«ПОДДУБНЫЙ»: БОРЬБА С ГРЯЗЬЮ. Нестандартный фильм о нестандартном человеке

Недавно на экраны вышел фильм о легендарном борце прошлого Иване Поддубном. Сказать, что многие критики встретили этот фильм неодобрительно, будет слишком мягко… Некоторые рецензии, например, в газете «СБ», пытаются просто на куски разорвать новое произведение российского режиссера Глеба ОРЛОВА. Об этом и своих собственных впечатлениях — наш автор Юрий ГЛУШАКОВ.

Обаятельный монстр

Каковы же главные претензии к фильму? С точки зрения недоброжелателей, Михаил Пореченков сыграл главного героя как тупого монстра, кроме физической силы, ничем не обладающего. В фильме, дескать, вообще нет актерской игры и никакого психологизма, голая «физуха». И так далее, в таком же духе…

kinopoisk.ruЧестно говоря, меня просто затащили, по случаю, на просмотр «Поддубного». Еще не читая никаких откликов, я так примерно и представлял себе этот новый российский блокбастер – чудо-богатырь Поддубный, одним взглядом повергающий противников на лопатки, много спецэффектов, схваток и драк, и все на фоне сусальной Российской империи.  В-общем, виделся он мне эдаким очередным походом современного российского кинематографа за голливудскими грёзами. Однако уже с первых кадров стало ясно, что здесь что-то — не так…

В заставке фильма группа мальчишек теснит маленького Поддубного, третирует его как «голь подзаборную». И он пускается наутек от обидчиков. А сцена отцовской порки за проявленную слабость, как выясняется впоследствии, вовсе не умиление перед «правильным» патриархальным воспитанием. Отцовский ремень и  деспотизм в дальнейшем только будит в молодом Поддубном волю и задор к сопротивлению.

Задор, но не задиристость, и спокойная уверенность в себе – отличительная черта героя фильма от самого начала до конца. Таким молодой грузчик впервые, волею случая, выходит бороться на цирковую арену, таким он на ней и остается. Почти всегда… Непобедимый чемпион проигрывает только один раз. И, фактически, не обмазанному маслом французу Раулю ле Буше, и даже не самому себе. Самый главный противник Поддубного, на всем протяжении его спортивной и цирковой карьеры – алчные и коварные антрепренёры, наживающиеся на спортсменах и артистах, готовые пойти на самые грязные и «масляные» приемы на ковре. С ними и проходит через весь фильм главная схватка Ивана Поддубного.

А вообще, никаких спецэффектов и насилия в фильме нет. Лента глубоко психологичная, снята в лучших традициях нашего старого кино и мировых традиций.

Анти-адмирал   

И вот становится понятным, почему «Поддубный» вызвал такое неприятие у части критики. За последние годы российский кинематограф приучил зрителя к беломундирным «Адмираламъ» и прочей блестящей публике, царящей на экранах. Появление на нем человека из народа в рубашке-косоворотке прозвучала на этом фоне резким диссонансом. Но что делать, если такова фактура описываемых событий? Кстати говоря, достоверность исторического фона в картине соблюдена очень тщательно. Кроме отдельных моментов – но о них чуть позже… Режиссер очень хорошо показал совет высших российских сановников, утверждающий борца на чемпионат мира в Париже. Родовитые бюрократы едва не отвергли кандидатуру Поддубного, ссылаясь на его низкое происхождение. Но куда деваться, если Иван Поддубный, Самсон, Иван Заикин и другие великие борцы были выходцами из простого народа? Стоит ли отвергать на этом основании фильм о силаче Иване Поддубном, крестьянском сыне?

