«Помнить нельзя забыть»

Споры о том, должен ли продолжать Ленин лежать на Красной площади Москвы, в самом «сердце» давно уже несоветской России, продолжаются не один год. Страны, ему обязанной существованием, уже нет, а он продолжает лежать. В одной соседней стране (тоже, кстати, ему обязанной) его памятники сносят, как сносят памятники его товарищей, но он остаётся «недвижим» – в итоге, памятники его в России (равно как, к слову, в Беларуси) в худшем случае только передвигают. Хотя риск остаётся…

В 2007 году в ходе посещения Мавзолея Ленина лидер итальянских коммунистов Оливьеро ДИЛИБЕРТО сказал: «Мы можем вывезти мумию Ленина в Рим, если в постсоветской России Путина Кремль решит убрать её из мавзолея». Но Кремль пока не решается, и даже напротив — чутко реагирует на то, что требования вынести Ленина из Мавзолея и захоронить звучат не так настойчиво, как 10 лет назад… Так стоит ли его перезахоронить – как некоторые рассуждают: «по-человечески» или «по-божески» — или оставить всё как есть, — и что на это может сказать история? Об этом рассуждает Владимир ЕГОРЫЧЕВ, кандидат исторических наук (г. Гродно), на страницах «СБ – Беларусь Сегодня» — в материале «Помнить нельзя забыть»: история сама расставит точки».
Второй деревянный мавзолей на рисунке Исаака Бродского 1924 года

Второй деревянный мавзолей на рисунке Исаака Бродского 1924 года

Правда ли, что Ленин хотел быть похороненным на Волковом кладбище в Петербурге рядом с матерью? Скажем сразу: Ленин подобного завещания не делал и такой последней воли не высказывал. Фальшивку о завещании сочинил публицист Ю. КАРЯКИН в 1989 году. Заведующий секцией документов Ленина Центрального государственного архива РФ В. СТЕПАНОВ называет утверждение Карякина о «завещании» фантазией, племянница Ленина О. УЛЬЯНОВА — «уткой»*.

* Она, кстати, вообще вот что заметила по этому поводу в 2008 году в интервью итальянскому журналу «Panorama»:

Нет и ещё раз нет. Россия никогда не вынесет тело Ленина из этого сооружения. Если какому-то политическому российскому руководителю не нравится Мавзолей, он может не посещать его, и достаточно. Пусть идёт куда подальше. Ленин, который был нашим вождём, был похоронен здесь в 1924 году, кстати, по христианской традиции: гроб помещён под землю на глубине 3 метров рядом с крёмлевской стеной. И его жена Надежда Крупская покоится здесь неподалёку. <…> По мнению археологов, уже в XV веке на площади существовало кладбище. Даже православный Патриарх Алексий II против перемещения саркофага — во избежание ещё большего раскола среди нашего народа. Надо раз и навсегда прекратить говорить на эту тему. В России много других нерешённых социальных и политических проблем, помимо останков Ленина. — прим. ред.

В любом цивилизованном обществе место последнего покоя усопшего выбирают не публицисты и депутаты парламента, а родственники (или с их согласия). В середине 1920–х годов советские руководители задумали перенести останки Карла МАРКСА из Англии в Москву. Представители выехали в Лондон для переговоров. Но против перезахоронения высказались потомки и юридические наследники Маркса. Их слово было решающим. Так принято в правовом государстве.

Фальшивую версию о «завещании» Ленина пытаются подкрепить и таким доводом. Надо–де захоронить Ленина согласно национальным и религиозным обычаям народа. Но нужно ли навязывать атеисту Ленину религиозный обычай? Впрочем, Ленин и сейчас покоится согласно религиозному и национальному обычаю, русскому православному обряду. Ведь для таких личностей, как он, христианская традиция не предписывает обязательного захоронения в земле. В Успенском соборе Московского Кремля стоят четыре саркофага с телами трёх митрополитов и патриарха. В христианской традиции есть мощи святых, выставляемые для всеобщего поклонения. Более ста лет сохраняются в мавзолеях забальзамированные тела знаменитого хирурга Н. ПИРОГОВА в его имении близ Винницы, генерал–фельдмаршала М. БАРКЛАЯ-ДЕ-ТОЛЛИ. И никому не приходит в голову сказать, что они погребены не по–христиански, или предложить перенести саркофаг, мощи святых, тело хирурга на погосты.

Почему выдумка родилась в наши дни? Этот процесс известен историкам как «закон обратной волны».

В 1658 году торжественно похоронили вождя английской революции, полновластного правителя страны Оливера КРОМВЕЛЯ. Он казался современникам выдающейся личностью, воплощением всех человеческих добродетелей. Но через несколько лет, когда к власти пришли другие, происходит обратное. Кромвель бичуется прессой как «кровавый диктатор», «цареубийца», «исчадие ада», а сама революция клеймится как «коварный заговор» и «узурпация власти». Всё совершенное за 20-ть революционных лет подверглось злобному поношению. Останки Кромвеля извлекли из саркофага и повесили, а голову выставили на крышу Вестминстер–Холла. Но прошли годы. И что же?

