23 мая 2021 года в минской гостинице «Спутник» состоялся XII Пленум Центрального Комитета Белорусская партия левых «Справедливый мир», полностью посвящённый позиции партии по заявленной белорусским властями конституционной реформе.
Первым заместителем председателя партии Валерием УХНАЛЁВЫМ был прочитан соответствующий доклад. По итогам пленума был принят важный документ, озаглавленный «Позиция Белорусской партии левых «Справедливый мир» по конституционной реформе» и содержащий ряд принципиальных предложений партии по реформе. Рассмотрим ряд из них.
Уже в преамбуле сказано, что
«Белорусская партия левых «Справедливый мир», выражая и отстаивая интересы людей, работающих по найму, живущих на доходы от собственной трудовой деятельности или получающих пенсии, стипендии и другие социальные пособия, выступает за конституционную реформу, которая:
Далее, помимо традиционного для себя призыва к усилению роли Конституции в жизни общества, перехода от президентско-парламентской (а фактически суперпрезидентской) республики к традиционной парламентской, установления 35-часовой рабочей недели, доведения среднего размера назначенных пенсий до 50% от средней республиканской зарплаты, представители партии левых предлагают в части первой статьи 13 записать:
«Собственность может быть государственной, общественной и частной»
В настоящее время, напомним, признаются только два вида собственности — государственная и частная.
Часть шестую той же статьи партийцы предлагают изложить в новой редакции:
«Земля, недра, воды и леса являются общенародным достоянием и находятся в исключительной собственности государства»,
В настоящее время действующая Конституция относит недра, воды и леса к «исключительной собственности государства», в то время как земли сельскохозяйственного назначения находятся просто «в собственности государства», что предполагает, как минимум, возможность их приватизации, купли-продажи, залога и так далее, что, в свою очередь, не может не вызывать возмущения у нас — у левых.
Статью же 16 предлагается дополнить положением:
«Церковь в Беларуси отделена от государства и школа — от церкви».
В свете происходящих событий, когда в белорусских школах стали вводить обязательные классные часы с участием священников, а в дворах сельских школ стали появляться памятные знаки с иконами и наставлениями святителей, нельзя не согласиться с тем, что в защите нуждаются не только права верующих, но и права атеистов.
Статью 35, касающуюся права на свободу собраний, попранную действующей властью — особенно в последние полгода — предлагается изложить в следующей редакции:
«Граждане Беларуси имеют гарантированное право на проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок. Это право не может быть ограничено никакими законодательными и нормативными актами».
Статьи 43 и 49 дополнить, соответственно, положениями, запрещающими оказание платных медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения Беларуси и обучение граждан Беларуси в государственных учреждениях среднего специального и высшего образования на платной основе.
Статью 65 в разделе «Избирательная система» «Справедливый мир» предлагает дополнить тем, что не только подготовка и проведение выборов «проводятся открыто и гласно», но и «подсчёт голосов и подведение итогов выборов и референдумов» проводятся так же — «открыто и гласно».
Дополнительно предлагается в тот же раздел внести изменения,
«позволяющие проводить выборы представительных органов государственной власти по пропорциональной, либо пропорционально-мажоритарной системе».
Интересные новации предлагаются в разделе «Местное самоуправление», где статья 119 в своей новой редакции предполагает выборность руководителей местных исполнительных и распорядительных органов, причём от решения местных Советов зависит, кто будет выбирать — они сами или граждане, проживающие в соответствующих областях, городах и районах.
Напоследок, «Справедливый мир» считает необходимым введение должности «Уполномоченный по правам человека», избираемого парламентом на 5 лет.
В заключение в документе сказано, что
«Белорусская партия «Справедливый мир» считает недопустимым, чтобы в результате изменения конституционных положений были созданы новые органы власти, которые, не будучи избранными народом на свободных и справедливых выборах, получат полномочия по управлению делами государства и общества.
Решения от имени народа Беларуси могут приниматься исключительно национальными референдумами, а также парламентом страны… Никакие другие государственные институты, включая Всебелорусское народное собрание, не могут наделяться таким правом.
Любые поправки в Конституции не должны уменьшать объем конституционных прав и свобод граждан, а также гарантий их соблюдения, установленных действующей Конституцией».
С полным вариантом документа можно ознакомиться по ссылке, приведённой выше, или на сайте партии.
______
Читать по теме:
«Тюнинг» конституции от «новой оппозиции»: больше либеральных свобод – меньше социальных гарантий?
