«Ни старая, ни новая Конституция не облегчают жизнь граждан…», — Игорь БОРИСОВ (БСДП)

Председатель Белорусской социал-демократической партии (Грамада), политолог Игорь БОРИСОВ высказался относительно проекта Конституции, который предлагается вынести на референдум.

konatitucia

— Игорь, как прокомментируете проект, который был опубликован государственными СМИ?

— Очевидно, что фраза Александра ЛУКАШЕНКО «я свой народ за цивилизованным миром не поведу» в этом проекте Конституции обретает настоящую мощь. Один из белорусских пропагандистов подчеркнул, что мы перестаём копировать другие практики организации общества и создаём свою. В этой связи я сразу вспоминаю Муаммара КАДДАФИ с его неповторимой «джамахирией». Такого политического устройства не было и вряд ли будет ещё хоть в одной из стран мира. То, что создавалось ливийским диктатором как нечто оригинальное — получилось вычурным и эксцентричным. Кроме того, в белорусском проекте Конституции находятся общие черты с китайской мелитократией (так в оригинале; возможно Игорь БОРИСОВ имел в виду меритократию. — Left.BY). Там также есть Всекитайское собрание народных представителей, которое имеет законодательные функции, собирается раз в год и так далее. Так что назвать проект белорусской Конституции оригинальным можно, однако чтобы быть объективным, следует обозначить его, как эксцентрично-оригинальный.

— Какие изменения предлагает сделать власть?

— В первую очередь, сделать всё возможное, чтобы исключить оппонентов из активной фазы любой избирательной кампании, а также сделать меньшее количество избирательных кампаний через создание единого дня голосования по выборам в местные Советы депутатов и Палату представителей с продлением полномочий действующих депутатов на 5 лет. В идеале идея единого дня голосования хорошая, однако она компенсируется эксцентричной оригинальностью – выборы должны происходить в последнюю неделю февраля. Для тех, кто занимается избирательными кампаниями не один год, понятно, что никто в лютые морозы не будет заниматься сбором подписей или агитацией на улице. Таким образом гасится любая уличная активность во время избирательной кампании. Приемлемыми числами для единого дня голосования являются вторые, третьи, или четвертые выходные сентября.

Предлагаются возрастные ограничения к кандидату на пост президента. Предлагается, что с 40 лет можно участвовать в президентских выборах. По моему мнению, этой нормой отсекаются молодые политические лидеры, появившиеся во время прошедшей избирательной кампании (поговаривают, что в первых проектах Конституции РБ 1994 г. был такой же возрастной ценз, но его якобы снизили, чтобы позволить принять участие в президентской гонке Александру ЛУКАШЕНКО; но это не точно. — Left.BY).

Кроме того, предлагается ограничение на участие в выборах для тех, кто некоторое время жил в другой стране – кандидат на пост президента должен проживать на территории Беларуси в течение последних 20 лет. Это фактически направлено против тех, кто вынужден был уехать из Беларуси за последние 1,5 года.

Также предлагается норма о «прекращении» гражданства. Фактически она даёт право любого своего политического оппонента лишить белорусского гражданства, и теперь она потенциально может быть направлена против деятелей белорусской эмиграции, которые создали свои политические центры. Такую норму практиковал немецкий Третий Рейх. Стоит вспомнить, что социал-демократ Вилли БРАНДТ был лишён гражданства, однако после краха нацисткой Германии он сумел стать её канцлером.

— Возвысится ли в новом проекте конституции роль политических партий?

— Появилась интересная формулировка, которая может расширить роль партий, так как в ней партии «способствуют реализации и защите прав, свобод и интересов человека и гражданина». Это более широкая формулировка, чем предыдущая, однако нет ни слова о государственном финансировании партий, пропорциональной, или смешанной системе выборов, остаётся возможность выдвигать кандидатов в депутаты от трудовых коллективов. Это не способствует укреплению института политических партий. Предлагается отменить право выдвигать общественными организациями кандидатов в депутаты. По моему мнению, в случае демократических изменений, такая позиция должна также быть отменена.

— Что государство гарантирует рабочим?

— В новой редакции Конституции она уже не даёт права принимать участие рабочим в управлении предприятиями и учреждениями, как это было раньше. Хотя это на практике и не выполнялось, однако такая норма существовала.

