Почему мы вспоминаем о Ленине?

Владимир Ильич Ленин сегодня не является самой заметной исторической фигурой. В дни его рождения к Мавзолею, где лежит его забальзамированное в 1924 г. тело, с цветами приходит несколько сотен человек — в большинстве своём ветераны Компартии. 70% россиян никогда не были в Мавзолее, а те, которые бывали, заходили туда 20-30 лет тому назад. Но вот что интересно: опрос, проведённый 21-24 марта 2014 года социологами из «Левада-центра», показал, что  популярность Ильича за последнее десятилетие неожиданно возросла. Требования вынести Ленина из Мавзолея и захоронить «по-человечески» звучат не так настойчиво, как 10 лет назад.

Об этом в апреле прошлого года писал Вячеслав КОСТИКОВ, пытаясь выяснить, когда и почему люди вспоминают о Ленине. Основной вывод автора, как представляется, не потерял актуальности и сегодня: обращаются потому, что для широких слоёв населения Ленин постепенно стал символом социальной справедливости, и тогда, когда запрос на эту справедливость оказывается велик. Впрочем, соглашаясь в целом, редакция оставляет за собой право не соглашаться с рядом частных высказываний бывшего ельцинского пресс-секретаря. И ещё отметим — в целом меняется отношение не только к вдохновителю Октябрьской революции, но и к его своеобразному «антиподу» в массовом сознании — Сталину.

Коллаж: АиФ / Андрей Дорофеев

Коллаж: АиФ / Андрей Дорофеев

 Живее всех живых?

Отношение к Ленину претерпевает сложную и противоречивую эволюцию. Монументы вождю пролетариата всё ещё стоят во многих городах России, в библиотеках ещё можно найти следы полного собрания его сочинений в 55 томах. Но, по словам библиотекарей, его труды сегодня не вызывают интереса.

А ведь ещё лет 20 назад Ленин активно присутствовал в жизни народа и страны. Стихи и песни о нём начинали заучивать с ранних лет. Не выходило практически ни одного научного труда, в котором не цитировался бы Владимир Ильич. Недавно в своей домашней библиотеке обнаружил некогда подаренную мне кандидатскую диссертацию одного известного политика: «Партийное руководство пожарными формированиями», — естественно, с обильными цитатами из Ленина. Уверен, что знаменитый стишок о Ленине: «Когда был Ленин маленький, с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной…», — помнит и В. Путин.

«Всенародная любовь» к вождю была, по сути дела, идеологической обязаловкой. И в силу этого порой приобретала анекдотический оттенок. Многие помнят стишок: «Камень на камень, кирпич на кирпич, умер наш Ленин Владимир Ильич». В праздничные дни песни о Ленине звучали даже из будильников. Вся страна пела: «Ленин — это весны цветенье, Ленин — это победы…» В театрах и кино шли пьесы и фильмы о Ленине. И коммунистам, и беспартийным был известен ответ на вопрос, прозвучавший в поэме В. Маяковского «В.И. Ленин»«…кто более матери-истории ценен? Мы говорим партия — подразумеваем Ленин. Мы говорим Ленин, подразумеваем — партия».

Чёрное и белое

С началом перестройки и особенно во времена Б. Ельцина память о покойном вожде стала объектом острейшей политической борьбы. Выдавливание коммунизма, борьба с  тоталитаризмом, диктатурой пролетариата, со сталинизмом, репрессиями и культом личности сопровождались бурным отрицанием ленинского наследия. В азарте идеологической борьбы на вождя навешивались как реальные, так и мнимые преступления. В демократической публицистике образ Ленина порой превращался в карикатуру, в злого гения. Начисто было забыто, что Ильич был одним из образованнейших людей своего времени, неплохим философом, великолепным публицистом. Что им восхищались выдающиеся умы и художники своего времени. Вспомним блистательные очерки Горького о Ильиче. Вспомним, как И. Сталину хотелось, чтобы «великий пролетарский писатель» написал и его литературный портрет «под Ленина». Горький, как известно, уклонился.

Широко известно, насколько безжалостным был Ильич к врагам революции: инициировал «красный террор», жестокое подавление Тамбовского кресть­янского восстания (с применением химического оружия), благословил расстрел сдавшихся в плен белых офицеров в Крыму. Известно и его резко негативное отношение к религии и, в особенности, к православию, известен его приказ о расстреле попов и о конфискации церковной собственности. Его жена Крупская говорила, что он возненавидел попов с 15 лет. Именно при Ленине начались жёсткие гонения на оппозиционные партии и прессу. Известна и его роль в изгнании из России выдающихся деятелей культуры. Уровень российской культуры после 1922 г. стал резко снижаться.

