«Капитализм превратил Первомай в анекдот…» (Алексей ВОЛОДИН, «Военное обозрение») / Мнения

1 мая в России отмечается «Праздник весны и труда» (в Беларуси просто — «Праздник  труда»). Это ни о чём не говорящее название Первомая, как известно, после развала Советского Союза трансформировалось из Дня международной солидарности трудящихся. Казалось бы, а зачем было подвергать переименованию и эту «красную дату» календаря? Чем мешала? С этим разбирался Алексей ВОЛОДИН в материале «Первомай стал капиталистическим анекдотом: как праздник перестал ассоциироваться с солидарностью трудящихся«, написанном для российского сайта «Военное обозрение»; мы добавили к статье фрагменты другого его материала — «Первомай в России. Кто с кем сегодня солидарен?» — на ту же тему.

43606726_303

Белорусские независимые профсоюзы на первомайской акции в 2017 г.

______

131 год назад в Российской империи произошло первое «празднование» того, что сегодня называется праздником 1 Мая. Событие это произошло в Варшаве, которая в то время входила в состав империи. День был отмечен стачкой рабочих, требовавших, как бы сейчас выразились, социальных льгот и гарантий даже не столько от государства, сколько конкретно от тех, на чьих заводах, фабриках, мануфактурах они трудились. Годом позднее первомайские требования рабочих-варшавян подхватили в столице Российской империи – Санкт-Петербурге, где уже прозвучали и лозунги вполне себе политического характера.

По-настоящему массовыми первомайские мероприятия с шествиями и стачками (забастовками) стали проявлять себя с 1897-1898 годов. При этом в те времена было сложно себе представить, чтобы в одной колонне с рабочими могли пройтись и видные фабриканты, от которых рабочие и требовали определённых гарантий, включая фиксированное рабочее время, компенсации переработок, выходные дни. Правда, и сами мероприятия тогда имели форму отнюдь не праздника, а мер, которые (в рамках своих сил) были готовы принять рабочие для отстаивания своих прав. Первомай имел под собой основу в виде той самой солидарности трудящихся, которая и была выбрана отправной точкой уже для советского варианта этого дня, превратившегося в праздничный.

IMG_0038

Фото: minsknews.by

К ИСТОРИИ ВОПРОСА В послевоенное время Первомай приобрел ярко выраженный политический окрас. Колонны трудящихся и учащихся выходили с флагами, чтобы выразить солидарность с «борьбой трудящихся в капиталистических странах». В 1970 году 1 мая официально стало Днём международной солидарности трудящихся. В 1970–80-е уже была определённая традиция проведения праздника. Первая половина дня проходила на первомайской демонстрации. Минчане брали с собой в колонну детей. Для юных граждан это было незабываемым приключением. Если дети себя хорошо вели, то в награду получали поход в парк и угощения. — «МН».

Так зачем же было подвергать переименованию и эту «красную дату» календаря?

На самом деле, всё просто. Главная причина – смена социалистической системы на капиталистическую или даже на неокапиталистическую. А для такой системы солидарность трудящихся – как острый нож… Ведь если трудовые коллективы будут регулировать свою деятельность, если будут существовать по-настоящему работоспособные профсоюзные комитеты, а не формальные органы, контролируемые самим работодателем под видом «демократических инициатив», если профсоюзные организации окажутся способными защищать интересы рабочих, инженеров, врачей, учителей, сотрудников аграрной отрасли, учёных и др., то для держателей крупных капиталов всё это дополнительный удар по безудержному желанию множить свои капиталы за чужой счёт.

Крупному капиталу нужна масса, которая будет верить в догму: «На твою зарплату там за забором уже очередь выстроилась», а потому «держаться за место», — даже если руководство проводит такую эксплуатацию труда, которой не было даже в те времена, когда сам Первомай зарождался.

Дополнительная причина переименования праздника была фактически сформулирована Анатолием ЧУБАЙСОМ в своё время. О Первомае конкретно он тогда не говорил (даже сам ходил как-то с бревном на плече), однако посыл дал однозначный. Речь идёт о его интервью, где он заявил, что каждый проданный завод – «гвоздь в крышку гроба коммунизма».