Если Игорь БОРИСОВ имеет в виду последний абзац ст. 13 Конституции РБ 1994 г.: «Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни», то эта норма вошла и проект новой Конститeции в такой редакции: «Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении организациями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни». — Left.BY.

Также вводится норма о социальной ответственности, внесении посильного вклада в развитие общества и государства. Это фактическая легализация декрета о тунеядцах.

Есть ещё одно дополнение, где родители обязаны готовить детей к общественно-полезному труду (которая странным образом «перекочевала» из ст. 66 советской ещё Конституции 1977 г., минуя Конституцию РБ 1994 г.; вероятно, у кого-то из разработчиков нового варианта оказалась более «сильная» советская память. — Left.BY). Это широкая формулировка. Пока не понятно, что она имеет в виду, но понятно, что она станет формальным поводом, чтобы привлекать к ответственности родителей за действия детей.

— Усиливается ли роль идеологии?

— Отдельным пунктом прописывается, что государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героической победе белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. В Беларуси эта точка выглядит немного странной, так как Беларусь была вовлечена во Вторую мировую войну в 1939 году, а Великая Отечественная это всего лишь её часть. Поэтому видим, что это делается неслучайно, а чтобы правоохранительным структурам развязать больше руки и преследовать за исторические исследования, которые не соответствуют общей идеологической линии. Фактически под это можно подвести запрет на применение бело-красно-белого флага, так как ранее официальная пропаганда уже вопила, что национальный флаг использовали коллаборационисты, хотя доказательств этому нет.

Есть также пункт, что проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь. Вот в этом пункте, скорее всего, будет даваться оценка той или иной исторической фигуре. Например Костюшко плохой, а вот Суворов хороший, — и так далее. Если пытаешься доказать что-то обратное — не проявляешь патриотизма.

— Что с нашим безъядерным статусом?

— Его больше нет. Отменяется пункт о том, что Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство нейтральным. Это — конец нейтралитета в пользу белорусско-российского военного сотрудничества. Хотя и прописывается, что страна исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств — пункт о отменяемом нейтралитете говорит о внешней зависимости от союзника.

Отдельным пунктом прописывается, что Беларусь развивает атомную энергетику «в мирных целях».

— Есть ли ограничение на гомосексуальные браки?

— Прописывается, что брак – это союз мужчины и женщины. Наверняка авторы этой ремарки сильно озабочены традиционными ценностями и пытаются не допустить другие союзы не мужчины с женщиной. Получается, что предыдущий вариант был более либеральным.

— Что меняется в системе управления и перераспределения полномочий между государственными органами и должностями?

Во-первых, предлагается снять часть полномочий с президента и передать их Всебелорусскому народному собранию. Это, в первую очередь, назначение председателей судов, членов Центральной избирательной комиссии.

Во-вторых, снижается роль премьер-министра. И.о. главы государства становится, в случае отсутствия президента, председатель Совета Республики. В данном случае, это больше о вопросе персонального доверия, так как нынешней главой Совета Республики является Наталья КОЧАНОВА, а этому человеку доверяет Александр ЛУКАШЕНКО. Хотя при демократии это неплохая норма.

В-третьих, Всебелорусское народное собрание может выступать с законодательной инициативой. Тем временем, президент это делать через декреты уже не может, и здесь мы видим, что новую систему пытаются «заточить» под Александра ЛУКАШЕНКО, чтобы и будучи председателем Президиума Всебелорусского народного собрания он мог навязывать свои законодательные инициативы всем.

Ещё один нюанс — снимаются возрастные ограничения на судей. А это также про персональное доверие и надёжность. Здесь опорой для Александра ЛУКАШЕНКО является председатель Верховного суда — 79-летний Валентин СУКАЛО.

— Так а хоть что-нибудь положительное в новом проекте Конституции есть?

Я бы сказал, не положительное, а нейтральное, так как все положительные предложения станут при этой власти через правоприменительную практику в лучшем случае нейтральными.

Если говорить с позиции социал-демократов, то отменяется разъяснение существующего административно-территориального устройства государства. Вычеркивается, что территория делится на районы, города, области и другие административно-территориальные единицы. Это даёт возможность провести реформу и принять новый закон «Об административно-территориальном устройстве». Мы имеем такую концепцию.