В Лондоне стоит памятник Оливеру Кромвелю. Сегодня каждый английский школьник скажет: Кромвель — крупнейшая историческая фигура, гордость британской нации, а английская революция — исходная точка всей современной цивилизации.

То же самое было и во Франции. В 1815 году все 26 лет со дня взятия революционерами Бастилии, включая правление Наполеона, были объявлены пагубными и преступными. Революцию окрестили «заговором масонов». Ее вождей заклеймили как «тиранов», «узурпаторов» и «цареубийц»… Как и в Англии, останки Марата и Мирабо чтут все просвещённые французы. На надгробье Наполеона, бережно перевезенного в Париж в 1840 году, — постоянно живые цветы. День победы Французской революции — общенациональный праздник.

Таким образом, то, что происходит сегодня вокруг Ленина, вокруг Октябрьской революции, вокруг Мавзолея, вполне объяснимо и, как видите, закономерно. Мы тоже должны переболеть своей историей. Взглянуть на нее более зрело, в чём–то более критично. Не надо только торопиться, чтобы не стать посмешищем для потомков.

Опозорившись с «завещанием» Ленина, гробокопатели сочинили новую фальшивку: обслуживание Мавзолея требует больших затрат, на него якобы работает целый институт. На самом деле на обслуживание Мавзолея Ленина (текущие работы, связанные с сохранением тела Ленина, и содержание помещения) идёт небольшая сумма. Кроме того, за телом Ленина наблюдает не целый институт, а лишь одна его лаборатория, в которой всего 10 сотрудников. Недавно институт вошёл в состав нового научно–производственного объединения и существует на средства от выполнения договорных научно–исследовательских работ, добровольные пожертвования. Кстати, сотрудники лаборатории поддерживают в надлежащем состоянии и тело хирурга Пирогова, пострадавшее в годы фашистской оккупации…

Так хотел ли Ленин покоиться на Волковом кладбище? Пусть каждый да умеющий думать сам даст ответ на этот вопрос. А история разберётся, кого следует помнить, а кого можно и забыть за ненадобностью.

Советская Белоруссия. № 12 (24642). 22 января 2015 г.

_________

Читать ещё:

Владимир ЕГОРЫЧЕВ. Уроки Ленина

Вячеслав КОСТИКОВ. Почему мы вспоминаем о Ленине?

Андрей СИДОРЧИК. План Ленина — победа кухарки


Add Your Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


девять × = 9

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

«Помнить нельзя забыть»

Второй деревянный мавзолей на рисунке Исаака Бродского 1924 года 21/01/2016
Споры о том, должен ли продолжать Ленин лежать на Красной площади Москвы, в самом «сердце» давно уже несоветской России, продолжаются не один год. Страны, ему обязанной существованием, уже нет, а он продолжает лежать. В одной соседней стране (тоже, кстати, ему обязанной) его памятники сносят, как сносят памятники его товарищей, но он остаётся «недвижим» – в итоге, памятники его в России (равно как, к слову, в Беларуси) в худшем случае только передвигают. Хотя риск остаётся…

В 2007 году в ходе посещения Мавзолея Ленина лидер итальянских коммунистов Оливьеро ДИЛИБЕРТО сказал: «Мы можем вывезти мумию Ленина в Рим, если в постсоветской России Путина Кремль решит убрать её из мавзолея». Но Кремль пока не решается, и даже напротив — чутко реагирует на то, что требования вынести Ленина из Мавзолея и захоронить звучат не так настойчиво, как 10 лет назад… Так стоит ли его перезахоронить – как некоторые рассуждают: «по-человечески» или «по-божески» — или оставить всё как есть, — и что на это может сказать история? Об этом рассуждает Владимир ЕГОРЫЧЕВ, кандидат исторических наук (г. Гродно), на страницах «СБ – Беларусь Сегодня» — в материале «Помнить нельзя забыть»: история сама расставит точки».
Второй деревянный мавзолей на рисунке Исаака Бродского 1924 года

Второй деревянный мавзолей на рисунке Исаака Бродского 1924 года

Правда ли, что Ленин хотел быть похороненным на Волковом кладбище в Петербурге рядом с матерью? Скажем сразу: Ленин подобного завещания не делал и такой последней воли не высказывал. Фальшивку о завещании сочинил публицист Ю. КАРЯКИН в 1989 году. Заведующий секцией документов Ленина Центрального государственного архива РФ В. СТЕПАНОВ называет утверждение Карякина о «завещании» фантазией, племянница Ленина О. УЛЬЯНОВА — «уткой»*.

