«Стильное время»: между «старым» стилем и «нашим новым» миром, зимой 1918-го

В 1918 году тех, чей день рождения приходился на 1-13 февраля или кто планировал отдых на эти дни, ждал большой сюрприз. Февраль начался привычно, на следующий день после 31 января — но сразу с 14-го числа. Необычный катаклизм имел простую причину: советская страна перешла на григорианский календарь. Вместе со всей страной на новый календарь перешла и Беларусь. Впрочем, тут это имело свою специфику: Беларуси было не до тонкостей перехода из «старого» в «новый» стиль, здесь советская власть отчаянно пыталась навести порядок и закрепиться — перед лицом неумолимо наступающей германской армии и в условиях активизации национальной оппозиции. Об этом пишет Максим ОСИПОВ в белорусской «Народной газете».
ce6eb20ee3a48ee8c5b6ce20bfd54f1c

Собственно говоря, сделать это следовало давно. На белорусских землях и в целом по Российской империи в начале ХХ века в качестве гражданского использовался юлианский — старый — календарь. Ведь православие на тот момент было государственной религией, а Церковь относилась к григорианскому календарю, уже принятому на тот момент в большинстве стран, с неприятием. Но хотя старый календарь в самом деле был первой по-настоящему удачной попыткой отобразить действительность, он спешил на 11 минут. В результате за каждые 128 лет набегали “лишние” сутки, а к середине XVI века юлианский календарь опережал действительность уже на 12 дней.

Первой забеспокоилась греко-римская церковь. Ещё бы: Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, все больше сдвигалось в сторону весны. Наиболее заметной разница между реальным (тропическим) и календарным временем была в периоды равноденствия. Дело в том, что во многих храмах по замыслу создателей в день весеннего равноденствия лучи солнца должны были попасть в определенное место. Скажем, в римском соборе Святого Петра — в его знаменитую мозаику. Но они попадать перестали, и становилось всё очевиднее, что и Рождество, и Пасху, и другие праздники верующие отмечают явно “не вовремя”. В результате после долгих обсуждений этой проблемы в 1582 году юлианский календарь в католических странах постановлением Папы Римского Григория XIII был заменен на более адекватный календарь. Увековечивший в своём названии имя Папы и объявивший следующим после 4 октября день 15 октября.

С того момента более трёхсот лет между царской Россией и западными королевствами сохранялась сперва 11-дневная, а затем 12- и 13-дневная разница во времени. В середине XIX века к ней добавилась ещё и разница в ширине железнодорожной колеи. Разумеется, всё это создавало неудобства при торгово-экономических, транспортных, культурных и прочих сношениях с Европой. В которой к тому же была своя неразбериха: западные страны переходили на григорианский календарь весьма неравномерно. А в Бельгии даже произошел казус: здесь 1 января 1583 года наступило сразу после 21 декабря 1582 года, и в результате всё население страны осталось в том году без Рождества.

Мелкие же казусы происходили постоянно. Даже при коротких путешествиях за пределы Российской империи, а также из одной европейской страны в другую человек порой одновременно перемещался назад во времени. Ещё сложнее обстояли до 1752 года дела с путешествиями в Британию и колонии её зарождающейся империи. Здесь к смещению календарей относительно друг друга добавлялась ещё и разница в дате начала нового года. Скажем, по григорианскому календарю год начинался 1 января, тогда как в Британии по юлианскому — 25 марта. И путешественник, приехавший из континентальной Европы в Британию между 1 января и 24 марта, попадал в прошлый год…

949e8ecb6905621878117f17c37f3f2a

Железнодорожная проблема не решена по сей день — из-за колоссальной стоимости перехода на единую колею. А вот разница во времени после того как 23 января 1918 года специальным декретом Церковь в советской России была отделена от государства, оказалась вполне преодолимой. Церковные догматы перестали иметь значение в принятии государственных решений. И уже спустя три дня — 26 января 1918 года — Совнарком издал декрет о переходе на григорианский календарь. Вариантов такого решения рассматривалось несколько. Один из них предусматривал постепенный переход: урезать каждый год на один день. В таком случае 13-дневную разницу во времени с Европой можно было бы погасить за 13 соответственно лет. Второй вариант предусматривал одномоментный переход на новый стиль. Сторонником такого решения был и председатель Совнаркома Владимир ЛЕНИН. В конечном итоге именно этот вариант был принят к действию.

