Игорь МАСЛОВСКИЙ (БСДП). Образование как гарантированное право

Социал-демократы рассматривают образование как гарантированное право каждого гражданина страны и необходимое средство для реализации других его прав; они убеждены, что только через качественное и доступное образование каждый житель Беларуси сможет осуществить своё основное право — право на достойный уровень жизни. Об этом пишет председатель Брестской областной организации БСДП, экс-руководитель организации «За свой город» (ликвидирована в июле 2021 года по представлению прокуратуры Бреста, но обещала «вернуться») Игорь МАСЛОВСКИЙ. Публикуем его статью с некоторыми сокращениями.

Сбор-подписей-на-Советской-900x506

Автор статьи во время сбора подписей за увеличение доступности дошкольного образования в г. Брест. Фото: bsdp.org

________

«Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть направлено на всестороннее развитие человеческой личности и чувства достоинства, давать возможность всем лицам быть полезными участниками свободного общества и способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе…» — из резолюции 66/137 Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 2011 года.

Образование – это процесс, благодаря которому общество передаёт свои накопленные знания, навыки и ценности от одного поколения другому. В широком смысле этого слова, образование может включать любое действие или опыт, который оказывает обучающее воздействие на сознание, характер или физические способности человека. Оно оказывает важнейшее влияние на способности и потенциал отдельных лиц и сообществ для обеспечения развития, а также социального и экономического успеха. Оно является одним из ключевых факторов развития, а также увеличения потенциала людей. Образование предоставляет людям знания и информацию, а также способствует воспитания чувства самоуважения и уверенности в себе, помогает реализовать свои способности.

Доступное образование — это бесплатное образование, финансируемое государством, которое должно быть доступным для каждого гражданина Беларуси. Во всех государственных учреждениях образованиях все услуги должны быть оказаны бесплатно. Такую задачу ставят социал-демократы на ближайшие пять лет, — после смены авторитарного режима в стране.

Мы выступаем за прекращение коммерциализации всех сфер образования. Анализ ситуации показывают, что, начиная от детского сада и заканчивая высшими учреждениями страны все субъекты образовательного процесса (дети, родители, учащиеся, учителя, преподаватели, студенты) чуть ли не ежедневно сталкиваются с необходимостью внесения материальных средств за процесс образования. Получение платного высшего образования узаконено в Беларуси.

Ведомственные органы власти или администрации учебных заведений самостоятельно трактуют положения Конституции, Кодекса об образовании, издают собственные нормативные документы по коммерциализации процесса образования. Таким образом процесс доступности образования значительно зависит от наличия денежных средств или других материальных ресурсов у граждан страны.

Принцип «кто платит – тот и заказывает музыку» — для части субъектов образовательного процесса имеет прямое значение, что приводит к неравенству. Многие студенты, получающие образования на платной основе, уже оценили преимущества платного обучения на базе этого принципа. Процесс обучения и умственного развития сплошь и рядом подменяется растянутым на пять лет «актом купли-продажи» диплома о высшем образовании. У студентов, получающих высшее образование в одном и том же ВУЗе («платно» и «бесплатно»), на практике получаются разные возможности и даже разные права.

В сегодняшних условиях БСДП выступает за отмену платных пересдач для студентов колледжей и университетов. Мы считаем, что подобная практика также приводит к неравенству. Отмена платных пересдач в какой-то мере уменьшит коммерциализацию образовательного процесса и уровень коррупции в этой сфере.

В то же время, БСДП поддерживает частную инициативу в области образования и считает, что частные школы, колледжи и университеты также должны существовать при условии, что их деятельность соответствует национальным и международным стандартам в рамках Болонского процесса. В перспективе мы видим, что частные школы могут претендовать на государственное финансирование на конкурсной основе.

Качественное образование – это самый эффективный способ инвестировать в развитие, в будущее.

В среде, где рынки труда всё больше полагаются на знания и навыки высокого уровня, высшее образование должно вооружать студентов передовыми знаниями и компетенциями, необходимые им на протяжении всей своей профессиональной жизни. Работа позволяет человеку в полной мере использовать меняющиеся возможности рынка труда. Мы также должны стремиться повышать уровень начальных навыков для поддержания и повышения уровня квалифицированной рабочей силы посредством тесного сотрудничества между правительством, высшими учебными заведениями, социальными партнёрами и студентами. Это позволит университетам более чутко реагировать на потребности работодателей, а работодателям лучше понимать позицию образовательных учреждений. Вместе с правительством госструктуры, работодатели и высшие образовательные учреждения должны улучшить условия предоставления, доступность и качество предложенных студентам и выпускникам услуг по развитию карьеры и трудоустройства. Мы поддерживаем как включение стажировок в учебные программы, так и обучение без отрыва от производства.

