Наш латвийский товарищ недавно в своем блоге поделился уникальным отсканированным материалом из журнала 1931 года «Изофронт. Классовая борьба на фронте пространственных искусств», написанным знаменитым советским и латвийским художником-конструктивистом Густавом КЛУЦИСОМ. Надеемся, что подход советского авангарда к фотографии будет интересен нашим читателям.
Густав Клуцис и Валентина Кулагина, 1922.
Фотомонтаж как новейший метод изобразительного искусства тесно связан с развитием индустриальной культуры и массовых форм художественного воздействия. Фотомонтаж – агитационно-пропагандистская форма искусства. Поэтому вполне естественно, что он был использован, главным образом, в культурной работе Советского Союза.
Портрет Густава Клуциса за авторством Валентины Кулагиной-Клуцис, 1930
Густав Клуцис — Автопортрет, 1932
В развитии фотомонтажа надо различать две линии. Первая берет начало от американской рекламы. Это – так называемый фотомонтаж рекламно-формалистический, он широко использован дадаистами и экспрессионистами Запада. Вторая линия развилась самостоятельно на советской почве. Это – агитационно-политический фотомонтаж, разработавший свой метод, принципы и законы построения. В конечном счете он завоевал полное право быть названным новым видом массового искусства – искусства социалистической стройки.
Этот вид фотомонтажа оказал решающее влияние на коммунистическую печать в Германии (Гартфильд и Чихольд) и других стран, воспринявших этот метод для оформления массовой литературы.
В СССР фотомонтаж появился на «левом» фронте искусства, когда было изжитобеспредметничество. Для агитационного искусства понадобилась реалистическая изобразительность, созданная максимально высокой техникой и обладающая графической четкостью и остротой впечатления.
Старые виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, гравюра), оказались недостаточными по своей отсталой технике и методам работы, чтобы удовлетворять массовые агитпроп-потребности революции.
Густав Клуцис — Ленин и электрификация
Густав Клуцис — Электрификация всей страны
Сущность фотомонтажа заключается в использовании физико-механической силы фотоаппарата (оптики) и химии в агитационно-пропагандистских целях. Заменяя рисунок от руки фотографией, художник более правдиво, более жизненно, более понятно для масс изображает тот или иной момент. Смысл этой замены заключается в том, что фотоснимок не есть зарисовка зрительного факта, а точная его фиксация. Эта точность, документальность придают фотоснимку такую силу воздействия на зрителя, какого графическое изображение никогда достичь не может.
Агитплакат, обложка, иллюстрация, ленинские лозунги, стенгазета, красные уголки требовали новых, острых, живых, точных методов оформления. Потребовалось сильное своей техникой, вооруженное аппаратурой и химией искусство. ИСКУССТВО, СТОЯЩЕЕ НА УРОВНЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ. Таким искусством оказался фотомонтаж. Не нужно думать, что фотомонтаж сводится к выразительной композиции фотоснимков. Он включает в себе всегда политический лозунг, цвет и чисто графические элементы.
Идеологически и художественно выразительная организация этих элементов может быть выполнена только художником совершенно нового типа – общественником, специалистом по массовой политической и культурной работе, конструктором, владеющим фотографией, строящим свою композицию на совершенно новых законах, не применяемых в искусстве до сих пор. Новые приемы построения вызваны новыми элементами изобразительности и новой социальной установкой.
Пролетарская революция поставила ряд совершенно новых комплексных заданий перед пространственными искусствами: оформить социалистические города, дома-коммуны, парки культуры и отдыха, зеленые города, аграрные поселки, рабочие клубы, рабочий быт, одежду, массовые зрелища, рабочие комнаты. Новые задания вызвали к жизни новые виды и формы художественного труда. К числу их принадлежит и фотомонтаж.
Густав Клуцис, Сергей Сенькин — обложка альбома «Памяти погибших вождей»
Метод фотомонтажа органически чужд той художественной лжи, которая выдает приспособленческую халтуру импрессионистических и натуралистических эпигонов за выражение образов революции. Фотомонтаж обладает богатейшими техническими приемами выразительности. Приемы многократных экспозиций, фотограмма, фотопись это разновидностью фотомонтажа в его формально лабораторном разрезе. Фотообъектив, светочувствительная эмульсия, свет, химикаты, цвет плюс полиграфическая техника содержат в себе громадные возможности, очень мало еще раскрытые и использованные. Путем распределения и акцентирования разномасштабных фотоснимков и выделения их конкретности цветовых соотношений можно выразить нужную тему, заставить фото, лозунг и цвет служить задачами классовой борьбы, заставить фото рассказывать, агитировать, объяснять. Фотомонтаж организует по принципу максимальной контрастности неожиданностью расположения и разномасштабностью.
Фото фиксирует застывший статичный МОМЕНТ.