Прописывается возможность бесплатного лечения «за счёт государственных средств». Ранее было лечение «в государственных учреждениях здравоохранения».

Вводится возможность подавать в суд на решение и действия (бездействия) государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы. Раньше такого не было. Мы имеем готовый законопроект.

Могут участвовать в голосовании лица, находящиеся под стражей. Ранее право голосовать для этой категории лиц было ограничено. Теперь за счёт них можно обеспечивать дополнительную явку.

Президентские полномочия ограничиваются двумя сроками, но есть одна особенность – президент может быть председателем Всебелорусского народного собрания одновременно, а сроки президентских полномочий могут отсчитываться заново для того, кто сейчас занимает этот пост. Также председатель Всебелорусского народного собрания (будучи бывшим президентом) пожизненно входит в Совет Республики. Это даёт возможность одному человеку сидеть на нескольких стульях одновременно, что концентрирует в его руках дополнительные полномочия.

Депутат Палаты представителей не может быть представителем правительства. Это дискуссионная норма. В европейской традиции допускаются оба варианта.

Работа Палаты представителей происходит в одну сессию, 10 из 12 месяцев в году. Раньше на год было две сессии. Трудно сказать хорошо это или плохо, ведь в идеале законы должны приниматься непрерывно.

Граждане могут обращаться в Конституционный суд за защитой своих конституционных прав. Раньше такой нормы не было и она неплохая, по крайней мере, формально.

Даются некоторые нейтральные корректировки существующих ранее пунктов, но они являются «косметическими».

— Что можно сказать, подытоживая?

— То, что ни старая, ни новая Конституция не облегчают жизнь граждан. Люди ожидали изменений, а получат реакционные изменения с ещё большей концентрацией власти. Тем более, зная, что “не до законов” сейчас — «не до законов» будет и после, и всё это выглядит как внутренние правила перераспределения власти внутри номенклатуры, однако из этих процессов (создание альтернативных проектов, широкое обсуждение существующего, выдвижение в комиссии и наблюдение, свободный и справедливый подсчёт голосов) исключены граждане и политические партии.

Всебелорусское народное собрание — это создание некоего абсолюта, куда предлагается загнать представителей всех трёх ветвей власти и местной вертикали власти. В идеале все эти три ветви власти должны уравновешивать друг друга и сдерживать, а не сглаживать противоречия, ведь если их не будет – не будет ни динамики, ни прогресса.

Невозможно ответить на вопрос – что же это такое за Всебелорусское народное собрание, какая это ветвь власти? Третья палата парламента, или абсолютная власть бюрократии, так как кто-то вне системы попасть в делегаты не сможет, так как очевидно, что выборы делегатов будут косвенными.

Одним словом, ничего хорошего нас в этой редакции Конституции не ждёт. Влиять на её принятие никто не может, так как под видом контрреволюции власть продвигает нужные для неё изменения.

С проектом конституционных преобразований с позиции БСДП можно ознакомиться по ссылке.

Перевод с белорусского

Источник — БСДП

______

Читать ещё:

«Ничего подобного сегодняшнее обсуждение Конституции с нормальным всенародным обсуждением не имеет…», — Сергей КАЛЯКИН («Справедливый мир»)

Конституционный референдум — это «праздник» власти, а не народа, — Михаил ПАСТУХОВ (БСДП)

«Ждать от легально действующих партий в условиях отсутствия законности и свобод активности – это наивно…», — Сергей КАЛЯКИН («Справедливый мир»)

«Земля, недра, воды и леса являются общенародным достоянием и находятся в исключительной собственности государства…» Позиция Белорусской партии левых «Справедливый мир» по основным вопросам конституционной реформы

«Нам нужна парламентская социальная республика»: к такому выводу пришли левые и «зелёные» во время обсуждения новой Конституции

«Тюнинг» конституции от «новой оппозиции»: больше либеральных свобод – меньше социальных гарантий?

О конституционной реформе можно будет говорить только после отставки Лукашенко, — Сергей КАЛЯКИН («Справедливый мир»)

«Недопустимо, чтобы в результате изменения Конституции произошло уменьшение объёма конституционных прав и свобод граждан…» Партия «Справедливый мир» выдвинула свои предложения по вопросам дальнейшего развития Беларуси


Comments are closed.