Секрет Ленина

Но в отличие от политиков и публицистов у истории свои оценки. С именем Ленина так или иначе связан весь ХХ в. И не только для России. Ведь ускорение социальных процессов в Западной Европе «в ответ на Октябрьскую революцию» в значительной мере тоже связано с именем Ленина. Но почему Ленин остаётся в повестке дня нынешней российской политики?

Сегодня, конечно, мало кто говорит о его теоретическом наследии. Нет чудаков, которые писали бы диссертации по его трудам. Но почти исчезла и публицистическая озлобленность в его адрес. Пламенный революционер, казалось бы, окончательно стал «дедушкой Лениным» с памятными по фильмам «ленинской улыбкой» и «ленинским прищуром». Но вот после десятилетий фактического забвения социологи вдруг заговорили о росте его «рейтинга». «Целиком положительно» и «скорее положительно» к роли Ленина в истории сегодня относится почти половина населения. Восемь лет назад таких было на 10% меньше. Почему Ильичу вышло такое прощение. Не в честь же Пасхи!

Дело в том, что для населения отношение к Ленину перестало быть историческим. Оно стало конъюнктурным. Ленин сделался барометром социального самочувствия. Если жизнь налаживается, о нём забывают. Но как только на горизонте маячит гроза или население чувствует угрозу своему кошельку, вспоминают о Ленине. Для широких слоёв населения Ленин (скромный в личной жизни) стал некоей иконой социальной справедливости. Да, россияне не хотят возврата к уравниловке, но запрос на социальную справедливость очень велик. И продолжает возрастать. Люди не приемлют унизительного материального размежевания, отвергают «капитализм с хамским лицом». Вот и вспоминают о Ленине. Слава богу, что не вспоминают о другом: об «оружии пролетариата», так ярко запечатлённом в знаменитой скульптуре И. Шадра «Булыжник — оружие пролетариата».

Источник — «АиФ»

______________

Читать ещё:

Андрей СИДОРЧИК. План Ленина — победа кухарки


Add Your Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


7 × восемь =

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Почему мы вспоминаем о Ленине?

0a11e02b2a16ca0dabb0451507fe77ef8 22/04/2015

Владимир Ильич Ленин сегодня не является самой заметной исторической фигурой. В дни его рождения к Мавзолею, где лежит его забальзамированное в 1924 г. тело, с цветами приходит несколько сотен человек — в большинстве своём ветераны Компартии. 70% россиян никогда не были в Мавзолее, а те, которые бывали, заходили туда 20-30 лет тому назад. Но вот что интересно: опрос, проведённый 21-24 марта 2014 года социологами из «Левада-центра», показал, что  популярность Ильича за последнее десятилетие неожиданно возросла. Требования вынести Ленина из Мавзолея и захоронить «по-человечески» звучат не так настойчиво, как 10 лет назад.

Об этом в апреле прошлого года писал Вячеслав КОСТИКОВ, пытаясь выяснить, когда и почему люди вспоминают о Ленине. Основной вывод автора, как представляется, не потерял актуальности и сегодня: обращаются потому, что для широких слоёв населения Ленин постепенно стал символом социальной справедливости, и тогда, когда запрос на эту справедливость оказывается велик. Впрочем, соглашаясь в целом, редакция оставляет за собой право не соглашаться с рядом частных высказываний бывшего ельцинского пресс-секретаря. И ещё отметим — в целом меняется отношение не только к вдохновителю Октябрьской революции, но и к его своеобразному «антиподу» в массовом сознании — Сталину.

Коллаж: АиФ / Андрей Дорофеев

Коллаж: АиФ / Андрей Дорофеев

 Живее всех живых?

Отношение к Ленину претерпевает сложную и противоречивую эволюцию. Монументы вождю пролетариата всё ещё стоят во многих городах России, в библиотеках ещё можно найти следы полного собрания его сочинений в 55 томах. Но, по словам библиотекарей, его труды сегодня не вызывают интереса.

А ведь ещё лет 20 назад Ленин активно присутствовал в жизни народа и страны. Стихи и песни о нём начинали заучивать с ранних лет. Не выходило практически ни одного научного труда, в котором не цитировался бы Владимир Ильич. Недавно в своей домашней библиотеке обнаружил некогда подаренную мне кандидатскую диссертацию одного известного политика: «Партийное руководство пожарными формированиями», — естественно, с обильными цитатами из Ленина. Уверен, что знаменитый стишок о Ленине: «Когда был Ленин маленький, с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной…», — помнит и В. Путин.

