Эрих ФРОММ. Гуманистический социализм [эссе]

Эрих Фромм (1900 — 1980) — немецкий социолог, философ-неомарксист, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. В 1933 году, после прихода фашистов к власти, Фромм, как и все «франкфуртцы», эмигрировал в США. С 1951 по 1969 г. он жил в Мексике, где издал книгу «Здоровое общество», в которой выступил с критикой капиталистической системы, при этом книга содержала не только подробное описание социализма, как его себе представлял автор, но и конкретные советы по изменению общества. После опубликования этой книги,  Фромм начал действовать в «повседневной» политике Соединённых Штатов. В 1957 году он участвовал в организации SANE – самого большого движения за мир в США, а 1960 году вступил в Социалистическую партию США (Социалистическая партия — Социал-демократическая федерация, СП-СДФ). Она была для него партией, которая должна была стать «голосом научной и моральной совести в Соединённых Штатах», как писал сам Фромм. В 1962 году он участвовал в качестве наблюдателя на конференции по разоружению в Москве.

Во время национального съезда СП-СДФ в 1958 году была созвана отдельная комиссия, которая должна была заняться новой формулировкой программы партии. Фромм прилагал все усилия, чтобы подтолкнуть партию к его пониманию гуманитарного социализма. В 1961 г. американские неомарксисты даже получили сборник с названием «Марксова концепция человека» («Marx’s Concept of Man»), в который наряду с одноимённой статьей Фромма вошли также ранние произведения Маркса: это была первая публикация важнейших частей из «Экономическо-философских рукописей 1844 года» и «Немецкой идеологии» (1845-1846) в США. Однако его проект программы, ориентированный на «гуманистического» Маркса, так и не был принят из-за противодействия сторонников традиционных взглядов на социализм.

Предлагаемое вашему вниманию эссе «Гуманистический социализм» является переработкой проекта программы СП-СДФ для широкого читателя. Несомненно, в наши дни взгляды Фромма на природу социализма могут показаться несколько архаическими, устаревшими, но что поделать — Эрих Фромм давно уже «интеллектуальное ретро». Но это не означает, что нам нечего взять с собой у него — в наше будущее. Как минимум, как утверждал другой классик, «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».

__________

Эрих ФРОММ

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

Цель социализма — такое объединение людей, при котором полное развитие каждого является условием полного развития всех (Эрих ФРОММ)

На основании общего анализа капитализма, коммунизма и гуманистического социализма следует рассматривать социалистическую программу в трех аспектах:

  • каковы принципы, на которые опирается идея со­циалистической партии?
  • каковы промежуточные цели гуманистического социализма, ради реализации кото­рых трудятся социалисты?
  • каковы ближайшие цели со­циалистов в условиях, когда промежуточные цели ещё не достигнуты?

Так каковы же принципы, на которые опирается идея гуманистического социализма? Любая социаль­ны и экономическая система представляет собой не только специфическую систему отношений между пред­метами и организациями, но систему человеческих от­ношений. Любые концепции и практики социализма должны рассматриваться в терминах того, какой тип отношений между людьми они порождают.

Высшей ценностью всех социальных и экономических установлений является человек; цель общества — создание условий для полного развития человеческого потенциала, разума, любви, творчества; все обществен­ные установления должны быть направлены на преодо­ление отчуждения, ущербности человека, на то, чтобы дать ему возможность достичь истинной свободы и индивидуальности. Цель социализма — такое объединение людей, при котором полное развитие каждого яв­ляется условием полного развития всех.

Высший принцип социализма заключается в пре­восходстве человека над вещами, жизни над нищетой и тем самым — труда над капиталом; власть должна про­истекать из творчества, а не владения; человек должен не управляться обстоятельствами, а управлять ими.

Последователи гуманистического социализма убеждены в единстве и солидарности человечества. Они про­тивники любого преклонения перед государством, нацией или классом. Человек в первую очередь должен быть предан человеческой расе и моральным принципам гуманизма. Необходимо стремиться к возрождению тех идей и ценностей, на которых была построена западная цивилизация.

Гуманистический социализм категорически против войны и насилия в каких бы то ни было формах. Он рассматривает любую попытку разрешать политические и социальные проблемы с помощью силы не только как бесполезную, но и как аморальную и бесчеловечную. Поэтому он бескомпромиссный противник любой политики, направленной на обеспечение безопасности путем гонки вооружений. Мир рассматривается не только как отсутствие войны, но как позитив­ный принцип человеческих взаимоотношений, основанных на свободной кооперации всех людей ради всеобщего благополучия.