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

«Ни старая, ни новая Конституция не облегчают жизнь граждан…», — Игорь БОРИСОВ (БСДП)

10/01/2022

Председатель Белорусской социал-демократической партии (Грамада), политолог Игорь БОРИСОВ высказался относительно проекта Конституции, который предлагается вынести на референдум.

konatitucia

— Игорь, как прокомментируете проект, который был опубликован государственными СМИ?

— Очевидно, что фраза Александра ЛУКАШЕНКО «я свой народ за цивилизованным миром не поведу» в этом проекте Конституции обретает настоящую мощь. Один из белорусских пропагандистов подчеркнул, что мы перестаём копировать другие практики организации общества и создаём свою. В этой связи я сразу вспоминаю Муаммара КАДДАФИ с его неповторимой «джамахирией». Такого политического устройства не было и вряд ли будет ещё хоть в одной из стран мира. То, что создавалось ливийским диктатором как нечто оригинальное — получилось вычурным и эксцентричным. Кроме того, в белорусском проекте Конституции находятся общие черты с китайской мелитократией (так в оригинале; возможно Игорь БОРИСОВ имел в виду меритократию. — Left.BY). Там также есть Всекитайское собрание народных представителей, которое имеет законодательные функции, собирается раз в год и так далее. Так что назвать проект белорусской Конституции оригинальным можно, однако чтобы быть объективным, следует обозначить его, как эксцентрично-оригинальный.

— Какие изменения предлагает сделать власть?

— В первую очередь, сделать всё возможное, чтобы исключить оппонентов из активной фазы любой избирательной кампании, а также сделать меньшее количество избирательных кампаний через создание единого дня голосования по выборам в местные Советы депутатов и Палату представителей с продлением полномочий действующих депутатов на 5 лет. В идеале идея единого дня голосования хорошая, однако она компенсируется эксцентричной оригинальностью – выборы должны происходить в последнюю неделю февраля. Для тех, кто занимается избирательными кампаниями не один год, понятно, что никто в лютые морозы не будет заниматься сбором подписей или агитацией на улице. Таким образом гасится любая уличная активность во время избирательной кампании. Приемлемыми числами для единого дня голосования являются вторые, третьи, или четвертые выходные сентября.

Предлагаются возрастные ограничения к кандидату на пост президента. Предлагается, что с 40 лет можно участвовать в президентских выборах. По моему мнению, этой нормой отсекаются молодые политические лидеры, появившиеся во время прошедшей избирательной кампании (поговаривают, что в первых проектах Конституции РБ 1994 г. был такой же возрастной ценз, но его якобы снизили, чтобы позволить принять участие в президентской гонке Александру ЛУКАШЕНКО; но это не точно. — Left.BY).

Кроме того, предлагается ограничение на участие в выборах для тех, кто некоторое время жил в другой стране – кандидат на пост президента должен проживать на территории Беларуси в течение последних 20 лет. Это фактически направлено против тех, кто вынужден был уехать из Беларуси за последние 1,5 года.

Также предлагается норма о «прекращении» гражданства. Фактически она даёт право любого своего политического оппонента лишить белорусского гражданства, и теперь она потенциально может быть направлена против деятелей белорусской эмиграции, которые создали свои политические центры. Такую норму практиковал немецкий Третий Рейх. Стоит вспомнить, что социал-демократ Вилли БРАНДТ был лишён гражданства, однако после краха нацисткой Германии он сумел стать её канцлером.

— Возвысится ли в новом проекте конституции роль политических партий?

— Появилась интересная формулировка, которая может расширить роль партий, так как в ней партии «способствуют реализации и защите прав, свобод и интересов человека и гражданина». Это более широкая формулировка, чем предыдущая, однако нет ни слова о государственном финансировании партий, пропорциональной, или смешанной системе выборов, остаётся возможность выдвигать кандидатов в депутаты от трудовых коллективов. Это не способствует укреплению института политических партий. Предлагается отменить право выдвигать общественными организациями кандидатов в депутаты. По моему мнению, в случае демократических изменений, такая позиция должна также быть отменена.

— Что государство гарантирует рабочим?

— В новой редакции Конституции она уже не даёт права принимать участие рабочим в управлении предприятиями и учреждениями, как это было раньше. Хотя это на практике и не выполнялось, однако такая норма существовала.

