Ещё несколько слов о революции в Беларуси и эволюции в анархизме…

hlsk20 марта в Минске по инициативе «Левого клуба» и при поддержке проекта Left.BY состоялась презентация книги белорусского историка и общественного деятеля Юрия ГЛУШАКОВА «Революция умерла. Да здравствует революция!». Анархизм в Беларуси (1902-1927)». Во встрече приняли участие интересующиеся историей Беларуси, активисты Белорусской партии «Зелёные», члены редакции интернет-журнала «Прасвет», представители либертарного движения, различных марксистских групп и инициатив. Поэтому говорили тут не только об историографии, но и многих современных проблемах…

Первая часть встречи состояла из рассказа автора о своей работе, архивные материалы для которой собирались по крупицам в течение более, чем  пятнадцати лет.

Автор начал с того, что в начале XX столетия именно Гродненская губерния стала «родиной» анархистского движения на территории тогдашней Российской империи. Жестокая капиталистическая эксплуатация, политическое бесправие и произвол властей и полиции порождали в ответ самые радикальные формы протеста, одной из которых стала вооруженная борьба анархистов. Помимо причин, в книге анализируются и результаты индивидуального террора, прежде всего – для самого анархистского движения. Они неутешительны – усиление репрессий правительства, отрыв от массового движения, гибель либо изоляция лучших людей в анархистских федерациях.

Ещё одним смысловым блоком, о котором говорилось на презентации, стало соотношение анархизма и коммунизма. Как специально отметил автор, почти все представители анархистского движения в Беларуси в начале XX века являлись анархо-коммунистами. Именно непримиримое отношение к буржуазии и её «демократии» заставляли первых анархистов покидать социал-демократические и национальные партии и выступать под знаменем «вольного коммунизма». В Беларуси только анархисты и частично близкие к ним эсеры-максималисты в революцию 1905-1907 годов выступили за создание Советов рабочих депутатов. Также именно анархисты первыми стали называть себя «коммунистами». Более того, во многом под влиянием мощного антикапиталистического движения рабочих низов социал-демократы-большевики в 1918 году также приняли имя «коммунистов».

Вопреки либеральной мифологии, Октябрьская революция была подлинно народным движением, во главе которого выступала своеобразная левая коалиция – большевики, левые эсеры, максималисты, анархо-коммунисты и анархо-синдикалисты, а также многие социалистические национальные партии. Для анархистов в Беларуси в годы гражданской войны в 1918-1919 годах был характерен самый тесный союз с партией большевиков, обусловленный тотальной угрозой уничтожения всех общих завоеваний революции со стороны немецких, польских и украинских (гайдамаки, петлюровцы) оккупантов, а также внутренней реакции. Анархо-коммунисты в многих регионах Беларуси, как и в сопредельной  Украине, играли решающую роль в развертывании партизанской войны против иностранных интервентов.

К сожалению, в последующем авторитарная часть в руководстве партии большевиков развернула против анархистов и левых социалистов гонения, коснувшиеся вскоре и левой части самой коммунистической партии. Репрессиям ГПУ-НКВД по отношению к «попутчикам» в книге посвящено немало страниц. Однако в противостоянии между ВЧК и РКП(б) и анархистами последние практически не прибегали в Беларуси к крайним формам борьбы. Антисоветское повстанческое движение в Беларуси, прежде всего, опиралось на самые тёмные, антисемитски настроенные элементы крестьянства, и находилось под руководством белорусских правых националистов типа Булак-Балаховича и русских националистов савинковского толка.

В связи с этим на встрече был поднят вопрос об отношении исторического и современного анархизма к национализму. Общеизвестно, что и классики анархизма, как и всё движение в прошлом, стояли исключительно на позициях интернационализма. Белорусские анархисты не признавали национализм ни в какой форме. И вместе с другими левыми партиями и организациями, включая большевиков, с оружием в руках выступали против погромщиков в 1905 году, против националистического повстанчества и проповеди этнической исключительности – в 1920-х. Тем более странными выглядят такие нынешние тенденции, как «анархо-национализм», «этнический анархизм» и примыкающий к ним национал-автономизм. И совершенно предосудительным – участие некоторых либертариев в АТО на стороне националистически-либерального государства, в территориальных батальонах, находящихся под контролем фашистских элементов.

Поскольку некоторые из присутствовавших, включая автора книги, стояли у истоков современного анархистского движения в Беларуси, то пришлось вспомнить и о роли анархистов в событиях 1990-х годов. По мнению Юрия ГЛУШАКОВА, в тот период либералами и внешними империалистическими силами предпринимались активные усилия по использованию либертарного движения в своих целях. Во многом это удалось – путем переориентации части анархистов с классовых, коммунистических позиций на защиту общих либеральных ценностей.

Во время обсуждения прозвучал вопрос: «Что же делать современным анархистам?»

Ответ на него был дан коллективный – присутствовавшие на встрече активисты сообщили о том, что сегодня в рядах анархистского движения вновь усиливается его социально-революционная составляющая, а от автора прозвучало пожелание самой тесной и широкой координации усилий всех левых и социальных инициатив и движений в условиях усиления неолиберальных тенденций в руководстве страны и формирования новых националистических вызовов.

