Календарь мероприятий

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Календарь мероприятий

  • Ср
    20
    Янв
    2016
    18:30 - 20:00Минск, ул. Мельникайте, 2 - 1803, офис "Белорусской партии зелёные"

    За время, прошедшее с момента своего появления, марксизм породил множество различных доктрин и практик. Одной из таких доктрин, сделавшей практику своим основанием, стал маоизм.

    65493-01

    Зародившись как ортодоксальное учение, противостоящее советской практике марксизма, он нашел отклик среди крестьян и рабочих третьего мира, студентов Красного Мая и антирасистов в США. Маоизм поднял проблемы глобального перераспределения ресурсов, дополнив собой теорию империализм, вопросы национального самосознания "восходящих" этносов, угнетения женщин и сексуальных меньшинств, экологии. Об этих вопросах и вариантах их решения в рамках одной из марксистских тенденций мы и поговорим на первом в этом сезоне семинаре "Левого клуба".

  • Пт
    12
    Фев
    2016
    18.30 - 20.00Минск, ул. Мельникайте, 2 - 1803. Офис Белорусской партии "Зелёные"

    Заметным явлением актуальной общественно-политической жизни Беларуси в последние несколько недель или даже месяцев стали протесты индивидуальных предпринимателей, выступающих против вступления в силу Указа Президента РБ №222 от 16 мая 2014 г. «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами», согласно которому запрещается реализация импортной продукции без соответствующих сертификатов и накладных.

    business05_resize

    Следует отметить, что в процессе реализации указа, например, несколько раз продлевали срок, когда можно было торговать остатками несертифицированного товара, сняли ограничения на количество торговых точек, позволили нанимать на работу не только родственников. При этом ИП-шникам дали понять: с начала года указ начнёт работать обязательно. Тем не менее, реализация указанного нормативного акта всё равно привела к остановке деятельности вещевых рынков, росту протестных настроений среди индивидуальных предпринимателей, за которые пытается «зацепиться» часть белорусской либеральной оппозиции.

    Нельзя не отметить, что протестное движение ИП-шников является заметным событием, поскольку конфликт с государством достаточно редкое социальное явление в постсовременной Беларуси. Как правило, в подобных ситуациях люди предпочитают приспосабливаться, в том числе и за счёт несовершенного законодательства, низовой коррупции и т.д.

    С другой стороны протесту ИП характерно ряд противоречивых моментов.

    Очевидно, феномен ИП является продуктом опредёленного и очень конкретного этапа развития капитализма в постсоветской Беларуси, когда кризис планового хозяйства, остановка "гигантов индустрии", катастрофическое падение доходов в традиционных для СССР секторах экономики привёл много людей в мелкий «челночный» бизнес. Но, как свидетельствует опыт Восточной Европы (например, судьба варшавского рынка «Стадион»), по мере концентрации капитала и прихода в страну крупных иностранных инвестиций этот сегмент обречён на деградацию ввиду невозможности конкурировать с крупными торговыми сетями и крупными оптовиками.

    Корпоративная культура ИП долгое время была и остаётся инкубатором либеральной идеи «селф мэйд мена», что, определённо, противоречит современным реалиям белорусского общества, где происходят процессы социального (классового) расслоения. Более того, среда самих ИП неоднородна, значительную часть предпринимателей составляют, как правило, банальные «реализаторы» (фактически - наёмные работники), зачастую лишённые множества положенных им социальных гарантий и прав (например, оплачиваемых "больничных").

    Противоречивым является и  место ИП в системе национальной экономике, поскольку их деятельность объективно направлена на подрыв отечественного производителя, прежде всего, в сфере лёгкой промышленности.

    С другой стороны, анализируя ситуацию на местах, нельзя не признать важную роль мелких и средних предпринимателей в экономической жизни «малых городов» Беларуси, где после разрушения градообразующих предприятий рыночная торговля позволила частично сгладить проблему безработицы.

    В итоге, как представляется, белорусская левая, если она рассчитывает стать реальным субъектом политических процессов в стране, должна сформулировать свой оригинальный системный подход к явлению мелкого торгового индивидуального предпринимательства, протестам "самозанятых" ИП и предложить конструктивную формулу решения проблемы.

    Основной докладчик - Олег НОВИКОВ.