Что еще красной нитью проходит в фильме, так это четкий показ того, где черпает свою силу Иван Поддубный. От близких ему людей. Это – его жена Мими (Катерина Шпица), товарищи-грузчики, и самое главное – его зрители. Публика, будь это простой народ из цирка в российско-украинской глубинке, или даже притязательные парижане, просто боготворят его. При этом сам Иван  нисколько не заискивает перед ними – его то и кланяться залу  едва научили… Но люди чувствуют и ценят в нем какие то искренние, настоящие качества – силу, прямоту, честность, надежность. И мне кажется, что лучшего актера, чем Михаил Пореченков, для создания такого  образа бескомпромиссного человека, режиссер  не мог подобрать…

841493Критикуют и «нераскрытую» лав-стори Поддубного и Мими. Да, в фильме нет постельных сцен. Наверное, они бы просто унизили великого борца и его возлюбленную. Но зато показана человеческая история двух талантливых людей, безгранично любящих, понимающих и поддерживающих друг друга. Мими возвращает Ивана к жизни после фальсифицированного поражения в Париже, но саму её жизнь забирает жестокая цирковая арена…

Борец Поддубный – душевный персонаж

Конечно, эта лента, как и любые другие, не лишена и недостатков. Уж очень всё в фильме «русифицировано». Так, в родном селе Поддубного на Полтавщине, в сердце Украины, все поют не украинские песни, а напевы то ли донских казаков, то ли вообще, условно говоря, Вологодской губернии. Потомки запорожских казаков носят русые бороды, чего в Украине, даже в те времена, когда ее называли «Малороссией», отродясь не было. Ну и тому подобная аганжированная стилизация где-то грешит достоверностью. Но главное – это внутренняя правдивость  фильма. Может, оттого и не понятен сюжет некоторым современным зрителям, что Поддубный в одноименном фильме показан психологически и исторически выверено, в соответствии с духом своей эпохи и её лучших представителей? Ну действительно, как объяснить нынешнему молодому человеку, одержимому успешностью, «наивное» стремление перспективного атлета разорвать выгодный контракт в Штатах только для того, что бы вернуться на Родину? И все из-за того, что в Америке не с кем народных песен попеть…

Но в этом то и была феноменальная сила великого борца. Он побеждал противников не только стальным захватом и  броском с прогибом с максимальной амплитудой. И не столько ради денег. Иван  Поддубный вкладывал в каждую схватку не только всю силу, но и всю душу. Жить и бороться от всей души – это и есть правильная жизнь, это и есть путь к победе. Настоящей победе, без фальши и подлога…               


Add Your Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


× два = 8

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

«ПОДДУБНЫЙ»: БОРЬБА С ГРЯЗЬЮ. Нестандартный фильм о нестандартном человеке

1375259008_1946816 05/08/2014

Недавно на экраны вышел фильм о легендарном борце прошлого Иване Поддубном. Сказать, что многие критики встретили этот фильм неодобрительно, будет слишком мягко… Некоторые рецензии, например, в газете «СБ», пытаются просто на куски разорвать новое произведение российского режиссера Глеба ОРЛОВА. Об этом и своих собственных впечатлениях — наш автор Юрий ГЛУШАКОВ.

Обаятельный монстр

Каковы же главные претензии к фильму? С точки зрения недоброжелателей, Михаил Пореченков сыграл главного героя как тупого монстра, кроме физической силы, ничем не обладающего. В фильме, дескать, вообще нет актерской игры и никакого психологизма, голая «физуха». И так далее, в таком же духе…

kinopoisk.ruЧестно говоря, меня просто затащили, по случаю, на просмотр «Поддубного». Еще не читая никаких откликов, я так примерно и представлял себе этот новый российский блокбастер – чудо-богатырь Поддубный, одним взглядом повергающий противников на лопатки, много спецэффектов, схваток и драк, и все на фоне сусальной Российской империи.  В-общем, виделся он мне эдаким очередным походом современного российского кинематографа за голливудскими грёзами. Однако уже с первых кадров стало ясно, что здесь что-то — не так…

В заставке фильма группа мальчишек теснит маленького Поддубного, третирует его как «голь подзаборную». И он пускается наутек от обидчиков. А сцена отцовской порки за проявленную слабость, как выясняется впоследствии, вовсе не умиление перед «правильным» патриархальным воспитанием. Отцовский ремень и  деспотизм в дальнейшем только будит в молодом Поддубном волю и задор к сопротивлению.