Из принципов социализма следует, что каждый член общества несет ответственность не только за своих со­граждан, но и за всех граждан мира. На исправление несправедливости, в результате которой две трети че­ловечества живет в нищете, должны быть направлены усилия, далеко выходящие за рамки тех, которые до сих нор предпринимались богатыми странами для помощи развивающимся нациям для достижения экономичес­кого уровня, удовлетворяющего человеческие потреб­ности.

Гуманистический социализм ратует за свободу. Он ратует за свободу от страха, бедности, угнетения и на­силия. Однако понятие свободы предполагает не толь­ко свободу «от», но и свободу «ради»: ради активного участия в принятии и ответственности за все решения, касающиеся граждан, ради наиболее полного развития личного человеческого потенциала.

Производство и потребление должны быть подчи­нены потребностям развития человека, а не наоборот. Вследствие этого все производство должно определять­ся принципом социальной полезности, а не материаль­ной выгодой отдельных лиц или корпораций. Таким образом, если приходится делать выбор между увели­чением производства, и большей свободой и развити­ем человека, следует предпочесть человеческие ценнос­ти материальным.

При социалистическом производстве целью явля­емся достижение не высочайшей экономической продук­тивности, а высочайшей человеческой продуктивности. Этo значит, что способ, которым человек тратит свою энергию, как на работе, так и в свободное время, дол­жен быть для него осмыслен и интересен. Он должен стимулировать и способствовать развитию всех человеческих способностей — как интеллектуальных, так и эмоциональных и художественных.

Хотя для того, чтобы жить по-человечески, необхо­димо удовлетворять основные материальные потреб­ности, потребление не должно стать самоцелью. Все попытки искусственно стимулировать материальные потребности ради извлечения прибыли должны пресе­каться. Бессмысленное расходование материальных ре­сурсов и потребление ради потребления разрушитель­ны для развития зрелого человека.

Гуманистический социализм — это система, при ко­торой человек управляет капиталом, а не капитал — че­ловеком; при которой человек, насколько возможно, управляет обстоятельствами, а не наоборот; при кото­рой члены общества планируют ассортимент произ­водства, а не подчиняют производство законам безлич­ной власти рынка и стремлению капитала к максималь­ным прибылям.

Гуманистический социализм означает выход демократического процесса за рамки чисто политической реальности, в экономическую сферу; он представляет собой политическую и промышленную демократию. Это — возрождение политической демократии в ее ис­ходном значении: истинное участие информированных граждан во всех касающихся их решениях.

Распространение демократии на экономическую сферу означает демократический контроль над всей экономической деятельностью со стороны ее участников: рабочих, инженеров, администраторов и так далее. Гуманистический социализм проявляет интерес в первую очередь не к праву собственности, а к общественному контролю над большими и мощными предприятиями. Безответственное бюрократическое управление, руко­водствующееся стремлением капитала к прибыли, должно быть заменено администрацией, действующей и интересах тех, кто производит и потребляет, и конт­ролируемой ими.

Цели гуманистического социализма могут быть до­стигнуты только введением максимальной децентра­лизации в сочетании с минимальной централизацией, необходимой для координации функционирования индустриального общества. Функции централизованного государства должны быть сведены к минимуму; основным механизмом общественной жизни должна стать свободная деятельность добровольно объединяющих­ся граждан.

Хотя базовые общие цели гуманистического социализма одинаковы для всех стран, каждая страна должна определить собственные специфические цели в терминах своих традиций и конкретной ситуации, а также выработать  собственные методы их достижения. Солидарность социалистических стран должна исключать любую попытку одной страны навязать свои методы другой. Труды отцов социалистической идеи не должны превращаться в священные тексты, используемые одними лицами для того, чтобы получить власть над другими; общий их дух, впрочем, должен жить в серд­цах социалистов и направлять их мышление.

Гуманистический социализм — добровольный, логический исход действия человеческой природы в ра­циональных условиях. Он — реализация демократии, имеющей корни в гуманистической традиции человечества, в реалиях промышленного общества. Он — со­циальная система, действующая без насилия — ни физического, ни гипнотических внушений, когда человека вынуждают к поступкам без осознания их. Такая система может быть создана только благодаря разуму человека и его стремлению к более человечной, осмыс­ленной, богатой жизни. Она основывается на вере в способность человека построить истинно гуманный мир, в котором обогащение жизни и развитие индиви­да — главные цели общества, а экономике отводится приличествующая ей роль средства обеспечения до­стойной человека жизни.

Обсуждая цели гуманистического социализма, мы должны различать окончательные цели социалистичес­кого общества, основанного на свободной кооперации его граждан и сведении к минимуму роли централизо­ванного государства, и промежуточные, имеющие мес­то до достижения окончательных. Переход от сущест­вующего централизованного государства к полностью децентрализованной форме общества невозможен без переходного периода, когда нельзя обойтись без опре­деленной степени централизованного планирования и вмешательства государства. Однако чтобы избежать тех опасностей, к которым может привести централизо­ванное планирование и вмешательство государства, та­ких как усиление бюрократизации и ослабление лич­ной целостности и инициативы, необходимо, чтобы а) государство находилось под эффективным контро­лем граждан; б) большие корпорации были лишены со­циальной и политической власти; в) с самого начала поощрялись все формы децентрализованных добро­вольных ассоциаций в производстве, торговле, мест­ной социальной и культурной деятельности.