  • Пт
    19
    Фев
    2016
    18.30 - 20.00Минск, ул. Мельникайте, 2 - 1803. Офис Белорусской партии "Зелёные"

    Как известно, коммунистическое движение в послевоенный период оказалось в глубоком кризисе, связанном как с относительным успехом реформистских партий и движений в деле защиты прав и интересов трудящихся, так и с неудачами построения социализма в «одном отдельно взятом» СССР, после – в странах «народной демократии». Всё это вызвало необходимость пересмотра основных идеологем, на которые традиционно опиралось коммунистическое движение. Ответом на новые вызовы многие посчитали «еврокоммунизм».

    1

    Оформившись в 1970-х гг., еврокоммунизм завоевал популярность у многих партий Европы, носивших названия «коммунистических». Однако основополагающие принципы этого идеологического течения до сих пор толком не оформлены в единый идеологический комплекс. Даже вопрос о возникновении, основоположниках и истоках еврокоммунизма остаётся на сегодняшний день дискуссионным и не имеет однозначного ответа среди исследователей.

    Обычно говорят о том, что еврокоммунизм сформировался за счёт критики претензий КПСС на руководство коммунистическим движением и советской модели социализма, а также стремления к реформированию идейных и политических платформ путём отказа от тезисов «классовой борьбы», «мировой революции», «диктатуры пролетариата» и так далее. Важным также представляется принципиальный переход к методам парламентской борьбы. При этом теоретики «еврокоммунизма» риторически не порывали с самим марксизмом (отказываясь только от его «догматизированного» советского марксистско-ленинистского варианта) и отказывались идентифицировать себя с реформизмом социал-демократии.

    В итоге, современный облик мирового коммунистического движения (которое трудно теперь назвать «коммунистическим» в классическом понимании) сформировался, во многом, именно благодаря принятию доктрины еврокоммунизма влиятельной частью европейских компартий: Итальянской коммунистической партией, Шведской компартией и ФКП. После восстановления своей деятельности в 1977 году к еврокоммунизму пришла и Коммунистическая партия Испании, лидер которой Сантьяго КАРРИЛЬО даже отметился книгой «Еврокоммунизм и государство». Многими из них эта доктрина используется и по сей день, хоть зачастую это и не закреплено в официальных партийных документах.

    В наших условиях идея «еврокоммунизма» не получила особого распространения, хотя ряд представителей постсоветской левой интеллигенции сетуют на то, что в странах, образовавшихся после распада СССР, нет партий, стоящих на позициях еврокоммунизма. Они считают, что если бы коммунисты смогли возглавить поход «за демократией», - как идеологически, так и политически, - то либералы были бы оттеснены на обочину политической жизни.

    Однако что на самом деле представляли из себя «еврокоммунистические» прочтения марксизма и чего они стоили для коммунистического движения? Жив ли еврокоммунизм сегодня и возможно ли заимствование (и насколько) его идеологических и политических позиций, его уникального опыта субъектами белорусской левой сцены? Это мы и постараемся рассмотреть на мероприятии.

  • Сб
    19
    Мар
    2016
    18.00 - 20.00Минск, Мельникайте, 2 - 1803

    Ровно 25 лет назад, 17 марта 1991 года, состоялся единственный за 70-летний период существования СССР общесоюзный референдум, касавшийся возможности (или невозможности) сохранения Союза ССР. Перед гражданами Советского Союза был поставлен один-единственный вопрос: "Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?".

    61e1d36a17661bfb8960a40b1e46ae09

    В Казахской ССР голосование на референдуме СССР проводилось по вопросу, сформулированному Верховным Советом республики: "Считаете ли вы необходимым сохранение Союза ССР как Союза равноправных суверенных государств". При этом Президиум Верховного Совета Казахской ССР официально просил включить результаты голосования в общие итоги референдума СССР.

    По итогам плебисцита Центральная комиссия по проведению референдума установила, что абсолютное большинство граждан высказались за сохранение союзного государства в "обновленном виде" - 77,85 %, против - 22,15%. Явка составила 80,03%.

    Как мы знаем теперь, юридических последствий этот референдум не имел. Августовкий путч сорвал подписание федеративного договора «О Союзе Суверенных Республик». Инициированный советским руководством "ново-огарёвский процесс" по созданию нового конфедеративного проекта «Союза Суверенных Государств» был грубо и недипломатично прерван странами-инициаторами создания СНГ - "Союза независимых государств" (до сих пор формально существующей межправительственной организации, не имеющей статуса государства), - которые посчитали, "что переговоры о подготовке нового Союзного Договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом".

