О ЛЕВОПРАВЫХ СИНТЕЗАХ, КРАСНОЙ ЕВРАЗИИ И БЕЛОРУССКИХ ЛЕВЫХ [Ответ А. Дзерманту]

Начатая редакцией LEFT.BY дискуссия о судьбах «белорусской левой», неожиданно вызвала бурную полемику — что не может не радовать — в которую постепенно втянулись все неравнодушные, относящие себя не только к левой части белорусского политического спектра, но и представляющие, так сказать, наших условных идеологических «противников». Так, например, недавно свою статью нам предложил белорусский философ и культуролог Алексей ДЕРМАНТ, которого ничуть невозможно заподозрить хоть в какой-то «левизне». Однако, как оказалось, и он неравнодушен к проблемам белорусских левых…

Сегодня мы публикуем ответ Павла КАТОРЖЕВСКОГО на его статью — достаточно эмоциональный, надо сказать, и содержащий больше вопросов, чем, собственно, ответов… Но в этом материале нашего молодого товарища радует одно: призыв стараться не смотреть в прошлое, проектируя своё будущее; так сказать, вперёд — от СССР!

000-par7323174_crНедавно начавшаяся дискуссия о судьбах белорусских левых поведала много чего интересного как тем, кто «варится» в движении, так и случайным наблюдателям. Вышел ряд статей товарища Кратковского, где,безусловно, есть спорные моменты, но общая линия вполне себе адекватна. И вот, внезапно появляется статья Алексея ДЗЕРМАНТА — «Левые и идеологический синтез будущего». Прочитав статью Алексея, причисляющего себя к симпатизантам какого-то очень «экзотического» направления марксизма — «С Никишем и Юнгером», — сразу захотелось задать автору несколько вопросов. Собственно, почему? Да потому, что тов. Дзермант одновременно предлагает левым опираться на опыт БССР, заявляет о идейном дополнении левых идей консерватизмом, а в конце и вовсе даёт оплеуху ненавистным анти-авторитариям, называя деформированный сталинский около-социализм в КНДР «по-настоящему» социалистической страной.

Сияющие горизонты прошлого и политическая мифология

Начнём с того, что опыт БССР безусловно интересен и важен, забывать его нельзя ни в коем разе, но целесообразно ли современным белорусским левым создавать из БССР эдакий «Древний Рим 2.0»? Нет, ни в коем случае.

Начнём с попытки разобраться в том, почему левые идеи так непопулярны среди белорусской молодёжи. Почему я не начал со старшего поколения? А именно потому, что молодёжь – это именно та часть белорусского общества, на которую, по идее, должен влиять миф о БССР, о котором говорит нам Дзермант. Старшее поколение и так всё прекрасно помнит, ему никакая политическая мифология не нужна. А что такое БССР для молодёжи?

Молодые люди, в большинстве своём, воспринимают советское время как какой-то заплесневевший кусочек истории с всевластием бюрократии, дефицитом и так далее, — ассоциативный ряд можете продолжить сами… Нужно ли белорусским левым опираться на такой политический штамп? Думаю, нет. И потенциал социалистический идей в белорусском обществе здесь ни при чём. Он возникает из очевидного стремления людей к справедливому обществу, а не на почве социальной ностальгии, которой наша страна переболела уже лет 15 назад.

Синтез ужа с ежом

От БССР мы плавно переходим к призывам не бояться синтезов и к мечтам о «красной Евразии» с «прозорливыми российскими левыми». Про «синтезы» хотелось бы сказать отдельно, но «прозорливость» товарища Дзерманта вынудила сделать его оговорку о том, что сторонником традиционной школы марксизма он не является. Ну, на нет и суда нет! Тогда перейдём к «российским левым».

Здесь хотелось бы заметить, что многие из тех левых, которые решили запрыгнуть в уходящую электричку «красного евразийства», сейчас подтирают слюни за откровенно реакционными персонажами вроде С.Е. Кургиняна, а то и вовсе разрывают глотку в истерической поддержке олигархического режима Путина в России. Ну, это ничего, ведь главное – красненькая обложечка! Видимо, придётся, нам, горемычным белорусским левакам, последовав совету Алексея, становиться белорусским отделением «Сути Времени» и вешать рядом с красной звездой двухглавого царского орла.

