Не с символами воевать нужно, а работать с молодёжью…, — Александр ОПАРИН («Справедливый мир»)

Член Бюро ЦК Белорусской партии левых «Справедливый мир» Александр ОПАРИН прокомментировал для интернет-проекта «Политринг» намерения белорусских властей признать так надоевший им, видимо, во время недавних протестов бело-красно-белый флаг экстремистской символикой. Публикуем его полностью, начиная свою дискуссию о белорусской национальной символике  и отношении к этому вопросу белорусских левых.

755983653899559

_____

Любой государственный запрет — это показатель степени «демократичности» страны. Особенно, когда это касается национальных символов. Всегда проще запретить, чем разобраться, почему соответствующая символика получила такое распространение, почему она популярна у населения. А в нашей ситуации всё просто — она стала символом борьбы с правящим режимом, особенно после всего того чрезмерного и чрезвычайного насилия на улицах и в милиции, особенно — в милиции: РУВДах, ГУВДах, ИВС и так далее. За два десятилетия мы так и не смогли придумать более яркий символ сопротивления режиму, чем тот, который был предложен националистами.

Если к этому добавить ещё и тот факт, что белорусские власти сами хорошо потрудились над дискредитацией действующей государственной символики, когда вывесили государственные флаги на машины ОМОНа, жёстко разгонявшего протестные мероприятия в столице, то инициатива с запретом оппозиционной бело-красно-белой символики предстаёт в ещё более сомнительном свете… Симпатий государственной символике это не добавило.

На самом деле, как бы не получить из запрета вообще нечто совершенно обратное. «Запретный плод» — он, как известно, «сладок», и запрет оппозиционной символики, скорее, вызовет рост их популярности, уж точно — в молодёжной среде; да и для граждан, давно настроенных оппозиционно или неожиданно политизировавшихся против президента летом, это станет ещё одним фактором, не добавляющим привлекательности Лукашенко и его режиму.

Тем более, что реально за флагом есть не только история коллаборации — 1918 г. или 1941-44 гг. — но и недолгая история в роли государственного символа. Можно по-разному это оценивать, но будем объективны…

И не стоит тут в качестве примера приводить ФРГ, как это делают некоторые наши эксперты, — у неё своя, и очень особая, история борьбы со «внутренним» фашизмом. Да, в некоторых федеральных землях и городах ФРГ сейчас запрещают имперские флаги кайзеровской Германии, которые активно используются ультраправыми: по мнению немецких политиков, они служат символом «сочувствия национал-социалистам и ксенофобии». Но я не уверен, что подобная правовая стигматизация оппозиционной символики вызовет такое же понимание у нас — ввиду того, что за последние годы в обществе не выработалось единого отношения к коллаборации, с которой эту символику связывают, а среди правых, националистических кругов, так вообще давно сформировался культ некоторых его представителей.

Примером тому недавнее возложение частью белорусской общественности, в том числе нашими социал-демократами, цветов к могиле Ивановского, бывшего минским бургомистром в 1941-1943 гг., при котором, напоминаю, было окончательно уничтожено Минское еврейское гетто и на полную катушку функционировал лагерь смерти «Малый Тростенец»; в то время как «патриот» Ивановский якобы искал выходы на Армию Крайову и… ремонтировал минчанам водопровод, как утверждают его сторонники, на улицах на виселицах висели тела настоящих белорусских патриотов-подпольщиков, по преимуществу — коммунистов и комсомольцев, — которые, даже не имея связи с Москвой и партизанами, вели свою собственную войну с нацизмом.

Такое ощущение, к слову, что бывший социал-демократ Ивановский, став бургомистром-коллаборационистом, совершенно органично перенял все программные позиции белорусских нацистов, видевших в качестве главных врагов белорусского народа «жидо-большевиков»…

Вот об этом нужно рассказывать в рамках школьных часов истории и вузовских спецкурсов, наверное, а не воевать с символами: про белорусский нацизм и коллаборацию, про массовые жертвы войны, про массовость подпольного и партизанского движения. И это не должен быть один какой-то параграф, это должна быть целая глава учебного пособия, и даже не одна. А лучше — целый отдельный курс, как в своё время сделали наши левые греческие товарищи из СИРИЗА, предложившие учебный курс, связанный, если не ошибаюсь, с историей греческих фашистских режимов. Граждане должны сами разобраться, что стоит за теми или иными символам, и выбрать. Давайте не будем недооценивать наших собственных граждан, Беларусь же страна партизан-антифашистов.