Если Игорь БОРИСОВ имеет в виду последний абзац ст. 13 Конституции РБ 1994 г.: «Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни», то эта норма вошла и проект новой Конститeции в такой редакции: «Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении организациями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни». — Left.BY.

Также вводится норма о социальной ответственности, внесении посильного вклада в развитие общества и государства. Это фактическая легализация декрета о тунеядцах.

Есть ещё одно дополнение, где родители обязаны готовить детей к общественно-полезному труду (которая странным образом «перекочевала» из ст. 66 советской ещё Конституции 1977 г., минуя Конституцию РБ 1994 г.; вероятно, у кого-то из разработчиков нового варианта оказалась более «сильная» советская память. — Left.BY). Это широкая формулировка. Пока не понятно, что она имеет в виду, но понятно, что она станет формальным поводом, чтобы привлекать к ответственности родителей за действия детей.

— Усиливается ли роль идеологии?

— Отдельным пунктом прописывается, что государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героической победе белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. В Беларуси эта точка выглядит немного странной, так как Беларусь была вовлечена во Вторую мировую войну в 1939 году, а Великая Отечественная это всего лишь её часть. Поэтому видим, что это делается неслучайно, а чтобы правоохранительным структурам развязать больше руки и преследовать за исторические исследования, которые не соответствуют общей идеологической линии. Фактически под это можно подвести запрет на применение бело-красно-белого флага, так как ранее официальная пропаганда уже вопила, что национальный флаг использовали коллаборационисты, хотя доказательств этому нет.

Есть также пункт, что проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь. Вот в этом пункте, скорее всего, будет даваться оценка той или иной исторической фигуре. Например Костюшко плохой, а вот Суворов хороший, — и так далее. Если пытаешься доказать что-то обратное — не проявляешь патриотизма.

— Что с нашим безъядерным статусом?

— Его больше нет. Отменяется пункт о том, что Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство нейтральным. Это — конец нейтралитета в пользу белорусско-российского военного сотрудничества. Хотя и прописывается, что страна исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств — пункт о отменяемом нейтралитете говорит о внешней зависимости от союзника.

Отдельным пунктом прописывается, что Беларусь развивает атомную энергетику «в мирных целях».

— Есть ли ограничение на гомосексуальные браки?

— Прописывается, что брак – это союз мужчины и женщины. Наверняка авторы этой ремарки сильно озабочены традиционными ценностями и пытаются не допустить другие союзы не мужчины с женщиной. Получается, что предыдущий вариант был более либеральным.

— Что меняется в системе управления и перераспределения полномочий между государственными органами и должностями?

Во-первых, предлагается снять часть полномочий с президента и передать их Всебелорусскому народному собранию. Это, в первую очередь, назначение председателей судов, членов Центральной избирательной комиссии.

Во-вторых, снижается роль премьер-министра. И.о. главы государства становится, в случае отсутствия президента, председатель Совета Республики. В данном случае, это больше о вопросе персонального доверия, так как нынешней главой Совета Республики является Наталья КОЧАНОВА, а этому человеку доверяет Александр ЛУКАШЕНКО. Хотя при демократии это неплохая норма.

В-третьих, Всебелорусское народное собрание может выступать с законодательной инициативой. Тем временем, президент это делать через декреты уже не может, и здесь мы видим, что новую систему пытаются «заточить» под Александра ЛУКАШЕНКО, чтобы и будучи председателем Президиума Всебелорусского народного собрания он мог навязывать свои законодательные инициативы всем.

Ещё один нюанс — снимаются возрастные ограничения на судей. А это также про персональное доверие и надёжность. Здесь опорой для Александра ЛУКАШЕНКО является председатель Верховного суда — 79-летний Валентин СУКАЛО.

— Так а хоть что-нибудь положительное в новом проекте Конституции есть?

Я бы сказал, не положительное, а нейтральное, так как все положительные предложения станут при этой власти через правоприменительную практику в лучшем случае нейтральными.

Если говорить с позиции социал-демократов, то отменяется разъяснение существующего административно-территориального устройства государства. Вычеркивается, что территория делится на районы, города, области и другие административно-территориальные единицы. Это даёт возможность провести реформу и принять новый закон «Об административно-территориальном устройстве». Мы имеем такую концепцию.