Задор, но не задиристость, и спокойная уверенность в себе – отличительная черта героя фильма от самого начала до конца. Таким молодой грузчик впервые, волею случая, выходит бороться на цирковую арену, таким он на ней и остается. Почти всегда… Непобедимый чемпион проигрывает только один раз. И, фактически, не обмазанному маслом французу Раулю ле Буше, и даже не самому себе. Самый главный противник Поддубного, на всем протяжении его спортивной и цирковой карьеры – алчные и коварные антрепренёры, наживающиеся на спортсменах и артистах, готовые пойти на самые грязные и «масляные» приемы на ковре. С ними и проходит через весь фильм главная схватка Ивана Поддубного.

А вообще, никаких спецэффектов и насилия в фильме нет. Лента глубоко психологичная, снята в лучших традициях нашего старого кино и мировых традиций.

Анти-адмирал   

И вот становится понятным, почему «Поддубный» вызвал такое неприятие у части критики. За последние годы российский кинематограф приучил зрителя к беломундирным «Адмираламъ» и прочей блестящей публике, царящей на экранах. Появление на нем человека из народа в рубашке-косоворотке прозвучала на этом фоне резким диссонансом. Но что делать, если такова фактура описываемых событий? Кстати говоря, достоверность исторического фона в картине соблюдена очень тщательно. Кроме отдельных моментов – но о них чуть позже… Режиссер очень хорошо показал совет высших российских сановников, утверждающий борца на чемпионат мира в Париже. Родовитые бюрократы едва не отвергли кандидатуру Поддубного, ссылаясь на его низкое происхождение. Но куда деваться, если Иван Поддубный, Самсон, Иван Заикин и другие великие борцы были выходцами из простого народа? Стоит ли отвергать на этом основании фильм о силаче Иване Поддубном, крестьянском сыне?

Что еще красной нитью проходит в фильме, так это четкий показ того, где черпает свою силу Иван Поддубный. От близких ему людей. Это – его жена Мими (Катерина Шпица), товарищи-грузчики, и самое главное – его зрители. Публика, будь это простой народ из цирка в российско-украинской глубинке, или даже притязательные парижане, просто боготворят его. При этом сам Иван  нисколько не заискивает перед ними – его то и кланяться залу  едва научили… Но люди чувствуют и ценят в нем какие то искренние, настоящие качества – силу, прямоту, честность, надежность. И мне кажется, что лучшего актера, чем Михаил Пореченков, для создания такого  образа бескомпромиссного человека, режиссер  не мог подобрать…

841493Критикуют и «нераскрытую» лав-стори Поддубного и Мими. Да, в фильме нет постельных сцен. Наверное, они бы просто унизили великого борца и его возлюбленную. Но зато показана человеческая история двух талантливых людей, безгранично любящих, понимающих и поддерживающих друг друга. Мими возвращает Ивана к жизни после фальсифицированного поражения в Париже, но саму её жизнь забирает жестокая цирковая арена…

Борец Поддубный – душевный персонаж

Конечно, эта лента, как и любые другие, не лишена и недостатков. Уж очень всё в фильме «русифицировано». Так, в родном селе Поддубного на Полтавщине, в сердце Украины, все поют не украинские песни, а напевы то ли донских казаков, то ли вообще, условно говоря, Вологодской губернии. Потомки запорожских казаков носят русые бороды, чего в Украине, даже в те времена, когда ее называли «Малороссией», отродясь не было. Ну и тому подобная аганжированная стилизация где-то грешит достоверностью. Но главное – это внутренняя правдивость  фильма. Может, оттого и не понятен сюжет некоторым современным зрителям, что Поддубный в одноименном фильме показан психологически и исторически выверено, в соответствии с духом своей эпохи и её лучших представителей? Ну действительно, как объяснить нынешнему молодому человеку, одержимому успешностью, «наивное» стремление перспективного атлета разорвать выгодный контракт в Штатах только для того, что бы вернуться на Родину? И все из-за того, что в Америке не с кем народных песен попеть…

Но в этом то и была феноменальная сила великого борца. Он побеждал противников не только стальным захватом и  броском с прогибом с максимальной амплитудой. И не столько ради денег. Иван  Поддубный вкладывал в каждую схватку не только всю силу, но и всю душу. Жить и бороться от всей души – это и есть правильная жизнь, это и есть путь к победе. Настоящей победе, без фальши и подлога…               

By
@
backtotop