«За бело-красно-белым флагом остаётся «душок» Второй мировой из-за того, что коллаборационизм не был осуждён белорусским национализмом…», — Алексей КУДРИЦКИЙ («Зелёные»)

Член Белорусской партии «Зелёные», молодой белорусский историк Алексей КУДРИЦКИЙ вступил в дискуссию о белорусской национальной символике и намерениях властей её запретить. Признавая эти намерения «идиотскими», он, тем не менее, критически отнёсся и к позиции защитников бело-красно-белого флага, в частности, изложенной ими в соответствующем заявлении, а также упрекнул их в «постоянном затушёвывании этой проблемы вместо нормального ответа на пропаганду властей». 

67629825_2259546657504972_3528965187337977856_o1-ait9c

«Да, коллаборация с нацизмом имела место быть… И мы в том числе виноваты в этом», — должны по мнению Алексея сказать белорусские националисты. Публичное осуждение коллаборационизма и коллаборационистов может, по идее, послужить и делу реабилитации в глазах народа национальных символов, которые — хотим мы, левые, этого или не хотим — стали ныне зримыми символами протеста.

_______

Пару дней назад, на волне новостей о признании бело-красно-белого флага («бел-чырвона-белаго» — «БЧБ») экстремистским (несомненно, идиотская инициатива), группа белорусских историков написала заявление в котором утверждали, что эта деятельность властей «не имеет исторического обоснования» и направлена «на раскол общества»«. Несмотря на то, что некоторые утверждения не лишены смысла (например, что это действие, направленное на раскол общества), аргументация в заявлении хромает.

Всё это очень слабые аргументы, если знать контекст: стихотворение Максима ТАНКА было написано им в 18 лет и больше у него стихов про бело-красно-белый флаг в таком ключе не было*; Рада БНР обладала примерно той же властью, что и нынешний Координационный Совет; а в 1991 году для того, чтобы признать БЧБ государственным, не хватало голосов (и поэтому сначала изменили Конституцию, а потом уже приняли флаг).

* Согласно другой, принятой среди белорусских национал-демократов версии, Максим ТАНК не только начал свой творческий путь, прославляя бело-красно-белый флаг, но и завершил его на том же месте, когда в одном из своих последних выступлений якобы сказал: «… сёньняшні XI зьезд пісьменнікаў сапраўды заслугоўвае званьня гістарычнага, бо ўпершыню сабраўся ў свабоднай і сувэрэннай нашай Беларусі, над якой горда рэе бел-чырвона-белы сьцяг…». — 20 нечаканых фактаў пра Максіма Танка (Радыё Свабода)

Но самое интересное в этом заявлении — это контраргумент государственной пропаганде. Приведу его полностью:

«Выкарыстанне калабарантамі нацыянальных сімвалаў у часы Другой святовай вайны было звычайнай справай у Еўропе і не можа весці да іх дыскрэдытацыі. Мы бачым, як дзяржавы з падобным гістарычным досведам, як, напрыклад, Расія, Украіна, Францыя, Літва, Латвія, Харватыя, Нарвегія, Данія ды іншыя шануюць свае нацыянальныя сцягі» / «Использование коллаборационистами национальных символов во времена Второй мировой войны было обычным делом в Европе и не может вести к их дискредитации. Мы видим, как государства с подобным историческим опытом, как, например, Россия, Украина, Франция, Литва, Латвия, Хорватия, Норвегия, Дания и другие ценят свои национальные флаги».

Во-первых, здесь хочется обратить внимание на то, что использование национальных символов нацистами, по мнению историков — это «обычное дело». Действительно, нацисты позволяли коллаборантам использовать свои национальные флаги, здесь вопросов нет. Но речь же идёт о том, что после войны практически во всех вышеперечисленных государствах под этими же флагами коллаборационисты были осуждены!

И здесь мы подходим к самому интересному.

За бело-красно-белым флагом остаётся «душок» Второй мировой войны во многом из-за того, что до сих пор коллаборационизм не был осуждён белорусским национализмом. Более того, современный белорусский национализм имеет свои корни в нём. Из пяти редакторов первой редакции Белорусской службы Радио «Свобода» трое были коллаборантами (Симон Кабыш (Кандыбович)Янка ЛимановскийЛеон Карась) из пяти главных редакторов с момента основания радио до 1991 года трое были коллаборантами, а ещё один выехал с родителями в 1944 году в Германию. Причём Юрий Сеньковский, главред Белорусской службы Радио «Свобода» в 1983-1991 годах и вовсе служил в батальоне «Дальвитц».