Неужели евразийский проект так уж плох? Нет, просто хотим мы этого или нет, но проект евразийской интеграции сейчас реализовывается и без левых.

Перед социалистическим движением в Беларуси сейчас стоит задача не красить в красный цвет дедушку Дугина, а актуализировать свои идеи и сделать так, чтобы левое движение в Беларуси существовало в реальности, а не только в кухонно-диванных дискуссиях политических активистов.

Доказательство отношения революционного проекта к консервативному тоже стоит отдельного рассмотрения.

Судя по всему, тот период советской истории, о котором говорит нам автор, имеет отношение скорее к консерватизму, но революционного в нём будет маловато. Так и представляю, как Леонид Ильич Брежнев пожимает руку Бердяеву или Зомбарту. Думаю, после таких идеологических экспериментов левое движение в Беларуси убьёт себя, толком не оформившись.

К слову, после этого товарищ Дзермант ещё умудряется назвать небольшие группы левых радикалов «политической экзотикой».

Что можно ещё сказать? То, что все эти «синтезы» опробовали российские красно-коричневые движения ещё в 1990-х годах. И где они теперь? А нигде, — сливаются в трогательном единении с мелкобуржуазными ура-патриотами.

Отвергаешь – предлагай

Так что же делать, если не лить красную краску на евразийство и не плакать по БССР, которую мы потеряли? Надо жить настоящим и смотреть в будущее, прежде всего. Если белорусские левые будут мыслить категориями социальной ностальгии и мечтать о возврате в советское время, то они рискуют остаться в своей нынешней консистенции ещё лет на 20, а это уже смерти подобно. Концепция «как раньше, только лучше» уже неактуальна. Через каких-то несколько лет мало кто будет что-нибудь помнить о том, что было раньше.

Павел КАТОРЖЕВСКИЙ, специально для LEFT.BY


  1. Валлон on 04/09/2015 at 00:04 said:

    Не вижу тут эмоций. Пацан правильно реагирует на экзотические симулякры фашизма. «Космическим» правым нет места рядом с левыми. Вообще, почему на левом портале опубликовали статью человека с наци-скама?
    Автору респект, красиво и последовательно умыл ****.

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

О ЛЕВОПРАВЫХ СИНТЕЗАХ, КРАСНОЙ ЕВРАЗИИ И БЕЛОРУССКИХ ЛЕВЫХ [Ответ А. Дзерманту]

o_912765_cr 08/04/2015

Начатая редакцией LEFT.BY дискуссия о судьбах «белорусской левой», неожиданно вызвала бурную полемику — что не может не радовать — в которую постепенно втянулись все неравнодушные, относящие себя не только к левой части белорусского политического спектра, но и представляющие, так сказать, наших условных идеологических «противников». Так, например, недавно свою статью нам предложил белорусский философ и культуролог Алексей ДЕРМАНТ, которого ничуть невозможно заподозрить хоть в какой-то «левизне». Однако, как оказалось, и он неравнодушен к проблемам белорусских левых…

Сегодня мы публикуем ответ Павла КАТОРЖЕВСКОГО на его статью — достаточно эмоциональный, надо сказать, и содержащий больше вопросов, чем, собственно, ответов… Но в этом материале нашего молодого товарища радует одно: призыв стараться не смотреть в прошлое, проектируя своё будущее; так сказать, вперёд — от СССР!

000-par7323174_crНедавно начавшаяся дискуссия о судьбах белорусских левых поведала много чего интересного как тем, кто «варится» в движении, так и случайным наблюдателям. Вышел ряд статей товарища Кратковского, где,безусловно, есть спорные моменты, но общая линия вполне себе адекватна. И вот, внезапно появляется статья Алексея ДЗЕРМАНТА — «Левые и идеологический синтез будущего». Прочитав статью Алексея, причисляющего себя к симпатизантам какого-то очень «экзотического» направления марксизма — «С Никишем и Юнгером», — сразу захотелось задать автору несколько вопросов. Собственно, почему? Да потому, что тов. Дзермант одновременно предлагает левым опираться на опыт БССР, заявляет о идейном дополнении левых идей консерватизмом, а в конце и вовсе даёт оплеуху ненавистным анти-авторитариям, называя деформированный сталинский около-социализм в КНДР «по-настоящему» социалистической страной.