Как гласил текст декрета, новый календарь был принят «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». При этом предусматривалось «сроки всех обязательств, как по договору, так и по закону, которые наступили бы, по до сих пор действовавшему календарю, между 1 и 14 февраля, считать наступившими между 14 и 27 февраля, путем прибавления к каждому соответствующему сроку 13 дней». Рабочим и служащим за почти вдвое «ужавшийся» февраль полагалось столь же усечённое жалованье — «ежемесячно сумму за вычетом 13/30 оной». Последний, 10-й, пункт декрета пытался предотвратить новую путаницу: «До 1 июля сего года писать после числа каждого дня по новому календарю в скобках число по до сих пор действовавшему календарю».

Впрочем, на белорусских землях было не до этих юридических и смысловых тонкостей. Здесь советская страна отчаянно пыталась навести порядок на улицах и в умах.

«В городе началось движение “белорусов”, готовивших выступление против нас, — писал в своих воспоминаниях председатель Совета комиссаров Западной области, историк и журналист Карл ЛАНДЕР. — На улицах начались мелкие стычки, раздавались выстрелы… На станции нас всяческими способами старались задержать, натравливая на нас рабочих-железнодорожников. И наконец устроили крушение нашего поезда — два вагона перевернулись, мой сошёл с рельсов. Это делалось с целью выиграть время до прихода немцев или поляков».

Кстати, и те и другие не заставили себя долго ждать. К концу февраля 1918 года немцы овладели Минском, Полоцком, Борисовом, Жлобином, Речицей, Калинковичами, Рогачёвом. 1 марта немецкая армия заняла Гомель, 3 марта — Оршу, 5 марта — Могилев. Из 35 белорусских уездов германские войска оккупировали 23. При этом шло методичное разграбление нашего края. Только из Минска на работы в Германию было вывезено около 15 тысяч человек. И только газета «Вольная Беларусь» излучала 3 марта 1918 года в оккупированном Минске труднообъяснимый оптимизм: «С приходом немцев на улицах Минска стало потише… Почта пока закрыта. Не работают телеграф и телефон. Телеграфных и почтовых сношений с другими городами нет».

Впрочем, это уже совсем другая история.

________________

Постепенный переход

Папа Григорий XIII выбрал не лучшее время для введения единого европейского календаря. В 1517 году Мартин ЛЮТЕР положил начало Реформации, и прокатившаяся вслед за этим по Европе волна перемен превратила её в лоскутное одеяло, где протестанты соседствовали с католиками. Большинство католических стран перешли на григорианскую систему охотно и практически сразу, но протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII—XVIII веков. Последними из них на григорианский стиль перешли Великобритания (в 1752 году) и Швеция (год спустя). Любопытней ситуация складывалась в Швейцарии: её католическая часть перешла на григорианский календарь, понятно, в XVI веке, протестантские же кантоны перешли только в 1753 году, а последний (Гризон) — только в 1811-м. В целом же в мире одними из самых последних на новый календарь перешли Греция — в 1924-м, Турция — в 1926-м, Египет — в 1928 году. Китай же это сделал и вовсе лишь в 1949-м. 

____________

КОМПЕТЕНТНО

Крис Терни, заведующий кафедрой физической географии в Эксетерском университете (Великобритания):

— Конечно, происходившая на протяжении многих веков свистопляска вокруг изменений календаря может показаться нам забавной. Однако и мы недалеко ушли от предков.  Мы тоже не застрахованы от ошибок. Сколько народу собиралось праздновать наступление нового тысячелетия в 2000 году? А ведь отcчёт начинается не с нулевого года. По крайней мере, история нас учит: если мы хотим праздника, нужно определиться со временем.