* Она, кстати, вообще вот что заметила по этому поводу в 2008 году в интервью итальянскому журналу «Panorama»:

Нет и ещё раз нет. Россия никогда не вынесет тело Ленина из этого сооружения. Если какому-то политическому российскому руководителю не нравится Мавзолей, он может не посещать его, и достаточно. Пусть идёт куда подальше. Ленин, который был нашим вождём, был похоронен здесь в 1924 году, кстати, по христианской традиции: гроб помещён под землю на глубине 3 метров рядом с крёмлевской стеной. И его жена Надежда Крупская покоится здесь неподалёку. <…> По мнению археологов, уже в XV веке на площади существовало кладбище. Даже православный Патриарх Алексий II против перемещения саркофага — во избежание ещё большего раскола среди нашего народа. Надо раз и навсегда прекратить говорить на эту тему. В России много других нерешённых социальных и политических проблем, помимо останков Ленина. — прим. ред.

В любом цивилизованном обществе место последнего покоя усопшего выбирают не публицисты и депутаты парламента, а родственники (или с их согласия). В середине 1920–х годов советские руководители задумали перенести останки Карла МАРКСА из Англии в Москву. Представители выехали в Лондон для переговоров. Но против перезахоронения высказались потомки и юридические наследники Маркса. Их слово было решающим. Так принято в правовом государстве.

Фальшивую версию о «завещании» Ленина пытаются подкрепить и таким доводом. Надо–де захоронить Ленина согласно национальным и религиозным обычаям народа. Но нужно ли навязывать атеисту Ленину религиозный обычай? Впрочем, Ленин и сейчас покоится согласно религиозному и национальному обычаю, русскому православному обряду. Ведь для таких личностей, как он, христианская традиция не предписывает обязательного захоронения в земле. В Успенском соборе Московского Кремля стоят четыре саркофага с телами трёх митрополитов и патриарха. В христианской традиции есть мощи святых, выставляемые для всеобщего поклонения. Более ста лет сохраняются в мавзолеях забальзамированные тела знаменитого хирурга Н. ПИРОГОВА в его имении близ Винницы, генерал–фельдмаршала М. БАРКЛАЯ-ДЕ-ТОЛЛИ. И никому не приходит в голову сказать, что они погребены не по–христиански, или предложить перенести саркофаг, мощи святых, тело хирурга на погосты.

Почему выдумка родилась в наши дни? Этот процесс известен историкам как «закон обратной волны».

В 1658 году торжественно похоронили вождя английской революции, полновластного правителя страны Оливера КРОМВЕЛЯ. Он казался современникам выдающейся личностью, воплощением всех человеческих добродетелей. Но через несколько лет, когда к власти пришли другие, происходит обратное. Кромвель бичуется прессой как «кровавый диктатор», «цареубийца», «исчадие ада», а сама революция клеймится как «коварный заговор» и «узурпация власти». Всё совершенное за 20-ть революционных лет подверглось злобному поношению. Останки Кромвеля извлекли из саркофага и повесили, а голову выставили на крышу Вестминстер–Холла. Но прошли годы. И что же?

В Лондоне стоит памятник Оливеру Кромвелю. Сегодня каждый английский школьник скажет: Кромвель — крупнейшая историческая фигура, гордость британской нации, а английская революция — исходная точка всей современной цивилизации.

То же самое было и во Франции. В 1815 году все 26 лет со дня взятия революционерами Бастилии, включая правление Наполеона, были объявлены пагубными и преступными. Революцию окрестили «заговором масонов». Ее вождей заклеймили как «тиранов», «узурпаторов» и «цареубийц»… Как и в Англии, останки Марата и Мирабо чтут все просвещённые французы. На надгробье Наполеона, бережно перевезенного в Париж в 1840 году, — постоянно живые цветы. День победы Французской революции — общенациональный праздник.

Таким образом, то, что происходит сегодня вокруг Ленина, вокруг Октябрьской революции, вокруг Мавзолея, вполне объяснимо и, как видите, закономерно. Мы тоже должны переболеть своей историей. Взглянуть на нее более зрело, в чём–то более критично. Не надо только торопиться, чтобы не стать посмешищем для потомков.

Опозорившись с «завещанием» Ленина, гробокопатели сочинили новую фальшивку: обслуживание Мавзолея требует больших затрат, на него якобы работает целый институт. На самом деле на обслуживание Мавзолея Ленина (текущие работы, связанные с сохранением тела Ленина, и содержание помещения) идёт небольшая сумма. Кроме того, за телом Ленина наблюдает не целый институт, а лишь одна его лаборатория, в которой всего 10 сотрудников. Недавно институт вошёл в состав нового научно–производственного объединения и существует на средства от выполнения договорных научно–исследовательских работ, добровольные пожертвования. Кстати, сотрудники лаборатории поддерживают в надлежащем состоянии и тело хирурга Пирогова, пострадавшее в годы фашистской оккупации…

Так хотел ли Ленин покоиться на Волковом кладбище? Пусть каждый да умеющий думать сам даст ответ на этот вопрос. А история разберётся, кого следует помнить, а кого можно и забыть за ненадобностью.

Советская Белоруссия. № 12 (24642). 22 января 2015 г.

_________

Читать ещё:

Владимир ЕГОРЫЧЕВ. Уроки Ленина

Вячеслав КОСТИКОВ. Почему мы вспоминаем о Ленине?

Андрей СИДОРЧИК. План Ленина — победа кухарки

By
@
backtotop