Сияющие горизонты прошлого и политическая мифология

Начнём с того, что опыт БССР безусловно интересен и важен, забывать его нельзя ни в коем разе, но целесообразно ли современным белорусским левым создавать из БССР эдакий «Древний Рим 2.0»? Нет, ни в коем случае.

Начнём с попытки разобраться в том, почему левые идеи так непопулярны среди белорусской молодёжи. Почему я не начал со старшего поколения? А именно потому, что молодёжь – это именно та часть белорусского общества, на которую, по идее, должен влиять миф о БССР, о котором говорит нам Дзермант. Старшее поколение и так всё прекрасно помнит, ему никакая политическая мифология не нужна. А что такое БССР для молодёжи?

Молодые люди, в большинстве своём, воспринимают советское время как какой-то заплесневевший кусочек истории с всевластием бюрократии, дефицитом и так далее, — ассоциативный ряд можете продолжить сами… Нужно ли белорусским левым опираться на такой политический штамп? Думаю, нет. И потенциал социалистический идей в белорусском обществе здесь ни при чём. Он возникает из очевидного стремления людей к справедливому обществу, а не на почве социальной ностальгии, которой наша страна переболела уже лет 15 назад.

Синтез ужа с ежом

От БССР мы плавно переходим к призывам не бояться синтезов и к мечтам о «красной Евразии» с «прозорливыми российскими левыми». Про «синтезы» хотелось бы сказать отдельно, но «прозорливость» товарища Дзерманта вынудила сделать его оговорку о том, что сторонником традиционной школы марксизма он не является. Ну, на нет и суда нет! Тогда перейдём к «российским левым».

Здесь хотелось бы заметить, что многие из тех левых, которые решили запрыгнуть в уходящую электричку «красного евразийства», сейчас подтирают слюни за откровенно реакционными персонажами вроде С.Е. Кургиняна, а то и вовсе разрывают глотку в истерической поддержке олигархического режима Путина в России. Ну, это ничего, ведь главное – красненькая обложечка! Видимо, придётся, нам, горемычным белорусским левакам, последовав совету Алексея, становиться белорусским отделением «Сути Времени» и вешать рядом с красной звездой двухглавого царского орла.

Неужели евразийский проект так уж плох? Нет, просто хотим мы этого или нет, но проект евразийской интеграции сейчас реализовывается и без левых.

Перед социалистическим движением в Беларуси сейчас стоит задача не красить в красный цвет дедушку Дугина, а актуализировать свои идеи и сделать так, чтобы левое движение в Беларуси существовало в реальности, а не только в кухонно-диванных дискуссиях политических активистов.

Доказательство отношения революционного проекта к консервативному тоже стоит отдельного рассмотрения.

Судя по всему, тот период советской истории, о котором говорит нам автор, имеет отношение скорее к консерватизму, но революционного в нём будет маловато. Так и представляю, как Леонид Ильич Брежнев пожимает руку Бердяеву или Зомбарту. Думаю, после таких идеологических экспериментов левое движение в Беларуси убьёт себя, толком не оформившись.

К слову, после этого товарищ Дзермант ещё умудряется назвать небольшие группы левых радикалов «политической экзотикой».

Что можно ещё сказать? То, что все эти «синтезы» опробовали российские красно-коричневые движения ещё в 1990-х годах. И где они теперь? А нигде, — сливаются в трогательном единении с мелкобуржуазными ура-патриотами.

Отвергаешь – предлагай

Так что же делать, если не лить красную краску на евразийство и не плакать по БССР, которую мы потеряли? Надо жить настоящим и смотреть в будущее, прежде всего. Если белорусские левые будут мыслить категориями социальной ностальгии и мечтать о возврате в советское время, то они рискуют остаться в своей нынешней консистенции ещё лет на 20, а это уже смерти подобно. Концепция «как раньше, только лучше» уже неактуальна. Через каких-то несколько лет мало кто будет что-нибудь помнить о том, что было раньше.

Павел КАТОРЖЕВСКИЙ, специально для LEFT.BY

By
@
backtotop