Фотомонтаж показывает динамику жизни, развертывает тематику данного сюжета. Фотомонтаж, организуя одновременно ряд формальных элементов – фото, цвет, лозунг, линию, плоскость, – имеет одну целеустремленность – достичь максимальной силы выразительности. Фотографические снимки используются как изобразительное искусство и вместе с тем как составная часть целостного организма. Фотомонтаж можно сравнить из других искусств только с кино, которое массу кадров соединяет в целостное произведение.
Густав Клуцис — Ленин и дети, из журнала «Молодая Гвардия», 1924
Густав Клуцис — Поверните оружие против своей буржуазии!, из журнала «Молодая Гвардия», 1924
Фотомонтаж как новейший метод искусства возник в СССР в 1919-1921 гг. Его возникновению предшествовала длительная лабораторная и производственная работы в поисках новых методов оформления. В результате этого опыта возникла первая фотомонтажная работа в СССР, так называемый «Динамический город» художника Г. Клуциса, где фото впервые было использовано как элемент фактуры и изобразительности и смонтировано по принципуразномасштабности, уничтожая вековые каноны изображения, перспективности и пропорции. Этот метод в дальнейшем был применен в ленинских плакатах (журнал «Молодая гвардия» в 1924 г.). Политический лозунг, фото и цвет окончательно сформулировали метод фотомонтажа как нового вида агитационного искусства. Этим методом впервые стали работать художники Г.Клуцис и С. Сенькин.
Густав Клуцис — Динамический город, 1919
Кроме этих двух товарищей, фотомонтаж стали применять художники Лисицкий, Родченко,Лавинский. Работы их часто соскальзывали в сторону рекламно-формалистического плаката, не оказывавшего влияния на формирование политического фотомонтажа. В последние годы организовалась группа молодых художников, широко применяющих этот метод в полиграфии: т. Елков, Кулагина, Спиров, Гутнов, Тагиров, Линус и тысячи безымянных художников – рабочих и колхозников на производстве, оформляющих ударные политические темы методами фотомонтажа.
Ни одна стенгазета больше не обходится без фотомонтажа.
Метод фотомонтажа в СССР стал массовым искусством. Если подвести итоги тому, что нового дал фотомонтаж, то следует признать следующие его достижения:
Арестант Густав Клуцис. Январь 1938
Пролетарская индустриальная культура, выдвигающая самые выразительные средства воздействия на миллионные массы, использует метод фотомонтажа как самое боевое и действительное средство борьбы.
Источник — Briviba.me
Наш латвийский товарищ недавно в своем блоге поделился уникальным отсканированным материалом из журнала 1931 года «Изофронт. Классовая борьба на фронте пространственных искусств», написанным знаменитым советским и латвийским художником-конструктивистом Густавом КЛУЦИСОМ. Надеемся, что подход советского авангарда к фотографии будет интересен нашим читателям.
Густав Клуцис и Валентина Кулагина, 1922.
Фотомонтаж как новейший метод изобразительного искусства тесно связан с развитием индустриальной культуры и массовых форм художественного воздействия. Фотомонтаж – агитационно-пропагандистская форма искусства. Поэтому вполне естественно, что он был использован, главным образом, в культурной работе Советского Союза.
Портрет Густава Клуциса за авторством Валентины Кулагиной-Клуцис, 1930
Густав Клуцис — Автопортрет, 1932
В развитии фотомонтажа надо различать две линии. Первая берет начало от американской рекламы. Это – так называемый фотомонтаж рекламно-формалистический, он широко использован дадаистами и экспрессионистами Запада. Вторая линия развилась самостоятельно на советской почве. Это – агитационно-политический фотомонтаж, разработавший свой метод, принципы и законы построения. В конечном счете он завоевал полное право быть названным новым видом массового искусства – искусства социалистической стройки.
Этот вид фотомонтажа оказал решающее влияние на коммунистическую печать в Германии (Гартфильд и Чихольд) и других стран, воспринявших этот метод для оформления массовой литературы.
В СССР фотомонтаж появился на «левом» фронте искусства, когда было изжитобеспредметничество. Для агитационного искусства понадобилась реалистическая изобразительность, созданная максимально высокой техникой и обладающая графической четкостью и остротой впечатления.
Старые виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, гравюра), оказались недостаточными по своей отсталой технике и методам работы, чтобы удовлетворять массовые агитпроп-потребности революции.
Густав Клуцис — Ленин и электрификация
Густав Клуцис — Электрификация всей страны
Сущность фотомонтажа заключается в использовании физико-механической силы фотоаппарата (оптики) и химии в агитационно-пропагандистских целях. Заменяя рисунок от руки фотографией, художник более правдиво, более жизненно, более понятно для масс изображает тот или иной момент. Смысл этой замены заключается в том, что фотоснимок не есть зарисовка зрительного факта, а точная его фиксация. Эта точность, документальность придают фотоснимку такую силу воздействия на зрителя, какого графическое изображение никогда достичь не может.