Источник — «НГ»


Add Your Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


шесть + = 7

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

«Стильное время»: между «старым» стилем и «нашим новым» миром, зимой 1918-го

ce6eb20ee3a48ee8c5b6ce20bfd54f1c 14/02/2016

В 1918 году тех, чей день рождения приходился на 1-13 февраля или кто планировал отдых на эти дни, ждал большой сюрприз. Февраль начался привычно, на следующий день после 31 января — но сразу с 14-го числа. Необычный катаклизм имел простую причину: советская страна перешла на григорианский календарь. Вместе со всей страной на новый календарь перешла и Беларусь. Впрочем, тут это имело свою специфику: Беларуси было не до тонкостей перехода из «старого» в «новый» стиль, здесь советская власть отчаянно пыталась навести порядок и закрепиться — перед лицом неумолимо наступающей германской армии и в условиях активизации национальной оппозиции. Об этом пишет Максим ОСИПОВ в белорусской «Народной газете».
ce6eb20ee3a48ee8c5b6ce20bfd54f1c

Собственно говоря, сделать это следовало давно. На белорусских землях и в целом по Российской империи в начале ХХ века в качестве гражданского использовался юлианский — старый — календарь. Ведь православие на тот момент было государственной религией, а Церковь относилась к григорианскому календарю, уже принятому на тот момент в большинстве стран, с неприятием. Но хотя старый календарь в самом деле был первой по-настоящему удачной попыткой отобразить действительность, он спешил на 11 минут. В результате за каждые 128 лет набегали “лишние” сутки, а к середине XVI века юлианский календарь опережал действительность уже на 12 дней.

Первой забеспокоилась греко-римская церковь. Ещё бы: Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, все больше сдвигалось в сторону весны. Наиболее заметной разница между реальным (тропическим) и календарным временем была в периоды равноденствия. Дело в том, что во многих храмах по замыслу создателей в день весеннего равноденствия лучи солнца должны были попасть в определенное место. Скажем, в римском соборе Святого Петра — в его знаменитую мозаику. Но они попадать перестали, и становилось всё очевиднее, что и Рождество, и Пасху, и другие праздники верующие отмечают явно “не вовремя”. В результате после долгих обсуждений этой проблемы в 1582 году юлианский календарь в католических странах постановлением Папы Римского Григория XIII был заменен на более адекватный календарь. Увековечивший в своём названии имя Папы и объявивший следующим после 4 октября день 15 октября.

С того момента более трёхсот лет между царской Россией и западными королевствами сохранялась сперва 11-дневная, а затем 12- и 13-дневная разница во времени. В середине XIX века к ней добавилась ещё и разница в ширине железнодорожной колеи. Разумеется, всё это создавало неудобства при торгово-экономических, транспортных, культурных и прочих сношениях с Европой. В которой к тому же была своя неразбериха: западные страны переходили на григорианский календарь весьма неравномерно. А в Бельгии даже произошел казус: здесь 1 января 1583 года наступило сразу после 21 декабря 1582 года, и в результате всё население страны осталось в том году без Рождества.

Мелкие же казусы происходили постоянно. Даже при коротких путешествиях за пределы Российской империи, а также из одной европейской страны в другую человек порой одновременно перемещался назад во времени. Ещё сложнее обстояли до 1752 года дела с путешествиями в Британию и колонии её зарождающейся империи. Здесь к смещению календарей относительно друг друга добавлялась ещё и разница в дате начала нового года. Скажем, по григорианскому календарю год начинался 1 января, тогда как в Британии по юлианскому — 25 марта. И путешественник, приехавший из континентальной Европы в Британию между 1 января и 24 марта, попадал в прошлый год…

949e8ecb6905621878117f17c37f3f2a

Железнодорожная проблема не решена по сей день — из-за колоссальной стоимости перехода на единую колею. А вот разница во времени после того как 23 января 1918 года специальным декретом Церковь в советской России была отделена от государства, оказалась вполне преодолимой. Церковные догматы перестали иметь значение в принятии государственных решений. И уже спустя три дня — 26 января 1918 года — Совнарком издал декрет о переходе на григорианский календарь. Вариантов такого решения рассматривалось несколько. Один из них предусматривал постепенный переход: урезать каждый год на один день. В таком случае 13-дневную разницу во времени с Европой можно было бы погасить за 13 соответственно лет. Второй вариант предусматривал одномоментный переход на новый стиль. Сторонником такого решения был и председатель Совнаркома Владимир ЛЕНИН. В конечном итоге именно этот вариант был принят к действию.