Чубайс открыто заявил, что так называемые «младодемократы» занимались уничтожением коммунизма. Это было главной целью. Уничтожить, продать, закрыть, распустить. И извлечь выгоду для узкой группы лиц, естественно.

«Приватизация в России до 1997 года вообще не была экономическим процессом. Она решала главную задачу — остановить коммунизм. Эту задачу мы решили», — объяснял Чубайс. — РБК.

Другими словами, власть, которая сформировалась в 1990-х, всеми силами пыталась стирать память народа о том, что буквально несколько лет назад существовала огромная держава под названием Советский Союз, память о том, на каких принципах жила страна, какие праздники отмечала. Отсюда и борьба с названиями, которые отражали суть.

Сегодня 1 мая – День Весны и Труда. Вроде и праздник есть, и профсоюзы есть, и интересы трудящихся никуда не исчезли. Но… с «солидарностью трудящихся» он точно не ассоциируется. Просто потому, что сделано всё, чтобы эта солидарность перестала существовать. Капитализм «пригвоздил» и солидарность, и сам праздник.

Со временем Первомай превратился в попытку денежных мешков и эффективных менеджеров притереться к трудящимся под лозунгом о «единении с народом». У «жирных котов» свои лозунги – в стиле «мы тоже трудимся, а потому это и наш праздник: посмотрите, как мы маршируем в одной колонне с ткачихами, электромонтёрами и сборщиками металлоконструкций».

Для системы крупного капитала Первомай сегодня – это не демонстрация трудовых коллективов с отстаиванием их интересов, а демонстрация себя на фоне трудовых коллективов. Этакое желание выдать то, что владельцы компаний и предприятий, тех, многие из которых в своё время были социалистической собственностью, «заодно с трудящимися, заодно с народом». Своеобразный капиталистический «анекдот» – когда владелец бизнеса, выросшего из грабительской приватизации народной собственности, выходит на улицу в день Первомая и что-то вещает о том, что он вместе с трудовым коллективом…

А сегодня ещё проще — «вместе» в режиме онлайн…

Сам праздник «в режиме онлайн»…

Этакая онлайн-псевдосолидарность!

Потому сегодня 1 мая – это, скорее, праздник веры в то, что солидарность трудящихся рано или поздно (хотелось бы, чтобы «рано») в нашей стране восторжествует. Чтобы труд шёл не на благо отдельно взятой группы миллиардеров, а на благо страны. Чтобы этот труд оплачивался достойно не в понимании чиновников, а достойно – объективно. Чтобы люди узнавали о росте своего благосостояния не из посланий президента Федеральному собранию, а из собственного кошелька.

Вот такой Первомай можно было бы и отметить, — по-настоящему!

________

Читать по теме:

С Праздником международной солидарности трудящихся, товарищи!

«Да здравствует международная солидарность в борьбе против всякого угнетения и несправедливости, за переустройство общества на принципах свободы, равенства и народовластия!..» Сергей КАЛЯКИН («Справедливый мир») поздравил товарищей с 1 Мая

«В условиях госкапитализма рабочие должны быть освобождены от эксплуатации через возможность объединяться в независимые профсоюзы», — БСДП поздравила с праздником 1 мая

«Власти Беларуси, защищая интересы капитала, всячески препятствуют самоорганизации трудящихся и стремятся исказить политический смысл Первомая…», — заявление Партии «Справедливый мир» в связи с празднованием 1 Мая

Славой ЖИЖЕК: Кому сегодня принадлежит Первомай?

БКДП: «Наш первомайский призыв к рабочим страны – объединить усилия для защиты своих прав, которые в связи с пандемией и кризисом ещё больше ущемляются»

И Первомая у оппозиционных левых и независимых профсоюзов не будет, — потому что «нет таких денег»…

«Мы вами правим», «Мы вас обманываем», «Мы за вас едим»… Первомайский «флэшмоб» в Гомеле

 


Comments are closed.