Григорий ЯСТРЕБИНСКИЙ

__________

Мнение колумниста может не совпадать с мнением редакции

__________

Читать по теме:

Анархизм в Беларуси (рецензия на книгу: Глушаков, Ю.Э. «Революция умерла! Да здравствует революция!» Анархизм в Беларуси (1902‒1927)


Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Ещё несколько слов о революции в Беларуси и эволюции в анархизме…

hlsk 26/03/2015

hlsk20 марта в Минске по инициативе «Левого клуба» и при поддержке проекта Left.BY состоялась презентация книги белорусского историка и общественного деятеля Юрия ГЛУШАКОВА «Революция умерла. Да здравствует революция!». Анархизм в Беларуси (1902-1927)». Во встрече приняли участие интересующиеся историей Беларуси, активисты Белорусской партии «Зелёные», члены редакции интернет-журнала «Прасвет», представители либертарного движения, различных марксистских групп и инициатив. Поэтому говорили тут не только об историографии, но и многих современных проблемах…

Первая часть встречи состояла из рассказа автора о своей работе, архивные материалы для которой собирались по крупицам в течение более, чем  пятнадцати лет.

Автор начал с того, что в начале XX столетия именно Гродненская губерния стала «родиной» анархистского движения на территории тогдашней Российской империи. Жестокая капиталистическая эксплуатация, политическое бесправие и произвол властей и полиции порождали в ответ самые радикальные формы протеста, одной из которых стала вооруженная борьба анархистов. Помимо причин, в книге анализируются и результаты индивидуального террора, прежде всего – для самого анархистского движения. Они неутешительны – усиление репрессий правительства, отрыв от массового движения, гибель либо изоляция лучших людей в анархистских федерациях.

Ещё одним смысловым блоком, о котором говорилось на презентации, стало соотношение анархизма и коммунизма. Как специально отметил автор, почти все представители анархистского движения в Беларуси в начале XX века являлись анархо-коммунистами. Именно непримиримое отношение к буржуазии и её «демократии» заставляли первых анархистов покидать социал-демократические и национальные партии и выступать под знаменем «вольного коммунизма». В Беларуси только анархисты и частично близкие к ним эсеры-максималисты в революцию 1905-1907 годов выступили за создание Советов рабочих депутатов. Также именно анархисты первыми стали называть себя «коммунистами». Более того, во многом под влиянием мощного антикапиталистического движения рабочих низов социал-демократы-большевики в 1918 году также приняли имя «коммунистов».

Вопреки либеральной мифологии, Октябрьская революция была подлинно народным движением, во главе которого выступала своеобразная левая коалиция – большевики, левые эсеры, максималисты, анархо-коммунисты и анархо-синдикалисты, а также многие социалистические национальные партии. Для анархистов в Беларуси в годы гражданской войны в 1918-1919 годах был характерен самый тесный союз с партией большевиков, обусловленный тотальной угрозой уничтожения всех общих завоеваний революции со стороны немецких, польских и украинских (гайдамаки, петлюровцы) оккупантов, а также внутренней реакции. Анархо-коммунисты в многих регионах Беларуси, как и в сопредельной  Украине, играли решающую роль в развертывании партизанской войны против иностранных интервентов.

К сожалению, в последующем авторитарная часть в руководстве партии большевиков развернула против анархистов и левых социалистов гонения, коснувшиеся вскоре и левой части самой коммунистической партии. Репрессиям ГПУ-НКВД по отношению к «попутчикам» в книге посвящено немало страниц. Однако в противостоянии между ВЧК и РКП(б) и анархистами последние практически не прибегали в Беларуси к крайним формам борьбы. Антисоветское повстанческое движение в Беларуси, прежде всего, опиралось на самые тёмные, антисемитски настроенные элементы крестьянства, и находилось под руководством белорусских правых националистов типа Булак-Балаховича и русских националистов савинковского толка.

В связи с этим на встрече был поднят вопрос об отношении исторического и современного анархизма к национализму. Общеизвестно, что и классики анархизма, как и всё движение в прошлом, стояли исключительно на позициях интернационализма. Белорусские анархисты не признавали национализм ни в какой форме. И вместе с другими левыми партиями и организациями, включая большевиков, с оружием в руках выступали против погромщиков в 1905 году, против националистического повстанчества и проповеди этнической исключительности – в 1920-х. Тем более странными выглядят такие нынешние тенденции, как «анархо-национализм», «этнический анархизм» и примыкающий к ним национал-автономизм. И совершенно предосудительным – участие некоторых либертариев в АТО на стороне националистически-либерального государства, в территориальных батальонах, находящихся под контролем фашистских элементов.

Поскольку некоторые из присутствовавших, включая автора книги, стояли у истоков современного анархистского движения в Беларуси, то пришлось вспомнить и о роли анархистов в событиях 1990-х годов. По мнению Юрия ГЛУШАКОВА, в тот период либералами и внешними империалистическими силами предпринимались активные усилия по использованию либертарного движения в своих целях. Во многом это удалось – путем переориентации части анархистов с классовых, коммунистических позиций на защиту общих либеральных ценностей.

Во время обсуждения прозвучал вопрос: «Что же делать современным анархистам?»

Ответ на него был дан коллективный – присутствовавшие на встрече активисты сообщили о том, что сегодня в рядах анархистского движения вновь усиливается его социально-революционная составляющая, а от автора прозвучало пожелание самой тесной и широкой координации усилий всех левых и социальных инициатив и движений в условиях усиления неолиберальных тенденций в руководстве страны и формирования новых националистических вызовов.

Григорий ЯСТРЕБИНСКИЙ

__________

Мнение колумниста может не совпадать с мнением редакции

__________

Читать по теме:

Анархизм в Беларуси (рецензия на книгу: Глушаков, Ю.Э. «Революция умерла! Да здравствует революция!» Анархизм в Беларуси (1902‒1927)

By
@
backtotop