«Беларусь сложилась и остаётся возможной только на фундаменте БССР…» К очередной годовщине объявления ССРБ/БССР

Доктор политических наук Сергей БОГДАН, представляющий Свободный университет Берлина, пишет, как для него связаны 1 января, БССР/СССР и современная Беларусь, и какие глубокие смыслы были порождены к середине зимы 1918/1919 годов на части территории Западной коммуны. Материал был написан в 2020 году, но вряд ли «оптика» рассмотрения вопроса, предложенная автором, потеряла свою актуальность.

zvezda

Номер минской большевистской газеты Звезда от 8 февраля 1919 года, в котором опубликована первая Конституция ССРБ/БССР

Напомним, что 1 января 1919 года официально считается днём провозглашения ССРБ/БССР, правопреемницей которой является современная Беларусь. Однако споры относительно этой даты и её исторического значения идут до сих пор. Национал-демократы, например, давно и прочно приватизировавшие празднуемый 25 марта День воли, считают именно его «точкой отсчёта» белорусской независимости и современной белорусской государственности

______

1 января как день приобрёл для меня возвышенный смысл только после осмысления роли БССР в белорусской истории. Нации, конечно, конструируются человеческими усилиями, но обычно не на пустом месте. Так и белорусская стала результатом длительного исторического процесса без запрограммированного результата. На долгое время она оказалась выброшенной из числа тех, кто творит историю.

Она вернулась, вернулась в новой ипостаси, 1 января 1919 года — в Смоленске. Вернулась, чтобы творить историю, причём глобальную историю, вместе с другими народами СССР, — что бы из результатов того «творения» кому-то сегодня нравилось бы или нет. Конечно, в советской истории были разные времена, были и мрачные годы массовых репрессий и уйма другого трагического, кровавого и ошибочного. Но если взять и те же репрессии, то остановили их и начали преодолевать их последствия власти все тех же БССР/СССР* – это, правда, считается неважным…

Я говорю обо всём БССР и всём СССР за всё времена их существования, так как преемственность там была почти с 1917-го и до 1991-го, это те же самые политические образования, которые развивались и менялись, но всё же это те самые polities, так сказать. Некоторые пытаются взять короткие — и, нет сомнения, ужасно бесчеловечные — эпизоды 1937-38 годов или ещё каких-то лет, — и тыкать нас в них носом, мол, «вот ваш БССР». Это манипуляция, но не меньшей манипуляцией будет сказать, что мол, «настоящий БССР» — вот тогда и тогда. Нет, давайте принимать всю историю БССР/СССР и за всю отвечать, чем-то гордиться, о чём-то жалеть или даже осуждать… — прим. авт.

На празднование очередной годовщины БССР — в отличие от «призрачной» БНР — денег благодетели не объявленного происхождения не отсыплют. Даже наблюдая со стороны было видно, сколько ресурсов — материальных, медийных и других — потратили на 100-летие БНР в 2017 году. Результат скромный, сколько бы «не раздували» (даже с условием того, что власти  особо не мешали; более того, тогдашний глава АП РБ Наталья КОЧАНОВА на вопрос журналистов одного националистического издания об отношении к идее отпраздновать 100-летие БНР, сообщила: если это необходимо обществу, «будем вместе реализовывать». — Left.BY).

Поэтому нелепо звучат как-то услышанные обвинения, что, мол, а «где толпы празднующих годовщину БССР?» Более того, слишком чётко просматривается намерение унизить оппонентов у тех, кто так спрашивает. Это показывает, что разговоры об общебелорусском единстве «за независимость» для многих в либерально-националистическом стане ничего не стоят, и выбор они на первом же повороте сделают в пользу социальной близости или идеологической преданности; компромисс и единство на условиях капитуляции оппонентов (как говорили в 1930-е в СССР «идейного разоружения») — вот чего ждут они.

Интересно, что кипятясь по поводу отсутствия массовых мероприятий по случаю 1 января или 17 сентября, те же самые политические круги сетуют на повсеместность «остатков БССР» в сознании белорусов. Здесь они правы, потенциально эти «останки» — мощная политическая сила и поныне. Они — исторический фундамент, опыт БССР — и есть то, на чём стоит пока страна. Казалось бы, чего с ними воевать — бери и строй дальше. Но нет, даже через три десятилетия после кончины БССР/СССР борьба с ними является важнейшим делом для значительной части белорусского политического и около-политического сообщества. Но может они делают это ради «беларушчыны», «мовы» и «культуры»?

Но и с этим проблема. Дмитрий КОРЧИНСКИЙ (напоминаем, что в РФ этот «деятель» 1 ноября 2018 года был включён в список украинских физических лиц, против которых российским правительством введены санкции. — Left.BY) в лучшие свои годы отмечал: «Всё зло в мире от объективной реальности». Эта фраза сама то и дело мелькала в мыслях, когда я наблюдал за социально-культурными процессами в Беларуси в последние два десятилетия. Под влиянием перестроечного «угара» поначалу казалось, что постепенно «беларускости» становится больше, так как исчезает «поколение БССР», «отмирают» советские структуры и образы. У «лукашистов» нет будущего, а новые поколения – за независимость, и конечно, же за «белкультуру» и «белмову».