Прописывается возможность бесплатного лечения «за счёт государственных средств». Ранее было лечение «в государственных учреждениях здравоохранения».

Вводится возможность подавать в суд на решение и действия (бездействия) государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы. Раньше такого не было. Мы имеем готовый законопроект.

Могут участвовать в голосовании лица, находящиеся под стражей. Ранее право голосовать для этой категории лиц было ограничено. Теперь за счёт них можно обеспечивать дополнительную явку.

Президентские полномочия ограничиваются двумя сроками, но есть одна особенность – президент может быть председателем Всебелорусского народного собрания одновременно, а сроки президентских полномочий могут отсчитываться заново для того, кто сейчас занимает этот пост. Также председатель Всебелорусского народного собрания (будучи бывшим президентом) пожизненно входит в Совет Республики. Это даёт возможность одному человеку сидеть на нескольких стульях одновременно, что концентрирует в его руках дополнительные полномочия.

Депутат Палаты представителей не может быть представителем правительства. Это дискуссионная норма. В европейской традиции допускаются оба варианта.

Работа Палаты представителей происходит в одну сессию, 10 из 12 месяцев в году. Раньше на год было две сессии. Трудно сказать хорошо это или плохо, ведь в идеале законы должны приниматься непрерывно.

Граждане могут обращаться в Конституционный суд за защитой своих конституционных прав. Раньше такой нормы не было и она неплохая, по крайней мере, формально.

Даются некоторые нейтральные корректировки существующих ранее пунктов, но они являются «косметическими».

— Что можно сказать, подытоживая?

— То, что ни старая, ни новая Конституция не облегчают жизнь граждан. Люди ожидали изменений, а получат реакционные изменения с ещё большей концентрацией власти. Тем более, зная, что “не до законов” сейчас — «не до законов» будет и после, и всё это выглядит как внутренние правила перераспределения власти внутри номенклатуры, однако из этих процессов (создание альтернативных проектов, широкое обсуждение существующего, выдвижение в комиссии и наблюдение, свободный и справедливый подсчёт голосов) исключены граждане и политические партии.

Всебелорусское народное собрание — это создание некоего абсолюта, куда предлагается загнать представителей всех трёх ветвей власти и местной вертикали власти. В идеале все эти три ветви власти должны уравновешивать друг друга и сдерживать, а не сглаживать противоречия, ведь если их не будет – не будет ни динамики, ни прогресса.

Невозможно ответить на вопрос – что же это такое за Всебелорусское народное собрание, какая это ветвь власти? Третья палата парламента, или абсолютная власть бюрократии, так как кто-то вне системы попасть в делегаты не сможет, так как очевидно, что выборы делегатов будут косвенными.

Одним словом, ничего хорошего нас в этой редакции Конституции не ждёт. Влиять на её принятие никто не может, так как под видом контрреволюции власть продвигает нужные для неё изменения.

С проектом конституционных преобразований с позиции БСДП можно ознакомиться по ссылке.

Перевод с белорусского

Источник — БСДП

______

Читать ещё:

«Ничего подобного сегодняшнее обсуждение Конституции с нормальным всенародным обсуждением не имеет…», — Сергей КАЛЯКИН («Справедливый мир»)

Конституционный референдум — это «праздник» власти, а не народа, — Михаил ПАСТУХОВ (БСДП)

«Ждать от легально действующих партий в условиях отсутствия законности и свобод активности – это наивно…», — Сергей КАЛЯКИН («Справедливый мир»)

«Земля, недра, воды и леса являются общенародным достоянием и находятся в исключительной собственности государства…» Позиция Белорусской партии левых «Справедливый мир» по основным вопросам конституционной реформы

«Нам нужна парламентская социальная республика»: к такому выводу пришли левые и «зелёные» во время обсуждения новой Конституции

«Тюнинг» конституции от «новой оппозиции»: больше либеральных свобод – меньше социальных гарантий?

О конституционной реформе можно будет говорить только после отставки Лукашенко, — Сергей КАЛЯКИН («Справедливый мир»)

«Недопустимо, чтобы в результате изменения Конституции произошло уменьшение объёма конституционных прав и свобод граждан…» Партия «Справедливый мир» выдвинула свои предложения по вопросам дальнейшего развития Беларуси

By
@
backtotop