно было торговать остатками несертифицированного товара, сняли ограничения на количество торговых точек, позволили нанимать на работу не только родственников. При этом ИП-шникам дали понять: с начала года указ начнёт работать обязательно. Тем не менее, реализация указанного нормативного акта всё равно привела к остановке деятельности вещевых рынков, росту протестных настроений среди индивидуальных предпринимателей, за которые пытается «зацепиться» часть белорусской либеральной оппозиции.

    Нельзя не отметить, что протестное движение ИП-шников является заметным событием, поскольку конфликт с государством достаточно редкое социальное явление в постсовременной Беларуси. Как правило, в подобных ситуациях люди предпочитают приспосабливаться, в том числе и за счёт несовершенного законодательства, низовой коррупции и т.д.

    С другой стороны протесту ИП характерно ряд противоречивых моментов.

    Очевидно, феномен ИП является продуктом опредёленного и очень конкретного этапа развития капитализма в постсоветской Беларуси, когда кризис планового хозяйства, остановка "гигантов индустрии", катастрофическое падение доходов в традиционных для СССР секторах экономики привёл много людей в мелкий «челночный» бизнес. Но, как свидетельствует опыт Восточной Европы (например, судьба варшавского рынка «Стадион»), по мере концентрации капитала и прихода в страну крупных иностранных инвестиций этот сегмент обречён на деградацию ввиду невозможности конкурировать с крупными торговыми сетями и крупными оптовиками.

    Корпоративная культура ИП долгое время была и остаётся инкубатором либеральной идеи «селф мэйд мена», что, определённо, противоречит современным реалиям белорусского общества, где происходят процессы социального (классового) расслоения. Более того, среда самих ИП неоднородна, значительную часть предпринимателей составляют, как правило, банальные «реализаторы» (фактически - наёмные работники), зачастую лишённые множества положенных им социальных гарантий и прав (например, оплачиваемых "больничных").

    Противоречивым является и  место ИП в системе национальной экономике, поскольку их деятельность объективно направлена на подрыв отечественного производителя, прежде всего, в сфере лёгкой промышленности.

    С другой стороны, анализируя ситуацию на местах, нельзя не признать важную роль мелких и средних предпринимателей в экономической жизни «малых городов» Беларуси, где после разрушения градообразующих предприятий рыночная торговля позволила частично сгладить проблему безработицы.

    В итоге, как представляется, белорусская левая, если она рассчитывает стать реальным субъектом политических процессов в стране, должна сформулировать свой оригинальный системный подход к явлению мелкого торгового индивидуального предпринимательства, протестам "самозанятых" ИП и предложить конструктивную формулу решения проблемы.

    Основной докладчик - Олег НОВИКОВ.

  • Пт
    19
    Фев
    2016
    18.30 - 20.00Минск, ул. Мельникайте, 2 - 1803. Офис Белорусской партии "Зелёные"

    Как известно, коммунистическое движение в послевоенный период оказалось в глубоком кризисе, связанном как с относительным успехом реформистских партий и движений в деле защиты прав и интересов трудящихся, так и с неудачами построения социализма в «одном отдельно взятом» СССР, после – в странах «народной демократии». Всё это вызвало необходимость пересмотра основных идеологем, на которые традиционно опиралось коммунистическое движение. Ответом на новые вызовы многие посчитали «еврокоммунизм».

    1

    Оформившись в 1970-х гг., еврокоммунизм завоевал популярность у многих партий Европы, носивших названия «коммунистических». Однако основополагающие принципы этого идеологического течения до сих пор толком не оформлены в единый идеологический комплекс. Даже вопрос о возникновении, основоположниках и истоках еврокоммунизма остаётся на сегодняшний день дискуссионным и не имеет однозначного ответа среди исследователей.