Рада БНР, чья нынешняя председательница Ивонка Сурвилла вместе с родителями в 1944 году выехала с Беларуси, тоже тянет за собой шлейф коллаборационизма. С момента восстановления Рады БНР в 1947 году три из четырёх её председателей так или иначе связаны с фашизмом. Иосиф Сажич (председатель рады с 1982 по 1997) и вовсе был полицаем и политруком, а точнее — офицером-пропагандистом, у нацистов, а также лично участвовал в создании батальона «Дальвитц» и после бегства из Беларуси, уже в Германии, выполнял функции коменданта офицерской школы 30-й гренадерской дивизии Ваффен-СС (1-й белорусской).

ADN-Bildarchiv II. Weltkrieg 1939-45 In den von faschistischen deutschen Truppen besetzten Gebieten der Sowjetunion; Juni 1944 Auf dem Weg zum Bahnhof marschieren in Minsk Jugendliche aus Belorussland unter einer Fahne in den Landesfarben weiß-rot-weiß am Präsidenten des Weißruthenischen Zentralrates, Prof. Astrovsky, vorbei. Sie sollen in Deutschland für den Kriegseinsatz ausgebildet werden. Aufnahme: Sachert

Марш Союза белорусской молодёжи напротив нынешнего Дома правительства, Минск, июнь 1944

У белорусских националистов не было своего ХХ съезда, да и они к нему особо и не стремятся. Осуждение коллаборационизма после войны — для них «внешнее» осуждение «враждебного» и «оккупационного режима». Осуждённые в послевоенное время для белорусских националистов — «невиновные жертвы политических репрессий».

В качестве одного из популярных аргументов часто приводят высказывание Быкова о «нацистах, которые носили и штаны»*. Спор метафорами — не самая лучшая практика, но сегодня мне пришла занятная: если вы упали и новые штаны оказались в грязи, вы либо постираете штаны, либо наденете новые, но вряд ли вы будете ходить в грязных штанах по городу и на все замечания отвечать «ну, так все вымазывались, это нормально».

* «Бел-чырвона-белы сцяг ім, бачыце, ненавісны за тое, што яго насілі паліцаі. Дык паліцаі ж насілі і штаны, што ж тады вынікае з вашых вучоных высноў, шаноўныя панове? Няма сумнення, усё гэта будзе смешна і недарэчна нават праз вельмі кароткі час. Але цяпер не смешна. Цяпер балюча і крыўдна, бо тупы жандарскі бот па-ранейшаму папірае і фізічнае існаванне нацыі, і яе стогадовыя духоўныя набыткі» / «Бело-красно-белый флаг им, видите ли, ненавистен за то, что его носили полицаи. Так полицаи же носили и штаны, что же тогда следует из ваших ученых выводов, уважаемые господа? Нет сомнения, все это будет смешно и нелепо даже через очень короткое время. Но сейчас не смешно. Сейчас больно и обидно, ведь тупой жандармский ботинок по-прежнему попирает и физическое существование нации, и ее столетние духовные достояния». — Выступление на VII съезде СП БССР, май 1989 г.

Источник — facebook

_______

Читать по теме:

Не с символами воевать нужно, а работать с молодёжью…, — Александр ОПАРИН («Справедливый мир»)

Марзалюк: полиция под сенью бчб-знамен творила кровавый беспредел на белорусской земле

Поступки, флаги и как это все разделить. Разговор с историком о старой и новой национальной символике

Как бело-красно-белому флагу выдумывали “многовековую историю”

Игорь Марзалюк: Под бчб-флагом коллаборационистские формирования совершали преступления против евреев, против польской интеллигенции, против своих же граждан-белорусов

Шрайбман о запрете БЧБ: Теперь он становится сакральным символом

Директор Института истории о БЧБ-символике: Флаг не виноват в том, кто его использовал

Принятие новой государственной символики Республикой Беларусь и формирование белорусской идентичности (1991-1995 гг. )

Бело-красно-белый флаг как продукт революции и его дальнейшая судьба

 