23 мая 2021 года в минской гостинице «Спутник» состоялся XII Пленум Центрального Комитета Белорусская партия левых «Справедливый мир», полностью посвящённый позиции партии по заявленной белорусским властями конституционной реформе.
Первым заместителем председателя партии Валерием УХНАЛЁВЫМ был прочитан соответствующий доклад. По итогам пленума был принят важный документ, озаглавленный «Позиция Белорусской партии левых «Справедливый мир» по конституционной реформе» и содержащий ряд принципиальных предложений партии по реформе. Рассмотрим ряд из них.
Уже в преамбуле сказано, что
«Белорусская партия левых «Справедливый мир», выражая и отстаивая интересы людей, работающих по найму, живущих на доходы от собственной трудовой деятельности или получающих пенсии, стипендии и другие социальные пособия, выступает за конституционную реформу, которая:
Далее, помимо традиционного для себя призыва к усилению роли Конституции в жизни общества, перехода от президентско-парламентской (а фактически суперпрезидентской) республики к традиционной парламентской, установления 35-часовой рабочей недели, доведения среднего размера назначенных пенсий до 50% от средней республиканской зарплаты, представители партии левых предлагают в части первой статьи 13 записать:
«Собственность может быть государственной, общественной и частной»
В настоящее время, напомним, признаются только два вида собственности — государственная и частная.
Часть шестую той же статьи партийцы предлагают изложить в новой редакции:
«Земля, недра, воды и леса являются общенародным достоянием и находятся в исключительной собственности государства»,
В настоящее время действующая Конституция относит недра, воды и леса к «исключительной собственности государства», в то время как земли сельскохозяйственного назначения находятся просто «в собственности государства», что предполагает, как минимум, возможность их приватизации, купли-продажи, залога и так далее, что, в свою очередь, не может не вызывать возмущения у нас — у левых.
Статью же 16 предлагается дополнить положением:
«Церковь в Беларуси отделена от государства и школа — от церкви».
В свете происходящих событий, когда в белорусских школах стали вводить обязательные классные часы с участием священников, а в дворах сельских школ стали появляться памятные знаки с иконами и наставлениями святителей, нельзя не согласиться с тем, что в защите нуждаются не только права верующих, но и права атеистов.
Статью 35, касающуюся права на свободу собраний, попранную действующей властью — особенно в последние полгода — предлагается изложить в следующей редакции:
«Граждане Беларуси имеют гарантированное право на проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок. Это право не может быть ограничено никакими законодательными и нормативными актами».
Статьи 43 и 49 дополнить, соответственно, положениями, запрещающими оказание платных медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения Беларуси и обучение граждан Беларуси в государственных учреждениях среднего специального и высшего образования на платной основе.
Статью 65 в разделе «Избирательная система» «Справедливый мир» предлагает дополнить тем, что не только подготовка и проведение выборов «проводятся открыто и гласно», но и «подсчёт голосов и подведение итогов выборов и референдумов» проводятся так же — «открыто и гласно».
Дополнительно предлагается в тот же раздел внести изменения,
«позволяющие проводить выборы представительных органов государственной власти по пропорциональной, либо пропорционально-мажоритарной системе».
Интересные новации предлагаются в разделе «Местное самоуправление», где статья 119 в своей новой редакции предполагает выборность руководителей местных исполнительных и распорядительных органов, причём от решения местных Советов зависит, кто будет выбирать — они сами или граждане, проживающие в соответствующих областях, городах и районах.
Напоследок, «Справедливый мир» считает необходимым введение должности «Уполномоченный по правам человека», избираемого парламентом на 5 лет.
В заключение в документе сказано, что
«Белорусская партия «Справедливый мир» считает недопустимым, чтобы в результате изменения конституционных положений были созданы новые органы власти, которые, не будучи избранными народом на свободных и справедливых выборах, получат полномочия по управлению делами государства и общества.
Решения от имени народа Беларуси могут приниматься исключительно национальными референдумами, а также парламентом страны… Никакие другие государственные институты, включая Всебелорусское народное собрание, не могут наделяться таким правом.
Любые поправки в Конституции не должны уменьшать объем конституционных прав и свобод граждан, а также гарантий их соблюдения, установленных действующей Конституцией».
С полным вариантом документа можно ознакомиться по ссылке, приведённой выше, или на сайте партии.
______
Читать по теме:
«Тюнинг» конституции от «новой оппозиции»: больше либеральных свобод – меньше социальных гарантий?