Объективная реальность постоянно подрывала эти ментальные конструкции…

<…>

Есть у националистически-либерального течения много любителей рассказать анекдот про Моисея на новый лад. Мол, пока не вымрет последнее советское поколение через 40 лет — не войдут белорусы в «землю обетованную» либерализма и национализма. Но пока такое впечатление, что последнее советское поколение будет последним, которое при всех своих недостатках всё же было способно говорить по-белорусски, держалось за свою землю и как-то ценило «беларусчыну». Следующие поколения всё более политически правильны с точки зрения «либерализма» и «национализма» (дивных «союзников» на постсоветском пространстве) и ведут себя соответственно: празднуют «правильные» годовщины, гордятся «правильными» местами и историческими фигурами, — «как в европейских странах” (а на самом деле чудесным образом «обезьянируя» глобализированные ритуалы и атрибутику), в «правильных» «вышиванках» и под «правильными» флагами. И всё это по-русски — при этом странным образом сетуя на русификацию!

Сегодня я приезжаю в родной город, где в 1990-е или даже начале 2000-х не было проблемой услышать родной язык, причем в его оригинальном звучании, то есть от людей, для которых он на самом деле был первым, и встречаю немало оппонентов нынешней власти, России и советского прошлого. Но белорусского языка и культуры стало меньше в разы. Захожу в магазин и слышу как на вопрос какой-то старой женщины про «снижку» («скидка» по русски), продавщица переспрашивает: «какую книжку»?

Непраздничные рассуждения, и действительно 1 января — по крайней мере пока – пригодно разве лишь для того, чтобы его отмечать, рассуждать и искать смыслы, а не громко праздновать на площади. Но то, что очевидно — Беларусь сложилась и остаётся возможной только на фундаменте БССР. Его и надо осмысливать — надеясь, что что-то из всего этого будет. Других решений белорусского вопроса не было и вряд ли может быть.

Перевод с белорусского

Источник — Facebook

________

Мнение автора не обязательно должно совпадать с мнением редакции

________

Читать по теме:

«Объявляем пред всем миром…» Ко Дню рождения Советской Беларуси

«1 января 1919 года коммунисты создали белорусское государство…» К Дню рождения независимой Беларуси

ССРБ-БССР. Первое белорусское государство

Отцы-основатели первого белорусского государства: проблемы увековечения памяти

БССР. Неизвестная история (документальный сериал)


Comments are closed.

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

«Беларусь сложилась и остаётся возможной только на фундаменте БССР…» К очередной годовщине объявления ССРБ/БССР

a97989a4b69926c8353ac8867837c756 03/01/2022

Доктор политических наук Сергей БОГДАН, представляющий Свободный университет Берлина, пишет, как для него связаны 1 января, БССР/СССР и современная Беларусь, и какие глубокие смыслы были порождены к середине зимы 1918/1919 годов на части территории Западной коммуны. Материал был написан в 2020 году, но вряд ли «оптика» рассмотрения вопроса, предложенная автором, потеряла свою актуальность.

zvezda

Номер минской большевистской газеты Звезда от 8 февраля 1919 года, в котором опубликована первая Конституция ССРБ/БССР

Напомним, что 1 января 1919 года официально считается днём провозглашения ССРБ/БССР, правопреемницей которой является современная Беларусь. Однако споры относительно этой даты и её исторического значения идут до сих пор. Национал-демократы, например, давно и прочно приватизировавшие празднуемый 25 марта День воли, считают именно его «точкой отсчёта» белорусской независимости и современной белорусской государственности

______

1 января как день приобрёл для меня возвышенный смысл только после осмысления роли БССР в белорусской истории. Нации, конечно, конструируются человеческими усилиями, но обычно не на пустом месте. Так и белорусская стала результатом длительного исторического процесса без запрограммированного результата. На долгое время она оказалась выброшенной из числа тех, кто творит историю.

Она вернулась, вернулась в новой ипостаси, 1 января 1919 года — в Смоленске. Вернулась, чтобы творить историю, причём глобальную историю, вместе с другими народами СССР, — что бы из результатов того «творения» кому-то сегодня нравилось бы или нет. Конечно, в советской истории были разные времена, были и мрачные годы массовых репрессий и уйма другого трагического, кровавого и ошибочного. Но если взять и те же репрессии, то остановили их и начали преодолевать их последствия власти все тех же БССР/СССР* – это, правда, считается неважным…

Я говорю обо всём БССР и всём СССР за всё времена их существования, так как преемственность там была почти с 1917-го и до 1991-го, это те же самые политические образования, которые развивались и менялись, но всё же это те самые polities, так сказать. Некоторые пытаются взять короткие — и, нет сомнения, ужасно бесчеловечные — эпизоды 1937-38 годов или ещё каких-то лет, — и тыкать нас в них носом, мол, «вот ваш БССР». Это манипуляция, но не меньшей манипуляцией будет сказать, что мол, «настоящий БССР» — вот тогда и тогда. Нет, давайте принимать всю историю БССР/СССР и за всю отвечать, чем-то гордиться, о чём-то жалеть или даже осуждать… — прим. авт.