    Обычно говорят о том, что еврокоммунизм сформировался за счёт критики претензий КПСС на руководство коммунистическим движением и советской модели социализма, а также стремления к реформированию идейных и политических платформ путём отказа от тезисов «классовой борьбы», «мировой революции», «диктатуры пролетариата» и так далее. Важным также представляется принципиальный переход к методам парламентской борьбы. При этом теоретики «еврокоммунизма» риторически не порывали с самим марксизмом (отказываясь только от его «догматизированного» советского марксистско-ленинистского варианта) и отказывались идентифицировать себя с реформизмом социал-демократии.

    В итоге, современный облик мирового коммунистического движения (которое трудно теперь назвать «коммунистическим» в классическом понимании) сформировался, во многом, именно благодаря принятию доктрины еврокоммунизма влиятельной частью европейских компартий: Итальянской коммунистической партией, Шведской компартией и ФКП. После восстановления своей деятельности в 1977 году к еврокоммунизму пришла и Коммунистическая партия Испании, лидер которой Сантьяго КАРРИЛЬО даже отметился книгой «Еврокоммунизм и государство». Многими из них эта доктрина используется и по сей день, хоть зачастую это и не закреплено в официальных партийных документах.

    В наших условиях идея «еврокоммунизма» не получила особого распространения, хотя ряд представителей постсоветской левой интеллигенции сетуют на то, что в странах, образовавшихся после распада СССР, нет партий, стоящих на позициях еврокоммунизма. Они считают, что если бы коммунисты смогли возглавить поход «за демократией», - как идеологически, так и политически, - то либералы были бы оттеснены на обочину политической жизни.

    Однако что на самом деле представляли из себя «еврокоммунистические» прочтения марксизма и чего они стоили для коммунистического движения? Жив ли еврокоммунизм сегодня и возможно ли заимствование (и насколько) его идеологических и политических позиций, его уникального опыта субъектами белорусской левой сцены? Это мы и постараемся рассмотреть на мероприятии.

  • Сб
    19
    Мар
    2016
    18.00 - 20.00Минск, Мельникайте, 2 - 1803

    Ровно 25 лет назад, 17 марта 1991 года, состоялся единственный за 70-летний период существования СССР общесоюзный референдум, касавшийся возможности (или невозможности) сохранения Союза ССР. Перед гражданами Советского Союза был поставлен один-единственный вопрос: "Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?".

    61e1d36a17661bfb8960a40b1e46ae09

    В Казахской ССР голосование на референдуме СССР проводилось по вопросу, сформулированному Верховным Советом республики: "Считаете ли вы необходимым сохранение Союза ССР как Союза равноправных суверенных государств". При этом Президиум Верховного Совета Казахской ССР официально просил включить результаты голосования в общие итоги референдума СССР.

    По итогам плебисцита Центральная комиссия по проведению референдума установила, что абсолютное большинство граждан высказались за сохранение союзного государства в "обновленном виде" - 77,85 %, против - 22,15%. Явка составила 80,03%.

    Как мы знаем теперь, юридических последствий этот референдум не имел. Августовкий путч сорвал подписание федеративного договора «О Союзе Суверенных Республик». Инициированный советским руководством "ново-огарёвский процесс" по созданию нового конфедеративного проекта «Союза Суверенных Государств» был грубо и недипломатично прерван странами-инициаторами создания СНГ - "Союза независимых государств" (до сих пор формально существующей межправительственной организации, не имеющей статуса государства), - которые посчитали, "что переговоры о подготовке нового Союзного Договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом".

    648ed62d476a34e6e85382c1db7f841f

    Так СССР прекратил своё физическое существование. Однако "советскость" осталась с нами, переведя Союз ССР в его новое - призрачное, фантомное - состояние, тогда как итоги первого и последнего советского референдума приобрели сугубо риторический статус. Уже в 1996 году российская Государственная Дума предприняла попытку принятия постановление «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР», но вопследствии была вынудена признать его сугубо "политическим" заявлением, отражающим только "гражданскую и политическую позицию" самих принявших постановление депутатов.