Невозможно улучшить качество и доступность образования в условиях преследования студентов и преподавателей за их политические взгляды.

9 октября 2020 года на совещании А. Лукашенко поручил в течение недели решить вопрос со сменой руководства некоторых высших учебных заведений:

«Поведение части студентов показывает их небрежное отношение, мягко говоря, к высшему образованию… Недорабатывают ректора вузов».

Через неделю ряд ректоров ВУЗов были заменены. Сотни студентов за участие в акциях протеста и солидарности были привлечены к административной или дисциплинарной ответственности, а ряд к уголовной. Многие студенты были отчислены и в последствии продолжили обучение в других странах. Ряд преподавателей были уволены или уволились самостоятельно в знак солидарности.

Поэтому мы выступаем в первую очередь за полноправное участие Беларуси в Болонском процессе и выполнении всех его стандартов. В первую очередь, для нас это отмена принудительного распределение студентов-бюджетников, обеспечение академической свободы, институциональной автономии университетов и, в целом, соблюдение прав человека в высших учебных заведениях Беларуси.

<…>

Принимая во внимание принцип ответственности государства, мы подтверждаем, что главным приоритетом для социал-демократов является государственное финансирование, которое должно обеспечивать равный доступ к среднему и высшему образованию и — за их пределами — устойчивое развитие независимых учебных заведений. Необходимо уделять больше внимания поиску новых и разнообразных источников и методов финансирования. Социал-демократы уверены, что только через качественное и доступное образование возможно достичь лучшей жизни.

Источник — БСДП

______

Читать ещё:

Школа, вузы и остальные учебные заведения должны остаться светскими! — Игорь БОРИСОВ (БСДП)

Павел КАТОРЖЕВСКИЙ. Клерикализация образования недопустима!

Игорь МАСЛОВСКИЙ (БСДП). «Ребёнка обидеть может каждый…»

«Если не хотите революции и решения вопросов с помощью булыжника, то делайте эволюцию», — Игорь Масловский (БСДП)

Вход в университет – через его кассу

Хрущев против Сталина: как в СССР отменили плату за обучение


Comments are closed.

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Игорь МАСЛОВСКИЙ (БСДП). Образование как гарантированное право

Сбор-подписей-за-десткие-сады-e1630607072482 06/10/2021

Социал-демократы рассматривают образование как гарантированное право каждого гражданина страны и необходимое средство для реализации других его прав; они убеждены, что только через качественное и доступное образование каждый житель Беларуси сможет осуществить своё основное право — право на достойный уровень жизни. Об этом пишет председатель Брестской областной организации БСДП, экс-руководитель организации «За свой город» (ликвидирована в июле 2021 года по представлению прокуратуры Бреста, но обещала «вернуться») Игорь МАСЛОВСКИЙ. Публикуем его статью с некоторыми сокращениями.

Сбор-подписей-на-Советской-900x506

Автор статьи во время сбора подписей за увеличение доступности дошкольного образования в г. Брест. Фото: bsdp.org

________

«Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть направлено на всестороннее развитие человеческой личности и чувства достоинства, давать возможность всем лицам быть полезными участниками свободного общества и способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе…» — из резолюции 66/137 Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 2011 года.

Образование – это процесс, благодаря которому общество передаёт свои накопленные знания, навыки и ценности от одного поколения другому. В широком смысле этого слова, образование может включать любое действие или опыт, который оказывает обучающее воздействие на сознание, характер или физические способности человека. Оно оказывает важнейшее влияние на способности и потенциал отдельных лиц и сообществ для обеспечения развития, а также социального и экономического успеха. Оно является одним из ключевых факторов развития, а также увеличения потенциала людей. Образование предоставляет людям знания и информацию, а также способствует воспитания чувства самоуважения и уверенности в себе, помогает реализовать свои способности.

Доступное образование — это бесплатное образование, финансируемое государством, которое должно быть доступным для каждого гражданина Беларуси. Во всех государственных учреждениях образованиях все услуги должны быть оказаны бесплатно. Такую задачу ставят социал-демократы на ближайшие пять лет, — после смены авторитарного режима в стране.

Мы выступаем за прекращение коммерциализации всех сфер образования. Анализ ситуации показывают, что, начиная от детского сада и заканчивая высшими учреждениями страны все субъекты образовательного процесса (дети, родители, учащиеся, учителя, преподаватели, студенты) чуть ли не ежедневно сталкиваются с необходимостью внесения материальных средств за процесс образования. Получение платного высшего образования узаконено в Беларуси.