Хотя сегодня невозможно составлять конкретные детальные планы в отношении окончательных целей социализма, все же можно сделать предположения о промежуточных целях социалистического общества. Однако потребуются многие годы исследований и экспериментирования, чтобы прийти к более определен­ным и специфическим формулировкам даже и таких целей, и этому должны быть посвящены усилия луч­ших умов и сердец нации.
Следование принципу общественного контроля, а не легального владения, — основополагающая идея со­циализма, а его первейшая цель — трансформация всех больших предприятий таким образом, чтобы их руководители назначались и полностью контролировались всеми сотрудниками — рабочими, клерками, инжене­рами, — с участием профсоюзов и представителей по­требителей. Для любого крупного предприятия эти группы должны быть высшим авторитетом. Они долж­ны решать все вопросы производства, цен, использо­вания прибыли и так далее. Акционеры продолжают получать приемлемую компенсацию за использование их капи­тала, но не имеют права контролировать и управлять предприятием.

Автономия предприятия ограничивается централизованным планированием в той степени, которая не­обходима для того, чтобы производимый продукт служил целям общества.

Небольшие предприятия должны работать на коо­перативной основе; их следует поощрять налоговыми льготами и другими способами. Участники объедине­ния должны делить между собой доходы и участвовать в контроле над администрацией наряду с собственни­ками.

Некоторые отрасли промышленности, имеющие основополагающую важность для всего общества, та­кие ка к добыча нефти, банки, телевидение, производс­тво лекарств, транспорт, должны быть национализи­рованы, но управление национализированными пред­приятиями должно строиться на тех же принципах эффективного контроля работниками, профсоюзами и потребителями.

В тех областях, где ощущаются общественные по­требности, но существующий уровень производства не­достаточен, общество должно финансировать предпри­ятия, удовлетворяющие эти потребности.

Индивид должен быть защищен от страха и неиз­бежности подчинения чьему-либо принуждению. Ради достижения этой цели общество должно обеспечивать бесплатное удовлетворение минимальных материаль­ных потребностей: в пище, в жилище, в одежде. Любой, стремящийся к большему материальному комфорту, должен ради него работать; однако, поскольку удовлет­ворение минимальных потребностей гарантировано, никто не должен иметь власти над другим человеком в силу прямого или непрямого материального принуж­дения.

Социализм не отменяет личной собственности на предметы потребления. Не требует он и полного вырав­нивания доходов: доход человека должен быть связан с его усилиями и умениями. Однако различия в дохо­дах не должны создавать такой разницы в материаль­ных условиях, чтобы уровень жизни одного оказывал­ся недоступен для другого и тем самым порождал от­чуждение.

Принцип политической демократии должен осу­ществляться в терминах реальности XX века. Учитывая технические возможности связи и обработки данных, в современном массовом обществе можно вернуться к принципу городского собрания. Формы, в которых это может осуществляться, требуют изучения и экспери ментирования. Они могут выражаться в создании со­тен тысяч маленьких групп, основанных на общности места работы или проживания; они образовали бы ниж­нюю палату парламента нового типа, участвующую в принятии решений наряду с централизованно избран­ным парламентом. Децентрализация должна быть на­правлена на то, чтобы важные решения находились в руках жителей небольших местных образований, под­чиняющихся общим принципам, управляющим жиз­нью общества. Однако какие бы формы ни были най­дены, демократический процесс должен трансформи­роваться так, чтобы свою волю могли выражать хорошо информированные и ответственные граждане, а не ав­томаты, контролируемые методами гипнотического воздействия на массы.

Не только в сфере политических решений, но и в управлении всеми областями жизни общества бюро­кратия должна быть лишена власти ради восстановле­ния свободы. Помимо решений, которые спускаются сверху, во всех областях активность должна развивать­ся на самом низком уровне и «просачиваться» снизу вверх. Рабочие, организованные в профсоюзы, потре­бители, организованные в потребительские союзы, граждане, организованные в упоминавшиеся выше не­большие политические единицы должны участвовать в постоянном обмене с центральной властью. Этот вза­имообмен должен обеспечивать новые меры, новые за­коны, которые могли бы предлагать низы, а все выбор­ные представители подвергались бы постоянной критической оценке и в случае необходимости могли быть отозваны.

В соответствии с этими базовыми принципами, целью  социализма является отказ от национального суверенитета, отказ от любых вооруженных сил, установ­ление общего содружества наций.