Агитплакат, обложка, иллюстрация, ленинские лозунги, стенгазета, красные уголки требовали новых, острых, живых, точных методов оформления. Потребовалось сильное своей техникой, вооруженное аппаратурой и химией искусство. ИСКУССТВО, СТОЯЩЕЕ НА УРОВНЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ. Таким искусством оказался фотомонтаж. Не нужно думать, что фотомонтаж сводится к выразительной композиции фотоснимков. Он включает в себе всегда политический лозунг, цвет и чисто графические элементы.
Идеологически и художественно выразительная организация этих элементов может быть выполнена только художником совершенно нового типа – общественником, специалистом по массовой политической и культурной работе, конструктором, владеющим фотографией, строящим свою композицию на совершенно новых законах, не применяемых в искусстве до сих пор. Новые приемы построения вызваны новыми элементами изобразительности и новой социальной установкой.
Пролетарская революция поставила ряд совершенно новых комплексных заданий перед пространственными искусствами: оформить социалистические города, дома-коммуны, парки культуры и отдыха, зеленые города, аграрные поселки, рабочие клубы, рабочий быт, одежду, массовые зрелища, рабочие комнаты. Новые задания вызвали к жизни новые виды и формы художественного труда. К числу их принадлежит и фотомонтаж.
Густав Клуцис, Сергей Сенькин — обложка альбома «Памяти погибших вождей»
Метод фотомонтажа органически чужд той художественной лжи, которая выдает приспособленческую халтуру импрессионистических и натуралистических эпигонов за выражение образов революции. Фотомонтаж обладает богатейшими техническими приемами выразительности. Приемы многократных экспозиций, фотограмма, фотопись это разновидностью фотомонтажа в его формально лабораторном разрезе. Фотообъектив, светочувствительная эмульсия, свет, химикаты, цвет плюс полиграфическая техника содержат в себе громадные возможности, очень мало еще раскрытые и использованные. Путем распределения и акцентирования разномасштабных фотоснимков и выделения их конкретности цветовых соотношений можно выразить нужную тему, заставить фото, лозунг и цвет служить задачами классовой борьбы, заставить фото рассказывать, агитировать, объяснять. Фотомонтаж организует по принципу максимальной контрастности неожиданностью расположения и разномасштабностью.
Фото фиксирует застывший статичный МОМЕНТ.
Фотомонтаж показывает динамику жизни, развертывает тематику данного сюжета. Фотомонтаж, организуя одновременно ряд формальных элементов – фото, цвет, лозунг, линию, плоскость, – имеет одну целеустремленность – достичь максимальной силы выразительности. Фотографические снимки используются как изобразительное искусство и вместе с тем как составная часть целостного организма. Фотомонтаж можно сравнить из других искусств только с кино, которое массу кадров соединяет в целостное произведение.
Густав Клуцис — Ленин и дети, из журнала «Молодая Гвардия», 1924
Густав Клуцис — Поверните оружие против своей буржуазии!, из журнала «Молодая Гвардия», 1924
Фотомонтаж как новейший метод искусства возник в СССР в 1919-1921 гг. Его возникновению предшествовала длительная лабораторная и производственная работы в поисках новых методов оформления. В результате этого опыта возникла первая фотомонтажная работа в СССР, так называемый «Динамический город» художника Г. Клуциса, где фото впервые было использовано как элемент фактуры и изобразительности и смонтировано по принципуразномасштабности, уничтожая вековые каноны изображения, перспективности и пропорции. Этот метод в дальнейшем был применен в ленинских плакатах (журнал «Молодая гвардия» в 1924 г.). Политический лозунг, фото и цвет окончательно сформулировали метод фотомонтажа как нового вида агитационного искусства. Этим методом впервые стали работать художники Г.Клуцис и С. Сенькин.
Густав Клуцис — Динамический город, 1919
Кроме этих двух товарищей, фотомонтаж стали применять художники Лисицкий, Родченко,Лавинский. Работы их часто соскальзывали в сторону рекламно-формалистического плаката, не оказывавшего влияния на формирование политического фотомонтажа. В последние годы организовалась группа молодых художников, широко применяющих этот метод в полиграфии: т. Елков, Кулагина, Спиров, Гутнов, Тагиров, Линус и тысячи безымянных художников – рабочих и колхозников на производстве, оформляющих ударные политические темы методами фотомонтажа.
Ни одна стенгазета больше не обходится без фотомонтажа.
Метод фотомонтажа в СССР стал массовым искусством. Если подвести итоги тому, что нового дал фотомонтаж, то следует признать следующие его достижения:
Арестант Густав Клуцис. Январь 1938
Пролетарская индустриальная культура, выдвигающая самые выразительные средства воздействия на миллионные массы, использует метод фотомонтажа как самое боевое и действительное средство борьбы.
Источник — Briviba.me