Add Your Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


+ два = 10

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

«За бело-красно-белым флагом остаётся «душок» Второй мировой из-за того, что коллаборационизм не был осуждён белорусским национализмом…», — Алексей КУДРИЦКИЙ («Зелёные»)

67629825_2259546657504972_3528965187337977856_o1-ait9c 17/03/2021

Член Белорусской партии «Зелёные», молодой белорусский историк Алексей КУДРИЦКИЙ вступил в дискуссию о белорусской национальной символике и намерениях властей её запретить. Признавая эти намерения «идиотскими», он, тем не менее, критически отнёсся и к позиции защитников бело-красно-белого флага, в частности, изложенной ими в соответствующем заявлении, а также упрекнул их в «постоянном затушёвывании этой проблемы вместо нормального ответа на пропаганду властей». 

67629825_2259546657504972_3528965187337977856_o1-ait9c

«Да, коллаборация с нацизмом имела место быть… И мы в том числе виноваты в этом», — должны по мнению Алексея сказать белорусские националисты. Публичное осуждение коллаборационизма и коллаборационистов может, по идее, послужить и делу реабилитации в глазах народа национальных символов, которые — хотим мы, левые, этого или не хотим — стали ныне зримыми символами протеста.

_______

Пару дней назад, на волне новостей о признании бело-красно-белого флага («бел-чырвона-белаго» — «БЧБ») экстремистским (несомненно, идиотская инициатива), группа белорусских историков написала заявление в котором утверждали, что эта деятельность властей «не имеет исторического обоснования» и направлена «на раскол общества»«. Несмотря на то, что некоторые утверждения не лишены смысла (например, что это действие, направленное на раскол общества), аргументация в заявлении хромает.

Всё это очень слабые аргументы, если знать контекст: стихотворение Максима ТАНКА было написано им в 18 лет и больше у него стихов про бело-красно-белый флаг в таком ключе не было*; Рада БНР обладала примерно той же властью, что и нынешний Координационный Совет; а в 1991 году для того, чтобы признать БЧБ государственным, не хватало голосов (и поэтому сначала изменили Конституцию, а потом уже приняли флаг).

* Согласно другой, принятой среди белорусских национал-демократов версии, Максим ТАНК не только начал свой творческий путь, прославляя бело-красно-белый флаг, но и завершил его на том же месте, когда в одном из своих последних выступлений якобы сказал: «… сёньняшні XI зьезд пісьменнікаў сапраўды заслугоўвае званьня гістарычнага, бо ўпершыню сабраўся ў свабоднай і сувэрэннай нашай Беларусі, над якой горда рэе бел-чырвона-белы сьцяг…». — 20 нечаканых фактаў пра Максіма Танка (Радыё Свабода)

Но самое интересное в этом заявлении — это контраргумент государственной пропаганде. Приведу его полностью:

«Выкарыстанне калабарантамі нацыянальных сімвалаў у часы Другой святовай вайны было звычайнай справай у Еўропе і не можа весці да іх дыскрэдытацыі. Мы бачым, як дзяржавы з падобным гістарычным досведам, як, напрыклад, Расія, Украіна, Францыя, Літва, Латвія, Харватыя, Нарвегія, Данія ды іншыя шануюць свае нацыянальныя сцягі» / «Использование коллаборационистами национальных символов во времена Второй мировой войны было обычным делом в Европе и не может вести к их дискредитации. Мы видим, как государства с подобным историческим опытом, как, например, Россия, Украина, Франция, Литва, Латвия, Хорватия, Норвегия, Дания и другие ценят свои национальные флаги».

Во-первых, здесь хочется обратить внимание на то, что использование национальных символов нацистами, по мнению историков — это «обычное дело». Действительно, нацисты позволяли коллаборантам использовать свои национальные флаги, здесь вопросов нет. Но речь же идёт о том, что после войны практически во всех вышеперечисленных государствах под этими же флагами коллаборационисты были осуждены!

И здесь мы подходим к самому интересному.

За бело-красно-белым флагом остаётся «душок» Второй мировой войны во многом из-за того, что до сих пор коллаборационизм не был осуждён белорусским национализмом. Более того, современный белорусский национализм имеет свои корни в нём. Из пяти редакторов первой редакции Белорусской службы Радио «Свобода» трое были коллаборантами (Симон Кабыш (Кандыбович)Янка ЛимановскийЛеон Карась) из пяти главных редакторов с момента основания радио до 1991 года трое были коллаборантами, а ещё один выехал с родителями в 1944 году в Германию. Причём Юрий Сеньковский, главред Белорусской службы Радио «Свобода» в 1983-1991 годах и вовсе служил в батальоне «Дальвитц».