В сфере образования главными целями являются помощь в развитии критических способностей инди­вида и создание основы для творческого выражения его личности, — другими словами, воспитание свободно­го человека, обладающего иммунитетом по отношению к манипулированию и собственной внушаемости ради удовольствий и прибылей других людей. Знания долж­ны стать не просто массой информации, но рациональ­ным способом раскрытия глубинных сил, определяю­щих материальные и духовные процессы. Образование должно включать не только науки, но и искусства. Ка­питализм, порождая отчуждение, отделил научное по­нимание от эстетического восприятия. Целью образо­вания при социализме является возврат человеку воз­можности свободно и полно заниматься и тем, и другим. Социализм стремится к тому, чтобы человек стал не только вдумчивым наблюдателем, но и обладающим всеми необходимыми средствами участником — и в производстве материальных ценностей, и в наслажде­нии жизнью. Для устранения опасности отстраненно­го интеллектуализма знакомство с теорией и фактами должно дополняться обучением производительному труду и искусствам, объединяя их в ремесле (изготов­лении полезных предметов), в начальном и высшем об­разовании. Каждый подросток должен обладать опы­том в производстве чего-то ценного собственными ру­ками и благодаря собственным умениям.

Принцип власти, основанной на насилии и эксплу­атации, должен быть заменен не невмешательством, а властью знаний и умений без запугивания, принужде­ния и внушения. Образование при социализме должно выработать новую концепцию разумной власти, кото­рая бы отличалась и от иррационального авторитариз­ма, и от беспринципного невмешательства.

Образование не должно ограничиваться детством и юностью; существующие формы образования взрослых следует всемерно расширить. Особенно важно предо­ставить каждому человеку возможность в любое время менять занятие или профессию; это станет экономи­чески достижимым, если по крайней мере минимальные материальные потребности окажутся удовлетворены обществом.

Культурная деятельность не должна ограничивать­ся предоставлением интеллектуального образования. Все формы художественного выражения (музыка, та­нец, драма, живопись, скульптура, архитектура и так далее) чрезвычайно важны для гуманитарного развития чело­века. Общество должно направлять значительные средс­тва на создание обширной программы художественной деятельности, на проектирование не только полезных, но и прекрасных зданий, даже за счет других, менее важных нужд потребителя. Особое внимание следует уделять сохранению свободной личности артиста, что­бы избежать превращения социально ответственного искусства в искусство бюрократическое, «государствен­ное». Необходимо поддерживать равновесие между за­конными претензиями артиста к обществу и законны­ми требованиями общества. Социализм стремится к сокращению разрыва между производителем и потре­бителем в сфере искусства и в конечном счете сведе­нию его к минимуму благодаря созданию оптимальных условий для раскрытия творческих способностей каж­дого человека. Однако нельзя при этом следовать зара­нее заданному шаблону; необходимо признать, что проблема потребует значительно большего внимания и ис­следований, чем она получала до сих пор.

В социалистическом обществе не подвергается сом­нению полное равенство рас и полов. Равенство, впро­чем, не подразумевает одинаковости, и следует пред­принять все усилия для полнейшего развития талантов, характеризующих каждую расовую и национальную группу, как и каждый из полов.

Должна быть гарантирована свобода вероисповеда­ния одновременно с полным отделением церкви от го­сударства.

Изложенная программа должна послужить указа­нием на принципы и цели социализма. Их конкретные и детальные формулировки требуют всестороннего об­суждения. Одна из основных задач социалистической партии — провести такое обсуждение и выработать кон­кретные и подробные предложения. Дискуссия требу­ет рассмотрения всех данных, которые может предло­жить практический опыт и общественные науки. Од­нако в первую очередь она требует воображения и смелости в рассмотрении новых возможностей, отказа от рутинного мышления.

Помимо всего прочего, потребуется значительное время, прежде чем большинство населения Соединен­ных Штатов уверится в обоснованности социалисти­ческих принципов и целей. Каковы задачи и функции социалистической партии на это время?

Социалистическая партия — Социал-демократи­ческая федерация (СП-СДФ) должна воплотить в своей структуре и деятельности те принципы, которые защищает, она должна стремиться не только к постро­ению социализма в будущем, но безотлагательно на­чать его реализацию в собственной среде. Данная ор­ганизация не должна стремиться убедить людей в сво­ей программе, апеллируя к иррациональным эмоциям, прибегая к гипнотическому внушению или используя «привлекательные личности»; она должна опираться на реализм, корректность, глубокий анализ экономи­ческих, социальных, политических и гуманитарных си­туаций. СП-СДФ должна стать моральной и интел­лектуальной совестью Соединенных Штатов и как мож­но шире распространять свои взгляды и анализ.