Что же касается моего собственного отношения к бело-красно-белому флагу, то я, как и многие из «рождённых в СССР», к постсоветской символике особого пиетета не питаю. Для меня она не-советская и даже антисоветская. Тем более, что непосредственно этот флаг в государственные символы белорусские депутаты «протянули» в 1991 году без какого-либо широкого народного обсуждения — просто потому, что имели на это право по Конституции. Понятно, что белорусские националисты, которые тогда диктовали свою волю и правительству, и парламенту, понимали, что народ их в этом не поддержит…

fefee004

А Лукашенко их потом в некотором смысле даже обхитрил, когда уже по новой Конституции объявил референдум и на фоне ностальгии по СССР вернул модернизированную символику БССР. Изъяв, правда, из неё всю прежнюю социалистическую составляющую, вместе с надписью на белорусском и русском языках — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Так что в тот момент это тоже была уже новая символика, лишь издали напоминавшая о временах Советской Беларуси.

Источник — «Политринг»

_______

Мнение автора необязательно должно совпадать с позицией редакции

_______

Читать ещё:

Марзалюк: полиция под сенью бчб-знамен творила кровавый беспредел на белорусской земле

Игорь Марзалюк: Под бчб-флагом коллаборационистские формирования совершали преступления против евреев, против польской интеллигенции, против своих же граждан-белорусов

Шрайбман о запрете БЧБ: Теперь он становится сакральным символом

Директор Института истории о БЧБ-символике: Флаг не виноват в том, кто его использовал

Белорусский капитализм «с человеческим лицом» показывает зубы?

Минюст показывает всем плохой пример нарушения действующего законодательства, — Александр ОПАРИН («Справедливый мир»)


Add Your Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


× 6 = тридцать

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Не с символами воевать нужно, а работать с молодёжью…, — Александр ОПАРИН («Справедливый мир»)

755983653899559 02/03/2021

Член Бюро ЦК Белорусской партии левых «Справедливый мир» Александр ОПАРИН прокомментировал для интернет-проекта «Политринг» намерения белорусских властей признать так надоевший им, видимо, во время недавних протестов бело-красно-белый флаг экстремистской символикой. Публикуем его полностью, начиная свою дискуссию о белорусской национальной символике  и отношении к этому вопросу белорусских левых.

755983653899559

_____

Любой государственный запрет — это показатель степени «демократичности» страны. Особенно, когда это касается национальных символов. Всегда проще запретить, чем разобраться, почему соответствующая символика получила такое распространение, почему она популярна у населения. А в нашей ситуации всё просто — она стала символом борьбы с правящим режимом, особенно после всего того чрезмерного и чрезвычайного насилия на улицах и в милиции, особенно — в милиции: РУВДах, ГУВДах, ИВС и так далее. За два десятилетия мы так и не смогли придумать более яркий символ сопротивления режиму, чем тот, который был предложен националистами.

Если к этому добавить ещё и тот факт, что белорусские власти сами хорошо потрудились над дискредитацией действующей государственной символики, когда вывесили государственные флаги на машины ОМОНа, жёстко разгонявшего протестные мероприятия в столице, то инициатива с запретом оппозиционной бело-красно-белой символики предстаёт в ещё более сомнительном свете… Симпатий государственной символике это не добавило.

На самом деле, как бы не получить из запрета вообще нечто совершенно обратное. «Запретный плод» — он, как известно, «сладок», и запрет оппозиционной символики, скорее, вызовет рост их популярности, уж точно — в молодёжной среде; да и для граждан, давно настроенных оппозиционно или неожиданно политизировавшихся против президента летом, это станет ещё одним фактором, не добавляющим привлекательности Лукашенко и его режиму.