    Однако и этот "беззубый" их выпад вызвал совсем нешуточную реакцию руководства Грузии, Армении, Молдовы, Узбекистана и Азербайджана.

    Это означало тогда, что даже "призрачный" статус СССР заставлял с ним считаться, что ментальные "призраки" СССР ещё не покинули восточно-европейский политический ландшафт и подолжали беспокоить лидеров "независимых" государств и тогдашних действующих политиков.

    b10a7202caf6576850ef12414467f2d7

    Не станем тут останавливаться на подробных причинах их "фантомных" страхов, связанных, в основном, с их националистическими обещаниями и только-только случившимся разделом прежней союзной собственности с последующей её приватизацией в большинстве стран постсоветского пространства. Интереснее другое - "фантомные" страхи не ушли и прошествии десятилетий, когда, вроде бы, и прежние постсоветские "борцы" с СССР сошли на нет, и вопросов по поводу прежней советской собственности не возникает. Однако нет - "Остальгия" как она есть! - она по прежнему со многими нами, она по прежнему со многими гражданами государств, когда-то входивших и даже не входивших в СССР.

    В итоге в последнее время мы наблюдаем очередной "крестовый поход" на "советское", призванный либо изъять из нашей памяти, всё, что связано с Союзом ССР, либо присвоить эту память, сделать её значимой частью принципиально иной, не советской культуры. И происходит это в рамках трёх, как минимум, форм негации "советского": национализации нашего общего прошлого в пользу отдельных постсоветских наций, находящихся в стадии формирования, десоветизации их настоящего и апроприации "советского" постсоветскими же правыми.

    e68a4466174fc52df23bc1a71fb6bce2

    Вот об этом и попробуем поговорить. Но прежде мы хотели бы, чтобы Вы сами спросили у себя - чем был и чем остаётся СССР для Вас? С этого и начнём...

    Все фото - Ребекки ЛИТЧФИЛД

  • Пт
    20
    Май
    2016
    18.30 - 20.00г. Минск, ул. Мельникайте, 2 - 1803. Офис Белорусской партии "Зелёные"

    За последние 20 лет в общественном сознании за Беларусью прочно закрепился образ страны чуть ли не «социалистической» ориентации. Особенно этот "миф" распространён среди граждан "ближнего" зарубежья. Всему этому усиленно способствуют как белорусские, так и зарубежные СМИ.

    panno

    Панно "Октябрь", 1970-80-е гг., г. Минск

    В этом смысле вопрос о том, является ли Беларусь страной, осуществляющей социалистический проект сегодня, остаётся открытым. Единого мнения на эту тему до сих пор не существует.

    А между тем, для левых этот вопрос остаётся принципиальным, ведь именно от его решения зависит дальнейшая стратегия и тактика левого движения в Беларуси.

    Многие наши сограждане (особенно печально, что это касается, в основном, молодого поколения) так и воспринимают социально-экономическую реальность в Беларуси - как социалистическую - не умея или не желая её отличать от лево-либеральной практики "социального государства" (которое, впрочем, тоже в Беларуси близко к "закату"). Негативно воспринимая многолетний проект белорусского президента, они автоматически переносят это отношение на всё левое движение Беларуси, считая именно его виноватым во всех социально-экономических и социально-политических перекосах в белорусской общественной системе.

    А это, в свою очередь, ставит перед нами вопрос о нашей левой идентичности.

    В пятницу, 20 мая, наш молодой товарищ Павел КАТОРЖЕВСКИЙ, попробует начать разговор о белорусском "социалистическом" мифе, после чего мы все сможем поучаствовать в дискуссии, в том числе и попробовать поговорить о идентичности белорусских (демократических) левых.

    В итоге, предварительный план нашей встречи выглядит следующим образом:

    1. Как выглядит "миф о белорусском социализме"
    2. Причины возникновения и содержание
    3. Трансформация мифа
    4. Аргументы "за" и аргументы "против"
    5. Дискуссия.
backtotop