    648ed62d476a34e6e85382c1db7f841f

    Так СССР прекратил своё физическое существование. Однако "советскость" осталась с нами, переведя Союз ССР в его новое - призрачное, фантомное - состояние, тогда как итоги первого и последнего советского референдума приобрели сугубо риторический статус. Уже в 1996 году российская Государственная Дума предприняла попытку принятия постановление «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР», но вопследствии была вынудена признать его сугубо "политическим" заявлением, отражающим только "гражданскую и политическую позицию" самих принявших постановление депутатов.

    Однако и этот "беззубый" их выпад вызвал совсем нешуточную реакцию руководства Грузии, Армении, Молдовы, Узбекистана и Азербайджана.

    Это означало тогда, что даже "призрачный" статус СССР заставлял с ним считаться, что ментальные "призраки" СССР ещё не покинули восточно-европейский политический ландшафт и подолжали беспокоить лидеров "независимых" государств и тогдашних действующих политиков.

    b10a7202caf6576850ef12414467f2d7

    Не станем тут останавливаться на подробных причинах их "фантомных" страхов, связанных, в основном, с их националистическими обещаниями и только-только случившимся разделом прежней союзной собственности с последующей её приватизацией в большинстве стран постсоветского пространства. Интереснее другое - "фантомные" страхи не ушли и прошествии десятилетий, когда, вроде бы, и прежние постсоветские "борцы" с СССР сошли на нет, и вопросов по поводу прежней советской собственности не возникает. Однако нет - "Остальгия" как она есть! - она по прежнему со многими нами, она по прежнему со многими гражданами государств, когда-то входивших и даже не входивших в СССР.

    В итоге в последнее время мы наблюдаем очередной "крестовый поход" на "советское", призванный либо изъять из нашей памяти, всё, что связано с Союзом ССР, либо присвоить эту память, сделать её значимой частью принципиально иной, не советской культуры. И происходит это в рамках трёх, как минимум, форм негации "советского": национализации нашего общего прошлого в пользу отдельных постсоветских наций, находящихся в стадии формирования, десоветизации их настоящего и апроприации "советского" постсоветскими же правыми.

    e68a4466174fc52df23bc1a71fb6bce2

    Вот об этом и попробуем поговорить. Но прежде мы хотели бы, чтобы Вы сами спросили у себя - чем был и чем остаётся СССР для Вас? С этого и начнём...

    Все фото - Ребекки ЛИТЧФИЛД

  • Пт
    20
    Май
    2016
    18.30 - 20.00г. Минск, ул. Мельникайте, 2 - 1803. Офис Белорусской партии "Зелёные"

    За последние 20 лет в общественном сознании за Беларусью прочно закрепился образ страны чуть ли не «социалистической» ориентации. Особенно этот "миф" распространён среди граждан "ближнего" зарубежья. Всему этому усиленно способствуют как белорусские, так и зарубежные СМИ.

    panno

    Панно "Октябрь", 1970-80-е гг., г. Минск

    В этом смысле вопрос о том, является ли Беларусь страной, осуществляющей социалистический проект сегодня, остаётся открытым. Единого мнения на эту тему до сих пор не существует.

    А между тем, для левых этот вопрос остаётся принципиальным, ведь именно от его решения зависит дальнейшая стратегия и тактика левого движения в Беларуси.

    Многие наши сограждане (особенно печально, что это касается, в основном, молодого поколения) так и воспринимают социально-экономическую реальность в Беларуси - как социалистическую - не умея или не желая её отличать от лево-либеральной практики "социального государства" (которое, впрочем, тоже в Беларуси близко к "закату"). Негативно воспринимая многолетний проект белорусского президента, они автоматически переносят это отношение на всё левое движение Беларуси, считая именно его виноватым во всех социально-экономических и социально-политических перекосах в белорусской общественной системе.

    А это, в свою очередь, ставит перед нами вопрос о нашей левой идентичности.

    В пятницу, 20 мая, наш молодой товарищ Павел КАТОРЖЕВСКИЙ, попробует начать разговор о белорусском "социалистическом" мифе, после чего мы все сможем поучаствовать в дискуссии, в том числе и попробовать поговорить о идентичности белорусских (демократических) левых.

    В итоге, предварительный план нашей встречи выглядит следующим образом:

    1. Как выглядит "миф о белорусском социализме"
    2. Причины возникновения и содержание
    3. Трансформация мифа
    4. Аргументы "за" и аргументы "против"
    5. Дискуссия.
backtotop