Рада БНР, чья нынешняя председательница Ивонка Сурвилла вместе с родителями в 1944 году выехала с Беларуси, тоже тянет за собой шлейф коллаборационизма. С момента восстановления Рады БНР в 1947 году три из четырёх её председателей так или иначе связаны с фашизмом. Иосиф Сажич (председатель рады с 1982 по 1997) и вовсе был полицаем и политруком, а точнее — офицером-пропагандистом, у нацистов, а также лично участвовал в создании батальона «Дальвитц» и после бегства из Беларуси, уже в Германии, выполнял функции коменданта офицерской школы 30-й гренадерской дивизии Ваффен-СС (1-й белорусской).

ADN-Bildarchiv II. Weltkrieg 1939-45 In den von faschistischen deutschen Truppen besetzten Gebieten der Sowjetunion; Juni 1944 Auf dem Weg zum Bahnhof marschieren in Minsk Jugendliche aus Belorussland unter einer Fahne in den Landesfarben weiß-rot-weiß am Präsidenten des Weißruthenischen Zentralrates, Prof. Astrovsky, vorbei. Sie sollen in Deutschland für den Kriegseinsatz ausgebildet werden. Aufnahme: Sachert

Марш Союза белорусской молодёжи напротив нынешнего Дома правительства, Минск, июнь 1944

У белорусских националистов не было своего ХХ съезда, да и они к нему особо и не стремятся. Осуждение коллаборационизма после войны — для них «внешнее» осуждение «враждебного» и «оккупационного режима». Осуждённые в послевоенное время для белорусских националистов — «невиновные жертвы политических репрессий».

В качестве одного из популярных аргументов часто приводят высказывание Быкова о «нацистах, которые носили и штаны»*. Спор метафорами — не самая лучшая практика, но сегодня мне пришла занятная: если вы упали и новые штаны оказались в грязи, вы либо постираете штаны, либо наденете новые, но вряд ли вы будете ходить в грязных штанах по городу и на все замечания отвечать «ну, так все вымазывались, это нормально».

* «Бел-чырвона-белы сцяг ім, бачыце, ненавісны за тое, што яго насілі паліцаі. Дык паліцаі ж насілі і штаны, што ж тады вынікае з вашых вучоных высноў, шаноўныя панове? Няма сумнення, усё гэта будзе смешна і недарэчна нават праз вельмі кароткі час. Але цяпер не смешна. Цяпер балюча і крыўдна, бо тупы жандарскі бот па-ранейшаму папірае і фізічнае існаванне нацыі, і яе стогадовыя духоўныя набыткі» / «Бело-красно-белый флаг им, видите ли, ненавистен за то, что его носили полицаи. Так полицаи же носили и штаны, что же тогда следует из ваших ученых выводов, уважаемые господа? Нет сомнения, все это будет смешно и нелепо даже через очень короткое время. Но сейчас не смешно. Сейчас больно и обидно, ведь тупой жандармский ботинок по-прежнему попирает и физическое существование нации, и ее столетние духовные достояния». — Выступление на VII съезде СП БССР, май 1989 г.

Источник — facebook

_______

Читать по теме:

Не с символами воевать нужно, а работать с молодёжью…, — Александр ОПАРИН («Справедливый мир»)

Марзалюк: полиция под сенью бчб-знамен творила кровавый беспредел на белорусской земле

Поступки, флаги и как это все разделить. Разговор с историком о старой и новой национальной символике

Как бело-красно-белому флагу выдумывали “многовековую историю”

Игорь Марзалюк: Под бчб-флагом коллаборационистские формирования совершали преступления против евреев, против польской интеллигенции, против своих же граждан-белорусов

Шрайбман о запрете БЧБ: Теперь он становится сакральным символом

Директор Института истории о БЧБ-символике: Флаг не виноват в том, кто его использовал

Принятие новой государственной символики Республикой Беларусь и формирование белорусской идентичности (1991-1995 гг. )

Бело-красно-белый флаг как продукт революции и его дальнейшая судьба

 

By
@
backtotop