Новая книга Франко «Бифо» БЕРАРДИ — «Новые герои. Массовые убийцы и самоубийцы».

В белорусском медийном пространстве не так часто встретишь рецензии на актуальную литературу (особенно если дело не касается белорусских авторов), в отношении же «левой» критической теории дело отстоит ещё печальней. Именно поэтому мы попытались скромно заполнить эту лакуну небольшой рецензией на недавно вышедшую на русском языке книгу Франко «Бифо» БЕРАРДИ

a3012cd5fb60605ce0a23db3fc15d236

Будьте скептичными: не верьте в свои собственные предположения и прогнозы (а также и мои). И не отменяйте революцию. Восстание против власти необходимо, даже если мы не знаем, как победить…

Именно на такой не слишком оптимистичной ноте заканчивается одна из последних книг итальянского философа-автономиста Франко «Бифо» БЕРАРДИ «Новые герои. Массовые убийцы и самоубийцы», являющаяся первой из многочисленной библиографии автора, изданной на русском языке (тиражом аж в полторы тысячи экземпляров). Такой тираж удивителен в сравнении с российскими изданиями итальянских коллег автора по так называемому пост-операизму (Антонио НЕГРИ или Паоло ВИРНО), которые давно стали «мейнстримом» среди последнего поколения русскоговорящих (новых) левых. Однако в отличие от Негри и Вирно, «Бифо» не пытается изобрести новую политическую категорию для претворения в жизнь нового типа политики (коим и является всем известное «множество»), но всё же делает упор на новый тип капитализма, называемый «семиокапитализмом». Это понятие, ставшее возможным благодаря использованию наследия Бодрийяра, может рассматриваться как новое ответвление фрейдомарксистской традиции, так как, как пишет сам Берарди,

«капитализм основан на эксплуатации физической энергии, а семиокапитализм основывается на управлении психической энергии общества» (Фр. Берарди – Новые герои. Массовые убийцы и самоубийцы).

Под психической энергией здесь всё же понимается не какое-нибудь существующее в физическом мире явление (вроде «оргона» у ещё одного фрейдомарксиста —  Вильгельма РАЙХА), но сама человеческая способность воспринимать лингвистические знаки и обмениваться ими же. «Семиокапитализм» же расщепляет эти знаки таким образом, что означающее более не совпадает с означаемым, всё более отделяется от него, что в конечном счёте приводит к рою свободно функционирующих означающих, функционирующих лишь в качестве «пустого» языка, не соотнесенного с конкретными явлениями. Помимо всего прочего, обилие «новых медиа», распространящихся вокруг и буквально входящих в наши тела, также по Берарди распространяет «семиокапитализм».

Логично предположить, что используя инструментарий критики «семиокапитализма» Франко БЕРАРДИ не будет сильно распространяться по поводу таких «материалистических» проблем современного общество как возрастание нищеты, расширяющаяся пропасть между бедными и богатыми и так далее. Вместо этого же арсенал его критики направлен на то явление современного мира, которое вынесено в само название книги. Исследуя множество «кейсов» (начиная от расстрела публики в кинотеатре Колорадо в 2012 году и заканчивая терактами Брейвика) автор обнаруживает в  текстах исполнителей этих преступлений (которые доступны в виде личных дневников или публичных видеороликов снятых убийцами и впоследствии выложенными ими же на Youtube) воспроизводство доминирующего неолиберального дискурса. Фактически очень плотный анализ этих текстов и его соотношение с принципами неолиберализма является наиболее очевидным достоинством книги. Ответ на то, что могло подтолкнуть достаточно тихих и незаметных людей, которым, например, являлся Пекка-Эрик Аувинен, к убийству невиновных людей, обнаруживается именно через анализ этих текстов. Мощный социал-дарвинизм, чья лицемерная логика не обращает внимания на то, что убийцы, как правило, в повседневной жизни не становились «сильнейшими», полностью пропитывает манифесты убийц, вполне вписывающиеся в принципы неолиберализма. Отсутствие же эмпатии благодаря разделённости субъектов  друг от друга посредством «новых медиа», по Берарди, ещё более усиливает саму возможность для так называемого «становления героем» в контексте массового убийства.

Обложка издания Verso Books

Обложка издания Verso Books

Однако такой анализ текстов, соотнесенный с концептом «семиокапитализма», предполагает отнести книгу к очередной «левой публицистике», в последнее время всё чаще аппелирующую к растущей тревоге внутри общества (наиболее известным текстом, эксплуатирующим тему этой тревоги, является «Год невозможного» Жижека), но вряд ли серьёзному, предполагающему наличие новой деятельной стратегии (в условиях всё того же «семиокапитаизма»). Собственно отсутствие этой стратегии или её наличие в принципе отказа от каких-либо прогнозов и вынесены в конец этой книги, что может несколько разочаровать читателя, предполагающим марксисткой совмещение теории и практики (а значит не довольствующимся одним лишь анализом действий современных «массовых убийц»).

В заключение можно посетовать и на посредственный уровень перевода, даже не знакомясь с оригиналом (который, вероятно, был написан на английском и издан Verso Books) можно обнаружить откровенные ляпы (Вальтер БЕНЬЯМИН внезапно превращается в американоподобного «Уолтера»), которых при сравнении текста с оригиналом наверняка можно найти ещё больше.

p.s. Предполагалось, что в этом году на Artes Liberales Минск посетит сам Ф. Берарди (чего всё же, к нашему величайшему сожалению, не произошло). Будем надеяться, что в следующем году итальянец всё же доберется до Минска и стратегии противодействия «семиокапитализму» будут озвучены им самим.

Г.К.   