В своей деятельности СП-СДФ должна следовать собственным принципам: оптимальной децентрализа­ции и активному, ответственному участию своих чле­нов в обсуждениях и в принятии решений. Она также и полной мере должна выражать и поддерживать мнения меньшинств. Социалистическая программа не мо­жет быть фиксированным планом, она должна расти и развиваться благодаря постоянной активности, усили­ям и ответственности всех членов партии.
Таким образом, СП-СДФ должна отличаться от других политических партий не только своей програм­мой и идеалами, но самой структурой и способом функционирования. Она должна стать духовным и общественным домом для всех своих членов, объединяемых духом гуманистического реализма и разума, солидарных в об­щей заботе и в общей вере в человека и его будущее.

СП-СДФ должна проводить широкую образова­тельную кампанию среди рабочих, студентов, профес­сионалов — представителей всех общественных клас­сом, от которых можно ожидать потенциального пони­мания социалистической критики и социалистических идеалов.

Нельзя ожидать, что СП-СДФ добьется победы за короткое время. Однако это не означает, что она не должна ставить своей целью широкое общественное влияние. Она должна стремиться приобрести все уве­личивающуюся поддержку народа, который благодаря партии сделает свой голос слышимым и в Соединен­ных Штатах, и во всем мире.

СП-СДФ основывается на гуманистической тра­диции социализма; она стремится к изменению тради­ционных социалистических целей в соответствии с ус­ловиями общества XX века, видя в этом условие их осу­ществления. В первую очередь СП-СДФ отвергает насильственные методы для достижения своих целей или установление любого вида диктатуры. Ее единст­венное оружие — реализм идей, тот факт, что они отве­чают истинным потребностям человека, горячая пре­данность тех граждан, которые знают истинную цену фикциям и иллюзиям, наполняющим умы современ­ных людей, и верят в более богатую и полную жизнь.

Веры членов СП-СДФ в общий идеал недостаточ­но. Такая вера становится пустой и бесплодной, если не претворяется в действие. Жизнь партии должна быть так организована, чтобы предоставлять каждому ее чле­ну обширные и разнообразные возможности для про образования своей озабоченности в значимое, немед­ленное действие. Как это может быть сделано?

Следует ясно понимать, что базовые цели социализ­ма, в особенности способ управления крупными пред­приятиями представителями работников, профсоюзов и потребителей, возрождение демократического про­цесса, гарантированный минимум удовлетворения материальных потребностей каждого гражданина, создают проблемы, которые в деталях очень трудно разре­шить. Их разрешение требует теоретических изысканий в области экономики, организации производства, пси­хологии и так далее; кроме того, они требуют практических планов и экспериментирования. Если к социальным проблемам подходить с теми же верой и воображени­ем, которые свойственны специалистам в области ес­тественных наук и технологии, будут найдены решения, которые с современной точки зрения могут показаться фантастическими, как представлялись фантастически­ми космические полеты двадцать лет назад. Однако трудности поиска решений для разумной и гуманной общественной организации не превосходят те, которые встречаются в теоретических и прикладных областях естественных наук.

Таким образом, первой задачей для социалистов яв­ляется изучение проблем практического социализма в их собственной сфере деятельности и обсуждение на­копленного опыта и предложений в рабочих группах СП-СДФ. В дополнение к работе таких групп следу­ет создать постоянные комитеты для изучения возни­кающих проблем. Комитеты должны состоять из спе­циалистов в разных областях — экономике, социоло­гии, психологии, внешней политике и так далее. Комитеты и группы должны находиться в тесном контакте, обмениваясь идеями и опытом и тем самым стимулируя друг друга.

Однако активность членов СП-СДФ не должна ограничиваться творческим мышлением и планирова­нием. Кроме них необходимы немедленные и конкрет­ные действия. Важно, чтобы каждый демонстрировал юциалистический образ жизни на своем рабочем мес­те — на фабрике, в офисе, школе, лаборатории, больнице и так далее. Каждый член СП-СДФ должен проявлять гоциалистический подход к решению проблем, сам на­ходя новые методы и стимулируя других. Особенно важ­но, чтобы те социалисты, которые входят в профсоюз, активно добивались большего участия в его жизни; и в профсоюзе, и вне его члены СП-СДФ должны под­держивать все тенденции, ведущие к децентрализации, активному участию масс, борьбе со всеми формами бю­рократии.

СП-СДФ стремится привлекать мужчин и жен­щин, искренне озабоченных проблемами гуманиза­ции общества и готовых работать ради их разрешения, жертвуя временем и деньгами, которых такая работа требует.

