Хотелось бы напомнить нашим читателям, что в настоящее время в Минске проходит ежегодный фестиваль ARTES LIBERALES, в этом году посвящённый «поэтике» труда. Не забывая о том, что именно отчуждённые от человека результат его труда и процесс труда являются ключевой проблемой капитализма, можно только приветствовать начинание организаторов фестиваля, которые представляют новые оригинальные ракурсы рассмотрения всевозможных измерений труда.
Программа фестиваля разнообразна и представляет собой мероприятия различного характера — лекции, анализирующие репрезентации определенных трудящихся классов или групп, рефлексия по поводу новых, свойственных ситуации «позднего капитализма», форм труда. Представлены так же попытки осмыслить некоторые острые проблемы современности с точки зрения анализа их как «трудовой деятельности» (например, всем известный и давно обсуждаемый вопрос о том, следует ли считать проституцию «секс-работой»).
Фестиваль продлится до конца апреля. С программой фестиваля можно познакомиться на сайте проекта или в группе Artes Liberales в Facebook.
***
ARTES LIBERALES — как сказано в манифесте проекта – ежегодная серия мероприятий, проводимых в Минске (Беларусь) и нацеленных на подчеркивание важной роли гуманитарного образования в процессе пробуждения творческой и гражданской энергии демократических обществ. Программа включает в себя интеллектуальные дискуссии на темы современного образования, искусства и гуманитарных наук, а также выставки художественных работ, презентации книг, фильмов, видеопроектов и ряд иных инициатив.
Название программы отсылает к греческому термину «Свободные искусства» – так в античном мире называли совокупность знаний, которые должен был освоить свободный гражданин. В средние века «свободные искусства», подразделявшиеся на «искусства слова» – Trivium (грамматика, риторика, диалектика) и «искусства числа» – Quadrivium (арифметика, геометрия, астрономия и музыка), рассматривались как непреложная основа университетского образования.
При этом под «искусством» (ars) понималось не столько художественное мастерство, сколько «практическая наука» – способ постижения мира, основанный на развитом логическом мышлении и системно организованном знании, а термин «артист» (artista) относился в первую очередь к студенту, изучающему «свободные искусства».
Сегодня термином «свободные искусства», как правило, обозначается весь комплекс гуманитарных дисциплин, однако в современной социокультурной и экономической ситуации (одним из характерных признаков которой является закат классического университетского образования и присущих ему ценностей) пространство и возможности для изучения «свободных искусств» стремительно сужаются. Логика и идеология «свободного рынка» диктует прагматический выбор в пользу узких специализаций – с возможностью скорейшей конвертации символического образовательного капитала в реальный капитал. В этих условиях выбор в пользу гуманитарного образования и изучения «свободных искусств» как первого и необходимого для становления автономной и свободной личности уровня университетского образования воспринимается как вызов, как символический протест – против диктатуры рынка, «глухоты специализаций» и засилья технократического мышления, а ещё – как проявление экономически необоснованного «поведения» в пользу бескорыстной любви к искусству…
Редакционное вступление — Г.К., спец. для Left.BY
Хотелось бы напомнить нашим читателям, что в настоящее время в Минске проходит ежегодный фестиваль ARTES LIBERALES, в этом году посвящённый «поэтике» труда. Не забывая о том, что именно отчуждённые от человека результат его труда и процесс труда являются ключевой проблемой капитализма, можно только приветствовать начинание организаторов фестиваля, которые представляют новые оригинальные ракурсы рассмотрения всевозможных измерений труда.
Программа фестиваля разнообразна и представляет собой мероприятия различного характера — лекции, анализирующие репрезентации определенных трудящихся классов или групп, рефлексия по поводу новых, свойственных ситуации «позднего капитализма», форм труда. Представлены так же попытки осмыслить некоторые острые проблемы современности с точки зрения анализа их как «трудовой деятельности» (например, всем известный и давно обсуждаемый вопрос о том, следует ли считать проституцию «секс-работой»).
Фестиваль продлится до конца апреля. С программой фестиваля можно познакомиться на сайте проекта или в группе Artes Liberales в Facebook.
***
ARTES LIBERALES — как сказано в манифесте проекта – ежегодная серия мероприятий, проводимых в Минске (Беларусь) и нацеленных на подчеркивание важной роли гуманитарного образования в процессе пробуждения творческой и гражданской энергии демократических обществ. Программа включает в себя интеллектуальные дискуссии на темы современного образования, искусства и гуманитарных наук, а также выставки художественных работ, презентации книг, фильмов, видеопроектов и ряд иных инициатив.
Название программы отсылает к греческому термину «Свободные искусства» – так в античном мире называли совокупность знаний, которые должен был освоить свободный гражданин. В средние века «свободные искусства», подразделявшиеся на «искусства слова» – Trivium (грамматика, риторика, диалектика) и «искусства числа» – Quadrivium (арифметика, геометрия, астрономия и музыка), рассматривались как непреложная основа университетского образования.
При этом под «искусством» (ars) понималось не столько художественное мастерство, сколько «практическая наука» – способ постижения мира, основанный на развитом логическом мышлении и системно организованном знании, а термин «артист» (artista) относился в первую очередь к студенту, изучающему «свободные искусства».
Сегодня термином «свободные искусства», как правило, обозначается весь комплекс гуманитарных дисциплин, однако в современной социокультурной и экономической ситуации (одним из характерных признаков которой является закат классического университетского образования и присущих ему ценностей) пространство и возможности для изучения «свободных искусств» стремительно сужаются. Логика и идеология «свободного рынка» диктует прагматический выбор в пользу узких специализаций – с возможностью скорейшей конвертации символического образовательного капитала в реальный капитал. В этих условиях выбор в пользу гуманитарного образования и изучения «свободных искусств» как первого и необходимого для становления автономной и свободной личности уровня университетского образования воспринимается как вызов, как символический протест – против диктатуры рынка, «глухоты специализаций» и засилья технократического мышления, а ещё – как проявление экономически необоснованного «поведения» в пользу бескорыстной любви к искусству…
Редакционное вступление — Г.К., спец. для Left.BY