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

«Капитализм превратил Первомай в анекдот…» (Алексей ВОЛОДИН, «Военное обозрение») / Мнения

000 01/05/2022

1 мая в России отмечается «Праздник весны и труда» (в Беларуси просто — «Праздник  труда»). Это ни о чём не говорящее название Первомая, как известно, после развала Советского Союза трансформировалось из Дня международной солидарности трудящихся. Казалось бы, а зачем было подвергать переименованию и эту «красную дату» календаря? Чем мешала? С этим разбирался Алексей ВОЛОДИН в материале «Первомай стал капиталистическим анекдотом: как праздник перестал ассоциироваться с солидарностью трудящихся«, написанном для российского сайта «Военное обозрение»; мы добавили к статье фрагменты другого его материала — «Первомай в России. Кто с кем сегодня солидарен?» — на ту же тему.

43606726_303

Белорусские независимые профсоюзы на первомайской акции в 2017 г.

______

131 год назад в Российской империи произошло первое «празднование» того, что сегодня называется праздником 1 Мая. Событие это произошло в Варшаве, которая в то время входила в состав империи. День был отмечен стачкой рабочих, требовавших, как бы сейчас выразились, социальных льгот и гарантий даже не столько от государства, сколько конкретно от тех, на чьих заводах, фабриках, мануфактурах они трудились. Годом позднее первомайские требования рабочих-варшавян подхватили в столице Российской империи – Санкт-Петербурге, где уже прозвучали и лозунги вполне себе политического характера.

По-настоящему массовыми первомайские мероприятия с шествиями и стачками (забастовками) стали проявлять себя с 1897-1898 годов. При этом в те времена было сложно себе представить, чтобы в одной колонне с рабочими могли пройтись и видные фабриканты, от которых рабочие и требовали определённых гарантий, включая фиксированное рабочее время, компенсации переработок, выходные дни. Правда, и сами мероприятия тогда имели форму отнюдь не праздника, а мер, которые (в рамках своих сил) были готовы принять рабочие для отстаивания своих прав. Первомай имел под собой основу в виде той самой солидарности трудящихся, которая и была выбрана отправной точкой уже для советского варианта этого дня, превратившегося в праздничный.

IMG_0038

Фото: minsknews.by

К ИСТОРИИ ВОПРОСА В послевоенное время Первомай приобрел ярко выраженный политический окрас. Колонны трудящихся и учащихся выходили с флагами, чтобы выразить солидарность с «борьбой трудящихся в капиталистических странах». В 1970 году 1 мая официально стало Днём международной солидарности трудящихся. В 1970–80-е уже была определённая традиция проведения праздника. Первая половина дня проходила на первомайской демонстрации. Минчане брали с собой в колонну детей. Для юных граждан это было незабываемым приключением. Если дети себя хорошо вели, то в награду получали поход в парк и угощения. — «МН».

Так зачем же было подвергать переименованию и эту «красную дату» календаря?

На самом деле, всё просто. Главная причина – смена социалистической системы на капиталистическую или даже на неокапиталистическую. А для такой системы солидарность трудящихся – как острый нож… Ведь если трудовые коллективы будут регулировать свою деятельность, если будут существовать по-настоящему работоспособные профсоюзные комитеты, а не формальные органы, контролируемые самим работодателем под видом «демократических инициатив», если профсоюзные организации окажутся способными защищать интересы рабочих, инженеров, врачей, учителей, сотрудников аграрной отрасли, учёных и др., то для держателей крупных капиталов всё это дополнительный удар по безудержному желанию множить свои капиталы за чужой счёт.

Крупному капиталу нужна масса, которая будет верить в догму: «На твою зарплату там за забором уже очередь выстроилась», а потому «держаться за место», — даже если руководство проводит такую эксплуатацию труда, которой не было даже в те времена, когда сам Первомай зарождался.

Дополнительная причина переименования праздника была фактически сформулирована Анатолием ЧУБАЙСОМ в своё время. О Первомае конкретно он тогда не говорил (даже сам ходил как-то с бревном на плече), однако посыл дал однозначный. Речь идёт о его интервью, где он заявил, что каждый проданный завод – «гвоздь в крышку гроба коммунизма».