Хотя основное внимание СП-СДФ уделяет дости­жению фундаментальных целей своей программы, она должна активно участвовать в решении злободневных политических задач, важных для прогрессивного раз­вития общества. Она должна объединяться со всеми политическими группировками и индивидами, искрен­не стремящимися к тому же. Среди таких задач, в част­ности, следует назвать:

  • Разумную внешнюю политику, основанную на ре­алистической оценке фактов политической жизни, — политику, стремящуюся к разумному компромиссу и осознающую, что война может быть предотвращена толь­ко в том случае, если оба противостоящих блока примут существующие экономические и политические позиции и откажутся от изменения их с помощью силы.
  • Борьбу против идеи, согласно которой безопас­ность может быть обеспечена гонкой вооружений. Единственный способ избежать всеобщего уничтоже­ния заключается во всеобщем разоружении. Это зна­чит, что переговоры о разоружении не должны исполь­зоваться для предотвращения истинного разоружения, а мы должны быть готовы пойти на риск в попытках его достичь.
  • Резкое расширение программы экономической помощи развивающимся странам, при этом какой-то части наших сограждан придется пожертвовать своим благополучием. Мы предлагаем проводить политику, которая служила бы не интересам инвестиций амери­канского капитала в зарубежных странах и не означала бы непрямого вмешательства Соединенных Штатов в дела малых независимых государств.
  • Усиление роли ООН и поддержку ее действий, на­правленных на разрешение международных конфлик­тов и на широкую помощь иностранным государствам там, где она нужна.
  • Поддержку всех мер по подъему уровня жизни той части нашего населения, которая все еще живет хуже большинства. Это касается бедности, вызванной как экономическими, так и региональными и расовыми факторами.
  • Поддержку любых мер, направленных на децентрализацию и увеличение активности населения, а так­же направленных на ограничение безответственной власти корпоративной, государственной и профсоюз­ной бюрократии.
  • Поддержку всех мер, направленных на улучше­ние социального обеспечения, означающих немедлен­ную помощь в напряженных ситуациях, вызванных без­работицей, болезнью или старостью. Поддержку всех мер, направленных на развитие общедоступной меди­цинской помощи, предполагающей свободный выбор врача и высокий уровень услуг.
  • Экономические меры, которые привели бы к полному использованию продуктивности сельского хозяйства и излишков как в собственной стране, так и на меж­дународном уровне.
  • Поддержку в организации экономической комис­сии, в которую входили бы представители промышлен­ности, торговли, профсоюзов, экономисты и потреби­тели. Этой комиссии следует поручить регулярную оценку потребностей нашей экономики и разработку всеобъемлющих планов изменений, учитывающих ин­тересы нации в целом. Первоочередной задачей было бы обсуждение и принятие планов перехода от произ­водства вооружений к производству мирной продукции. Отчеты этой комиссии, включая отчеты, касающиеся меньшинств, должны публиковаться и широко распро­страняться. Подобные комиссии должны быть созданы в области внешней политики, культуры и образования; в комиссии должны входить представители широких слоев населения и лица, чьи знания и добросовестность общепризнанны.
  • Увеличение ассигнований государства на строи­тельство жилья, дорог, больниц, на развитие культуры (музыки, театра, балета, живописи).
  • Социальное экспериментирование, доступное в силу богатства Соединенных Штатов. На принадлежа­щих государству предприятиях должны опробоваться различные формы участия работников в управлении.
  • Организацию правительством образцовых пред­приятий в областях промышленности, имеющих важ­ное социальное значение; такие предприятия конку­рировали бы с частными и тем самым вынуждали их повышать свои стандарты. Такие меры в первую оче­редь должны проводиться в области радио, телевиде­ния и кинопромышленности, хотя желательны и в дру­гих сферах.
  • Усилия по введению программы участия работ­ников в управлении большими корпорациями. Двад­цать пять процентов голосов в советах директоров долж­ны принадлежать свободно избранным представителям рабочих и служащих.
  • Усиление влияния профсоюзов не только в отно­шении оплаты, но и условий труда; одновременно со всей энергией следует поддерживать процесс демокра­тизации в самих профсоюзах.
  • Поддержку любых усилий по ограничению гипнотического внушения со стороны коммерческой и по­литической пропаганды.

Мы понимаем, что приведенная выше программа применима в основном к промышленно развитым странам Северной Америки и Европы. Для других государств она должна меняться в соответствии с конкретными условиям. Тем не менее общие принципы, на которых программа основана, такие как производство в интересах общества, усиление процесса демократи­зации, справедливы для всех стран как экономически, так и политически.

Мы призываем всех граждан взять на себя ответст­венность за собственную жизнь, за жизнь своих детей И всего человечества. Человек подошел к моменту са­мого важного решения, какое ему только приходилось принимать: использовать ли свой разум и умения для создания мира, который стал бы если не раем, то по крайней мере местом, где его потенциал реализовался бы в полной мере, миром радости и творчества, — или выбрать мир, который уничтожит себя или атомной бомбой, или скукой и пустотой.