На празднование очередной годовщины БССР — в отличие от «призрачной» БНР — денег благодетели не объявленного происхождения не отсыплют. Даже наблюдая со стороны было видно, сколько ресурсов — материальных, медийных и других — потратили на 100-летие БНР в 2017 году. Результат скромный, сколько бы «не раздували» (даже с условием того, что власти  особо не мешали; более того, тогдашний глава АП РБ Наталья КОЧАНОВА на вопрос журналистов одного националистического издания об отношении к идее отпраздновать 100-летие БНР, сообщила: если это необходимо обществу, «будем вместе реализовывать». — Left.BY).

Поэтому нелепо звучат как-то услышанные обвинения, что, мол, а «где толпы празднующих годовщину БССР?» Более того, слишком чётко просматривается намерение унизить оппонентов у тех, кто так спрашивает. Это показывает, что разговоры об общебелорусском единстве «за независимость» для многих в либерально-националистическом стане ничего не стоят, и выбор они на первом же повороте сделают в пользу социальной близости или идеологической преданности; компромисс и единство на условиях капитуляции оппонентов (как говорили в 1930-е в СССР «идейного разоружения») — вот чего ждут они.

Интересно, что кипятясь по поводу отсутствия массовых мероприятий по случаю 1 января или 17 сентября, те же самые политические круги сетуют на повсеместность «остатков БССР» в сознании белорусов. Здесь они правы, потенциально эти «останки» — мощная политическая сила и поныне. Они — исторический фундамент, опыт БССР — и есть то, на чём стоит пока страна. Казалось бы, чего с ними воевать — бери и строй дальше. Но нет, даже через три десятилетия после кончины БССР/СССР борьба с ними является важнейшим делом для значительной части белорусского политического и около-политического сообщества. Но может они делают это ради «беларушчыны», «мовы» и «культуры»?

Но и с этим проблема. Дмитрий КОРЧИНСКИЙ (напоминаем, что в РФ этот «деятель» 1 ноября 2018 года был включён в список украинских физических лиц, против которых российским правительством введены санкции. — Left.BY) в лучшие свои годы отмечал: «Всё зло в мире от объективной реальности». Эта фраза сама то и дело мелькала в мыслях, когда я наблюдал за социально-культурными процессами в Беларуси в последние два десятилетия. Под влиянием перестроечного «угара» поначалу казалось, что постепенно «беларускости» становится больше, так как исчезает «поколение БССР», «отмирают» советские структуры и образы. У «лукашистов» нет будущего, а новые поколения – за независимость, и конечно, же за «белкультуру» и «белмову».

Объективная реальность постоянно подрывала эти ментальные конструкции…

<…>

Есть у националистически-либерального течения много любителей рассказать анекдот про Моисея на новый лад. Мол, пока не вымрет последнее советское поколение через 40 лет — не войдут белорусы в «землю обетованную» либерализма и национализма. Но пока такое впечатление, что последнее советское поколение будет последним, которое при всех своих недостатках всё же было способно говорить по-белорусски, держалось за свою землю и как-то ценило «беларусчыну». Следующие поколения всё более политически правильны с точки зрения «либерализма» и «национализма» (дивных «союзников» на постсоветском пространстве) и ведут себя соответственно: празднуют «правильные» годовщины, гордятся «правильными» местами и историческими фигурами, — «как в европейских странах” (а на самом деле чудесным образом «обезьянируя» глобализированные ритуалы и атрибутику), в «правильных» «вышиванках» и под «правильными» флагами. И всё это по-русски — при этом странным образом сетуя на русификацию!

Сегодня я приезжаю в родной город, где в 1990-е или даже начале 2000-х не было проблемой услышать родной язык, причем в его оригинальном звучании, то есть от людей, для которых он на самом деле был первым, и встречаю немало оппонентов нынешней власти, России и советского прошлого. Но белорусского языка и культуры стало меньше в разы. Захожу в магазин и слышу как на вопрос какой-то старой женщины про «снижку» («скидка» по русски), продавщица переспрашивает: «какую книжку»?

Непраздничные рассуждения, и действительно 1 января — по крайней мере пока – пригодно разве лишь для того, чтобы его отмечать, рассуждать и искать смыслы, а не громко праздновать на площади. Но то, что очевидно — Беларусь сложилась и остаётся возможной только на фундаменте БССР. Его и надо осмысливать — надеясь, что что-то из всего этого будет. Других решений белорусского вопроса не было и вряд ли может быть.

Перевод с белорусского

Источник — Facebook

________

Мнение автора не обязательно должно совпадать с мнением редакции

________

Читать по теме:

«Объявляем пред всем миром…» Ко Дню рождения Советской Беларуси

«1 января 1919 года коммунисты создали белорусское государство…» К Дню рождения независимой Беларуси

ССРБ-БССР. Первое белорусское государство

Отцы-основатели первого белорусского государства: проблемы увековечения памяти

БССР. Неизвестная история (документальный сериал)

By
@
backtotop