Как гласил текст декрета, новый календарь был принят «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». При этом предусматривалось «сроки всех обязательств, как по договору, так и по закону, которые наступили бы, по до сих пор действовавшему календарю, между 1 и 14 февраля, считать наступившими между 14 и 27 февраля, путем прибавления к каждому соответствующему сроку 13 дней». Рабочим и служащим за почти вдвое «ужавшийся» февраль полагалось столь же усечённое жалованье — «ежемесячно сумму за вычетом 13/30 оной». Последний, 10-й, пункт декрета пытался предотвратить новую путаницу: «До 1 июля сего года писать после числа каждого дня по новому календарю в скобках число по до сих пор действовавшему календарю».

Впрочем, на белорусских землях было не до этих юридических и смысловых тонкостей. Здесь советская страна отчаянно пыталась навести порядок на улицах и в умах.

«В городе началось движение “белорусов”, готовивших выступление против нас, — писал в своих воспоминаниях председатель Совета комиссаров Западной области, историк и журналист Карл ЛАНДЕР. — На улицах начались мелкие стычки, раздавались выстрелы… На станции нас всяческими способами старались задержать, натравливая на нас рабочих-железнодорожников. И наконец устроили крушение нашего поезда — два вагона перевернулись, мой сошёл с рельсов. Это делалось с целью выиграть время до прихода немцев или поляков».

Кстати, и те и другие не заставили себя долго ждать. К концу февраля 1918 года немцы овладели Минском, Полоцком, Борисовом, Жлобином, Речицей, Калинковичами, Рогачёвом. 1 марта немецкая армия заняла Гомель, 3 марта — Оршу, 5 марта — Могилев. Из 35 белорусских уездов германские войска оккупировали 23. При этом шло методичное разграбление нашего края. Только из Минска на работы в Германию было вывезено около 15 тысяч человек. И только газета «Вольная Беларусь» излучала 3 марта 1918 года в оккупированном Минске труднообъяснимый оптимизм: «С приходом немцев на улицах Минска стало потише… Почта пока закрыта. Не работают телеграф и телефон. Телеграфных и почтовых сношений с другими городами нет».

Впрочем, это уже совсем другая история.

________________

Постепенный переход

Папа Григорий XIII выбрал не лучшее время для введения единого европейского календаря. В 1517 году Мартин ЛЮТЕР положил начало Реформации, и прокатившаяся вслед за этим по Европе волна перемен превратила её в лоскутное одеяло, где протестанты соседствовали с католиками. Большинство католических стран перешли на григорианскую систему охотно и практически сразу, но протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII—XVIII веков. Последними из них на григорианский стиль перешли Великобритания (в 1752 году) и Швеция (год спустя). Любопытней ситуация складывалась в Швейцарии: её католическая часть перешла на григорианский календарь, понятно, в XVI веке, протестантские же кантоны перешли только в 1753 году, а последний (Гризон) — только в 1811-м. В целом же в мире одними из самых последних на новый календарь перешли Греция — в 1924-м, Турция — в 1926-м, Египет — в 1928 году. Китай же это сделал и вовсе лишь в 1949-м. 

____________

КОМПЕТЕНТНО

Крис Терни, заведующий кафедрой физической географии в Эксетерском университете (Великобритания):

— Конечно, происходившая на протяжении многих веков свистопляска вокруг изменений календаря может показаться нам забавной. Однако и мы недалеко ушли от предков.  Мы тоже не застрахованы от ошибок. Сколько народу собиралось праздновать наступление нового тысячелетия в 2000 году? А ведь отcчёт начинается не с нулевого года. По крайней мере, история нас учит: если мы хотим праздника, нужно определиться со временем.

Источник — «НГ»

By
@
backtotop