Действительно, программа социализма отличается от программ других партий тем, что содержит видение будущего, предлагает идеал лучшего, более человечно­го общества, чем существующее. Социализм стремит­ся не исправить тот или иной дефект капитализма, он стремится к созданию нового общества, какого еще не бывало; он ставит себе цели, выходящие за рамки име­ющей место социальной реальности, однако базирую­щиеся на реальном потенциале человека. Социалисты говорят: вот чего мы хотим, вот к чему мы стремимся; это не абсолютная и окончательная форма жизни, но лучшая, более человечная форма. Это осуществление идеалов гуманизма, которые вдохновляли лучшие до­стижения западной и восточной культур.

Многие скажут: мы не хотим идеалов, мы не хотим выходить за рамки существующего. Мы, социалисты, утверждаем: это не так. Напротив, люди жаждут чего- то, ради чего они могли бы трудиться и во что верить. Вся жизненная сила человека зависит от возможности выйти за рамки рутины, от стремления к цели, которой достичь возможно, хотя этого еще никогда не случа­лось. Если у человека не будет шанса осуществить свой рациональный, гуманистический идеал, он в конце кон­цов от депрессии и скуки станет жертвой иррациональ­ных, сатанинских бредней диктаторов и демагогов. Са­мая большая слабость современного общества заклю­чается в том, что оно не предлагает идеалов, не требует веры, не имеет перспективы, кроме все большего ко­личества того, что уже есть. Мы, социалисты, не сты­димся признаться в своей глубокой вере в человека и видении нового, гуманного общества. Мы обращаемся к вере, надежде и воображению наших современников, призываем их присоединиться к нам в попытке реализовать наши идеалы. Социализм — это не только социо- экономическая и политическая программа, это про­грамма человечества: реализация идеалов гуманизма в условиях индустриального общества.

Социализм должен быть радикален. Чтобы быть ра­дикальным, нужно дойти до корней — корней Человека.

Перевод — А.АЛЕКСАНДРОВОЙ

OCR — А.УЛЬЯНЫЧЕВ

 

 


Add Your Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


четыре + 7 =

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Эрих ФРОММ. Гуманистический социализм [эссе]

erich-from 24/06/2014

Эрих Фромм (1900 — 1980) — немецкий социолог, философ-неомарксист, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. В 1933 году, после прихода фашистов к власти, Фромм, как и все «франкфуртцы», эмигрировал в США. С 1951 по 1969 г. он жил в Мексике, где издал книгу «Здоровое общество», в которой выступил с критикой капиталистической системы, при этом книга содержала не только подробное описание социализма, как его себе представлял автор, но и конкретные советы по изменению общества. После опубликования этой книги,  Фромм начал действовать в «повседневной» политике Соединённых Штатов. В 1957 году он участвовал в организации SANE – самого большого движения за мир в США, а 1960 году вступил в Социалистическую партию США (Социалистическая партия — Социал-демократическая федерация, СП-СДФ). Она была для него партией, которая должна была стать «голосом научной и моральной совести в Соединённых Штатах», как писал сам Фромм. В 1962 году он участвовал в качестве наблюдателя на конференции по разоружению в Москве.

Во время национального съезда СП-СДФ в 1958 году была созвана отдельная комиссия, которая должна была заняться новой формулировкой программы партии. Фромм прилагал все усилия, чтобы подтолкнуть партию к его пониманию гуманитарного социализма. В 1961 г. американские неомарксисты даже получили сборник с названием «Марксова концепция человека» («Marx’s Concept of Man»), в который наряду с одноимённой статьей Фромма вошли также ранние произведения Маркса: это была первая публикация важнейших частей из «Экономическо-философских рукописей 1844 года» и «Немецкой идеологии» (1845-1846) в США. Однако его проект программы, ориентированный на «гуманистического» Маркса, так и не был принят из-за противодействия сторонников традиционных взглядов на социализм.

Предлагаемое вашему вниманию эссе «Гуманистический социализм» является переработкой проекта программы СП-СДФ для широкого читателя. Несомненно, в наши дни взгляды Фромма на природу социализма могут показаться несколько архаическими, устаревшими, но что поделать — Эрих Фромм давно уже «интеллектуальное ретро». Но это не означает, что нам нечего взять с собой у него — в наше будущее. Как минимум, как утверждал другой классик, «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».

__________

Эрих ФРОММ

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

Цель социализма — такое объединение людей, при котором полное развитие каждого является условием полного развития всех (Эрих ФРОММ)

На основании общего анализа капитализма, коммунизма и гуманистического социализма следует рассматривать социалистическую программу в трех аспектах:

  • каковы принципы, на которые опирается идея со­циалистической партии?
  • каковы промежуточные цели гуманистического социализма, ради реализации кото­рых трудятся социалисты?
  • каковы ближайшие цели со­циалистов в условиях, когда промежуточные цели ещё не достигнуты?