«Всенародная любовь» к вождю была, по сути дела, идеологической обязаловкой. И в силу этого порой приобретала анекдотический оттенок. Многие помнят стишок: «Камень на камень, кирпич на кирпич, умер наш Ленин Владимир Ильич». В праздничные дни песни о Ленине звучали даже из будильников. Вся страна пела: «Ленин — это весны цветенье, Ленин — это победы…» В театрах и кино шли пьесы и фильмы о Ленине. И коммунистам, и беспартийным был известен ответ на вопрос, прозвучавший в поэме В. Маяковского «В.И. Ленин»«…кто более матери-истории ценен? Мы говорим партия — подразумеваем Ленин. Мы говорим Ленин, подразумеваем — партия».

Чёрное и белое

С началом перестройки и особенно во времена Б. Ельцина память о покойном вожде стала объектом острейшей политической борьбы. Выдавливание коммунизма, борьба с  тоталитаризмом, диктатурой пролетариата, со сталинизмом, репрессиями и культом личности сопровождались бурным отрицанием ленинского наследия. В азарте идеологической борьбы на вождя навешивались как реальные, так и мнимые преступления. В демократической публицистике образ Ленина порой превращался в карикатуру, в злого гения. Начисто было забыто, что Ильич был одним из образованнейших людей своего времени, неплохим философом, великолепным публицистом. Что им восхищались выдающиеся умы и художники своего времени. Вспомним блистательные очерки Горького о Ильиче. Вспомним, как И. Сталину хотелось, чтобы «великий пролетарский писатель» написал и его литературный портрет «под Ленина». Горький, как известно, уклонился.

Широко известно, насколько безжалостным был Ильич к врагам революции: инициировал «красный террор», жестокое подавление Тамбовского кресть­янского восстания (с применением химического оружия), благословил расстрел сдавшихся в плен белых офицеров в Крыму. Известно и его резко негативное отношение к религии и, в особенности, к православию, известен его приказ о расстреле попов и о конфискации церковной собственности. Его жена Крупская говорила, что он возненавидел попов с 15 лет. Именно при Ленине начались жёсткие гонения на оппозиционные партии и прессу. Известна и его роль в изгнании из России выдающихся деятелей культуры. Уровень российской культуры после 1922 г. стал резко снижаться.

Секрет Ленина

Но в отличие от политиков и публицистов у истории свои оценки. С именем Ленина так или иначе связан весь ХХ в. И не только для России. Ведь ускорение социальных процессов в Западной Европе «в ответ на Октябрьскую революцию» в значительной мере тоже связано с именем Ленина. Но почему Ленин остаётся в повестке дня нынешней российской политики?

Сегодня, конечно, мало кто говорит о его теоретическом наследии. Нет чудаков, которые писали бы диссертации по его трудам. Но почти исчезла и публицистическая озлобленность в его адрес. Пламенный революционер, казалось бы, окончательно стал «дедушкой Лениным» с памятными по фильмам «ленинской улыбкой» и «ленинским прищуром». Но вот после десятилетий фактического забвения социологи вдруг заговорили о росте его «рейтинга». «Целиком положительно» и «скорее положительно» к роли Ленина в истории сегодня относится почти половина населения. Восемь лет назад таких было на 10% меньше. Почему Ильичу вышло такое прощение. Не в честь же Пасхи!

Дело в том, что для населения отношение к Ленину перестало быть историческим. Оно стало конъюнктурным. Ленин сделался барометром социального самочувствия. Если жизнь налаживается, о нём забывают. Но как только на горизонте маячит гроза или население чувствует угрозу своему кошельку, вспоминают о Ленине. Для широких слоёв населения Ленин (скромный в личной жизни) стал некоей иконой социальной справедливости. Да, россияне не хотят возврата к уравниловке, но запрос на социальную справедливость очень велик. И продолжает возрастать. Люди не приемлют унизительного материального размежевания, отвергают «капитализм с хамским лицом». Вот и вспоминают о Ленине. Слава богу, что не вспоминают о другом: об «оружии пролетариата», так ярко запечатлённом в знаменитой скульптуре И. Шадра «Булыжник — оружие пролетариата».

Источник — «АиФ»

______________

Читать ещё:

Андрей СИДОРЧИК. План Ленина — победа кухарки

By
@
backtotop