Тем более, что реально за флагом есть не только история коллаборации — 1918 г. или 1941-44 гг. — но и недолгая история в роли государственного символа. Можно по-разному это оценивать, но будем объективны…

И не стоит тут в качестве примера приводить ФРГ, как это делают некоторые наши эксперты, — у неё своя, и очень особая, история борьбы со «внутренним» фашизмом. Да, в некоторых федеральных землях и городах ФРГ сейчас запрещают имперские флаги кайзеровской Германии, которые активно используются ультраправыми: по мнению немецких политиков, они служат символом «сочувствия национал-социалистам и ксенофобии». Но я не уверен, что подобная правовая стигматизация оппозиционной символики вызовет такое же понимание у нас — ввиду того, что за последние годы в обществе не выработалось единого отношения к коллаборации, с которой эту символику связывают, а среди правых, националистических кругов, так вообще давно сформировался культ некоторых его представителей.

Примером тому недавнее возложение частью белорусской общественности, в том числе нашими социал-демократами, цветов к могиле Ивановского, бывшего минским бургомистром в 1941-1943 гг., при котором, напоминаю, было окончательно уничтожено Минское еврейское гетто и на полную катушку функционировал лагерь смерти «Малый Тростенец»; в то время как «патриот» Ивановский якобы искал выходы на Армию Крайову и… ремонтировал минчанам водопровод, как утверждают его сторонники, на улицах на виселицах висели тела настоящих белорусских патриотов-подпольщиков, по преимуществу — коммунистов и комсомольцев, — которые, даже не имея связи с Москвой и партизанами, вели свою собственную войну с нацизмом.

Такое ощущение, к слову, что бывший социал-демократ Ивановский, став бургомистром-коллаборационистом, совершенно органично перенял все программные позиции белорусских нацистов, видевших в качестве главных врагов белорусского народа «жидо-большевиков»…

Вот об этом нужно рассказывать в рамках школьных часов истории и вузовских спецкурсов, наверное, а не воевать с символами: про белорусский нацизм и коллаборацию, про массовые жертвы войны, про массовость подпольного и партизанского движения. И это не должен быть один какой-то параграф, это должна быть целая глава учебного пособия, и даже не одна. А лучше — целый отдельный курс, как в своё время сделали наши левые греческие товарищи из СИРИЗА, предложившие учебный курс, связанный, если не ошибаюсь, с историей греческих фашистских режимов. Граждане должны сами разобраться, что стоит за теми или иными символам, и выбрать. Давайте не будем недооценивать наших собственных граждан, Беларусь же страна партизан-антифашистов.

Что же касается моего собственного отношения к бело-красно-белому флагу, то я, как и многие из «рождённых в СССР», к постсоветской символике особого пиетета не питаю. Для меня она не-советская и даже антисоветская. Тем более, что непосредственно этот флаг в государственные символы белорусские депутаты «протянули» в 1991 году без какого-либо широкого народного обсуждения — просто потому, что имели на это право по Конституции. Понятно, что белорусские националисты, которые тогда диктовали свою волю и правительству, и парламенту, понимали, что народ их в этом не поддержит…

fefee004

А Лукашенко их потом в некотором смысле даже обхитрил, когда уже по новой Конституции объявил референдум и на фоне ностальгии по СССР вернул модернизированную символику БССР. Изъяв, правда, из неё всю прежнюю социалистическую составляющую, вместе с надписью на белорусском и русском языках — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Так что в тот момент это тоже была уже новая символика, лишь издали напоминавшая о временах Советской Беларуси.

Источник — «Политринг»

_______

Мнение автора необязательно должно совпадать с позицией редакции

_______

Читать ещё:

Марзалюк: полиция под сенью бчб-знамен творила кровавый беспредел на белорусской земле

Игорь Марзалюк: Под бчб-флагом коллаборационистские формирования совершали преступления против евреев, против польской интеллигенции, против своих же граждан-белорусов

Шрайбман о запрете БЧБ: Теперь он становится сакральным символом

Директор Института истории о БЧБ-символике: Флаг не виноват в том, кто его использовал

Белорусский капитализм «с человеческим лицом» показывает зубы?

Минюст показывает всем плохой пример нарушения действующего законодательства, — Александр ОПАРИН («Справедливый мир»)

Белорусские власти могут пойти на создание искусственной системы из трёх-четырёх парламентских партий, — Александр ОПАРИН («Справедливый мир»)

By
@
backtotop