Ведомственные органы власти или администрации учебных заведений самостоятельно трактуют положения Конституции, Кодекса об образовании, издают собственные нормативные документы по коммерциализации процесса образования. Таким образом процесс доступности образования значительно зависит от наличия денежных средств или других материальных ресурсов у граждан страны.

Принцип «кто платит – тот и заказывает музыку» — для части субъектов образовательного процесса имеет прямое значение, что приводит к неравенству. Многие студенты, получающие образования на платной основе, уже оценили преимущества платного обучения на базе этого принципа. Процесс обучения и умственного развития сплошь и рядом подменяется растянутым на пять лет «актом купли-продажи» диплома о высшем образовании. У студентов, получающих высшее образование в одном и том же ВУЗе («платно» и «бесплатно»), на практике получаются разные возможности и даже разные права.

В сегодняшних условиях БСДП выступает за отмену платных пересдач для студентов колледжей и университетов. Мы считаем, что подобная практика также приводит к неравенству. Отмена платных пересдач в какой-то мере уменьшит коммерциализацию образовательного процесса и уровень коррупции в этой сфере.

В то же время, БСДП поддерживает частную инициативу в области образования и считает, что частные школы, колледжи и университеты также должны существовать при условии, что их деятельность соответствует национальным и международным стандартам в рамках Болонского процесса. В перспективе мы видим, что частные школы могут претендовать на государственное финансирование на конкурсной основе.

Качественное образование – это самый эффективный способ инвестировать в развитие, в будущее.

В среде, где рынки труда всё больше полагаются на знания и навыки высокого уровня, высшее образование должно вооружать студентов передовыми знаниями и компетенциями, необходимые им на протяжении всей своей профессиональной жизни. Работа позволяет человеку в полной мере использовать меняющиеся возможности рынка труда. Мы также должны стремиться повышать уровень начальных навыков для поддержания и повышения уровня квалифицированной рабочей силы посредством тесного сотрудничества между правительством, высшими учебными заведениями, социальными партнёрами и студентами. Это позволит университетам более чутко реагировать на потребности работодателей, а работодателям лучше понимать позицию образовательных учреждений. Вместе с правительством госструктуры, работодатели и высшие образовательные учреждения должны улучшить условия предоставления, доступность и качество предложенных студентам и выпускникам услуг по развитию карьеры и трудоустройства. Мы поддерживаем как включение стажировок в учебные программы, так и обучение без отрыва от производства.

Невозможно улучшить качество и доступность образования в условиях преследования студентов и преподавателей за их политические взгляды.

9 октября 2020 года на совещании А. Лукашенко поручил в течение недели решить вопрос со сменой руководства некоторых высших учебных заведений:

«Поведение части студентов показывает их небрежное отношение, мягко говоря, к высшему образованию… Недорабатывают ректора вузов».

Через неделю ряд ректоров ВУЗов были заменены. Сотни студентов за участие в акциях протеста и солидарности были привлечены к административной или дисциплинарной ответственности, а ряд к уголовной. Многие студенты были отчислены и в последствии продолжили обучение в других странах. Ряд преподавателей были уволены или уволились самостоятельно в знак солидарности.

Поэтому мы выступаем в первую очередь за полноправное участие Беларуси в Болонском процессе и выполнении всех его стандартов. В первую очередь, для нас это отмена принудительного распределение студентов-бюджетников, обеспечение академической свободы, институциональной автономии университетов и, в целом, соблюдение прав человека в высших учебных заведениях Беларуси.

<…>

Принимая во внимание принцип ответственности государства, мы подтверждаем, что главным приоритетом для социал-демократов является государственное финансирование, которое должно обеспечивать равный доступ к среднему и высшему образованию и — за их пределами — устойчивое развитие независимых учебных заведений. Необходимо уделять больше внимания поиску новых и разнообразных источников и методов финансирования. Социал-демократы уверены, что только через качественное и доступное образование возможно достичь лучшей жизни.

Источник — БСДП

______

Читать ещё:

Школа, вузы и остальные учебные заведения должны остаться светскими! — Игорь БОРИСОВ (БСДП)

Павел КАТОРЖЕВСКИЙ. Клерикализация образования недопустима!

Игорь МАСЛОВСКИЙ (БСДП). «Ребёнка обидеть может каждый…»

«Если не хотите революции и решения вопросов с помощью булыжника, то делайте эволюцию», — Игорь Масловский (БСДП)

Вход в университет – через его кассу

Хрущев против Сталина: как в СССР отменили плату за обучение

By
@
backtotop