Чубайс открыто заявил, что так называемые «младодемократы» занимались уничтожением коммунизма. Это было главной целью. Уничтожить, продать, закрыть, распустить. И извлечь выгоду для узкой группы лиц, естественно.

«Приватизация в России до 1997 года вообще не была экономическим процессом. Она решала главную задачу — остановить коммунизм. Эту задачу мы решили», — объяснял Чубайс. — РБК.

Другими словами, власть, которая сформировалась в 1990-х, всеми силами пыталась стирать память народа о том, что буквально несколько лет назад существовала огромная держава под названием Советский Союз, память о том, на каких принципах жила страна, какие праздники отмечала. Отсюда и борьба с названиями, которые отражали суть.

Сегодня 1 мая – День Весны и Труда. Вроде и праздник есть, и профсоюзы есть, и интересы трудящихся никуда не исчезли. Но… с «солидарностью трудящихся» он точно не ассоциируется. Просто потому, что сделано всё, чтобы эта солидарность перестала существовать. Капитализм «пригвоздил» и солидарность, и сам праздник.

Со временем Первомай превратился в попытку денежных мешков и эффективных менеджеров притереться к трудящимся под лозунгом о «единении с народом». У «жирных котов» свои лозунги – в стиле «мы тоже трудимся, а потому это и наш праздник: посмотрите, как мы маршируем в одной колонне с ткачихами, электромонтёрами и сборщиками металлоконструкций».

Для системы крупного капитала Первомай сегодня – это не демонстрация трудовых коллективов с отстаиванием их интересов, а демонстрация себя на фоне трудовых коллективов. Этакое желание выдать то, что владельцы компаний и предприятий, тех, многие из которых в своё время были социалистической собственностью, «заодно с трудящимися, заодно с народом». Своеобразный капиталистический «анекдот» – когда владелец бизнеса, выросшего из грабительской приватизации народной собственности, выходит на улицу в день Первомая и что-то вещает о том, что он вместе с трудовым коллективом…

А сегодня ещё проще — «вместе» в режиме онлайн…

Сам праздник «в режиме онлайн»…

Этакая онлайн-псевдосолидарность!

Потому сегодня 1 мая – это, скорее, праздник веры в то, что солидарность трудящихся рано или поздно (хотелось бы, чтобы «рано») в нашей стране восторжествует. Чтобы труд шёл не на благо отдельно взятой группы миллиардеров, а на благо страны. Чтобы этот труд оплачивался достойно не в понимании чиновников, а достойно – объективно. Чтобы люди узнавали о росте своего благосостояния не из посланий президента Федеральному собранию, а из собственного кошелька.

Вот такой Первомай можно было бы и отметить, — по-настоящему!

________

Читать по теме:

С Праздником международной солидарности трудящихся, товарищи!

«Да здравствует международная солидарность в борьбе против всякого угнетения и несправедливости, за переустройство общества на принципах свободы, равенства и народовластия!..» Сергей КАЛЯКИН («Справедливый мир») поздравил товарищей с 1 Мая

«В условиях госкапитализма рабочие должны быть освобождены от эксплуатации через возможность объединяться в независимые профсоюзы», — БСДП поздравила с праздником 1 мая

«Власти Беларуси, защищая интересы капитала, всячески препятствуют самоорганизации трудящихся и стремятся исказить политический смысл Первомая…», — заявление Партии «Справедливый мир» в связи с празднованием 1 Мая

Славой ЖИЖЕК: Кому сегодня принадлежит Первомай?

БКДП: «Наш первомайский призыв к рабочим страны – объединить усилия для защиты своих прав, которые в связи с пандемией и кризисом ещё больше ущемляются»

И Первомая у оппозиционных левых и независимых профсоюзов не будет, — потому что «нет таких денег»…

«Мы вами правим», «Мы вас обманываем», «Мы за вас едим»… Первомайский «флэшмоб» в Гомеле

 

By
@
backtotop