 


Add Your Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


9 + четыре =

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Новая книга Франко «Бифо» БЕРАРДИ — «Новые герои. Массовые убийцы и самоубийцы».

a3012cd5fb60605ce0a23db3fc15d236 21/06/2016

В белорусском медийном пространстве не так часто встретишь рецензии на актуальную литературу (особенно если дело не касается белорусских авторов), в отношении же «левой» критической теории дело отстоит ещё печальней. Именно поэтому мы попытались скромно заполнить эту лакуну небольшой рецензией на недавно вышедшую на русском языке книгу Франко «Бифо» БЕРАРДИ

a3012cd5fb60605ce0a23db3fc15d236

Будьте скептичными: не верьте в свои собственные предположения и прогнозы (а также и мои). И не отменяйте революцию. Восстание против власти необходимо, даже если мы не знаем, как победить…

Именно на такой не слишком оптимистичной ноте заканчивается одна из последних книг итальянского философа-автономиста Франко «Бифо» БЕРАРДИ «Новые герои. Массовые убийцы и самоубийцы», являющаяся первой из многочисленной библиографии автора, изданной на русском языке (тиражом аж в полторы тысячи экземпляров). Такой тираж удивителен в сравнении с российскими изданиями итальянских коллег автора по так называемому пост-операизму (Антонио НЕГРИ или Паоло ВИРНО), которые давно стали «мейнстримом» среди последнего поколения русскоговорящих (новых) левых. Однако в отличие от Негри и Вирно, «Бифо» не пытается изобрести новую политическую категорию для претворения в жизнь нового типа политики (коим и является всем известное «множество»), но всё же делает упор на новый тип капитализма, называемый «семиокапитализмом». Это понятие, ставшее возможным благодаря использованию наследия Бодрийяра, может рассматриваться как новое ответвление фрейдомарксистской традиции, так как, как пишет сам Берарди,

«капитализм основан на эксплуатации физической энергии, а семиокапитализм основывается на управлении психической энергии общества» (Фр. Берарди – Новые герои. Массовые убийцы и самоубийцы).

Под психической энергией здесь всё же понимается не какое-нибудь существующее в физическом мире явление (вроде «оргона» у ещё одного фрейдомарксиста —  Вильгельма РАЙХА), но сама человеческая способность воспринимать лингвистические знаки и обмениваться ими же. «Семиокапитализм» же расщепляет эти знаки таким образом, что означающее более не совпадает с означаемым, всё более отделяется от него, что в конечном счёте приводит к рою свободно функционирующих означающих, функционирующих лишь в качестве «пустого» языка, не соотнесенного с конкретными явлениями. Помимо всего прочего, обилие «новых медиа», распространящихся вокруг и буквально входящих в наши тела, также по Берарди распространяет «семиокапитализм».

Логично предположить, что используя инструментарий критики «семиокапитализма» Франко БЕРАРДИ не будет сильно распространяться по поводу таких «материалистических» проблем современного общество как возрастание нищеты, расширяющаяся пропасть между бедными и богатыми и так далее. Вместо этого же арсенал его критики направлен на то явление современного мира, которое вынесено в само название книги. Исследуя множество «кейсов» (начиная от расстрела публики в кинотеатре Колорадо в 2012 году и заканчивая терактами Брейвика) автор обнаруживает в  текстах исполнителей этих преступлений (которые доступны в виде личных дневников или публичных видеороликов снятых убийцами и впоследствии выложенными ими же на Youtube) воспроизводство доминирующего неолиберального дискурса. Фактически очень плотный анализ этих текстов и его соотношение с принципами неолиберализма является наиболее очевидным достоинством книги. Ответ на то, что могло подтолкнуть достаточно тихих и незаметных людей, которым, например, являлся Пекка-Эрик Аувинен, к убийству невиновных людей, обнаруживается именно через анализ этих текстов. Мощный социал-дарвинизм, чья лицемерная логика не обращает внимания на то, что убийцы, как правило, в повседневной жизни не становились «сильнейшими», полностью пропитывает манифесты убийц, вполне вписывающиеся в принципы неолиберализма. Отсутствие же эмпатии благодаря разделённости субъектов  друг от друга посредством «новых медиа», по Берарди, ещё более усиливает саму возможность для так называемого «становления героем» в контексте массового убийства.

Обложка издания Verso Books

Обложка издания Verso Books

Однако такой анализ текстов, соотнесенный с концептом «семиокапитализма», предполагает отнести книгу к очередной «левой публицистике», в последнее время всё чаще аппелирующую к растущей тревоге внутри общества (наиболее известным текстом, эксплуатирующим тему этой тревоги, является «Год невозможного» Жижека), но вряд ли серьёзному, предполагающему наличие новой деятельной стратегии (в условиях всё того же «семиокапитаизма»). Собственно отсутствие этой стратегии или её наличие в принципе отказа от каких-либо прогнозов и вынесены в конец этой книги, что может несколько разочаровать читателя, предполагающим марксисткой совмещение теории и практики (а значит не довольствующимся одним лишь анализом действий современных «массовых убийц»).

В заключение можно посетовать и на посредственный уровень перевода, даже не знакомясь с оригиналом (который, вероятно, был написан на английском и издан Verso Books) можно обнаружить откровенные ляпы (Вальтер БЕНЬЯМИН внезапно превращается в американоподобного «Уолтера»), которых при сравнении текста с оригиналом наверняка можно найти ещё больше.

p.s. Предполагалось, что в этом году на Artes Liberales Минск посетит сам Ф. Берарди (чего всё же, к нашему величайшему сожалению, не произошло). Будем надеяться, что в следующем году итальянец всё же доберется до Минска и стратегии противодействия «семиокапитализму» будут озвучены им самим.

Г.К.   

 

By
@
backtotop