Так каковы же принципы, на которые опирается идея гуманистического социализма? Любая социаль­ны и экономическая система представляет собой не только специфическую систему отношений между пред­метами и организациями, но систему человеческих от­ношений. Любые концепции и практики социализма должны рассматриваться в терминах того, какой тип отношений между людьми они порождают.

Высшей ценностью всех социальных и экономических установлений является человек; цель общества — создание условий для полного развития человеческого потенциала, разума, любви, творчества; все обществен­ные установления должны быть направлены на преодо­ление отчуждения, ущербности человека, на то, чтобы дать ему возможность достичь истинной свободы и индивидуальности. Цель социализма — такое объединение людей, при котором полное развитие каждого яв­ляется условием полного развития всех.

Высший принцип социализма заключается в пре­восходстве человека над вещами, жизни над нищетой и тем самым — труда над капиталом; власть должна про­истекать из творчества, а не владения; человек должен не управляться обстоятельствами, а управлять ими.

Последователи гуманистического социализма убеждены в единстве и солидарности человечества. Они про­тивники любого преклонения перед государством, нацией или классом. Человек в первую очередь должен быть предан человеческой расе и моральным принципам гуманизма. Необходимо стремиться к возрождению тех идей и ценностей, на которых была построена западная цивилизация.

Гуманистический социализм категорически против войны и насилия в каких бы то ни было формах. Он рассматривает любую попытку разрешать политические и социальные проблемы с помощью силы не только как бесполезную, но и как аморальную и бесчеловечную. Поэтому он бескомпромиссный противник любой политики, направленной на обеспечение безопасности путем гонки вооружений. Мир рассматривается не только как отсутствие войны, но как позитив­ный принцип человеческих взаимоотношений, основанных на свободной кооперации всех людей ради всеобщего благополучия.

Из принципов социализма следует, что каждый член общества несет ответственность не только за своих со­граждан, но и за всех граждан мира. На исправление несправедливости, в результате которой две трети че­ловечества живет в нищете, должны быть направлены усилия, далеко выходящие за рамки тех, которые до сих нор предпринимались богатыми странами для помощи развивающимся нациям для достижения экономичес­кого уровня, удовлетворяющего человеческие потреб­ности.

Гуманистический социализм ратует за свободу. Он ратует за свободу от страха, бедности, угнетения и на­силия. Однако понятие свободы предполагает не толь­ко свободу «от», но и свободу «ради»: ради активного участия в принятии и ответственности за все решения, касающиеся граждан, ради наиболее полного развития личного человеческого потенциала.

Производство и потребление должны быть подчи­нены потребностям развития человека, а не наоборот. Вследствие этого все производство должно определять­ся принципом социальной полезности, а не материаль­ной выгодой отдельных лиц или корпораций. Таким образом, если приходится делать выбор между увели­чением производства, и большей свободой и развити­ем человека, следует предпочесть человеческие ценнос­ти материальным.

При социалистическом производстве целью явля­емся достижение не высочайшей экономической продук­тивности, а высочайшей человеческой продуктивности. Этo значит, что способ, которым человек тратит свою энергию, как на работе, так и в свободное время, дол­жен быть для него осмыслен и интересен. Он должен стимулировать и способствовать развитию всех человеческих способностей — как интеллектуальных, так и эмоциональных и художественных.

Хотя для того, чтобы жить по-человечески, необхо­димо удовлетворять основные материальные потреб­ности, потребление не должно стать самоцелью. Все попытки искусственно стимулировать материальные потребности ради извлечения прибыли должны пресе­каться. Бессмысленное расходование материальных ре­сурсов и потребление ради потребления разрушитель­ны для развития зрелого человека.

Гуманистический социализм — это система, при ко­торой человек управляет капиталом, а не капитал — че­ловеком; при которой человек, насколько возможно, управляет обстоятельствами, а не наоборот; при кото­рой члены общества планируют ассортимент произ­водства, а не подчиняют производство законам безлич­ной власти рынка и стремлению капитала к максималь­ным прибылям.

Гуманистический социализм означает выход демократического процесса за рамки чисто политической реальности, в экономическую сферу; он представляет собой политическую и промышленную демократию. Это — возрождение политической демократии в ее ис­ходном значении: истинное участие информированных граждан во всех касающихся их решениях.

Распространение демократии на экономическую сферу означает демократический контроль над всей экономической деятельностью со стороны ее участников: рабочих, инженеров, администраторов и так далее. Гуманистический социализм проявляет интерес в первую очередь не к праву собственности, а к общественному контролю над большими и мощными предприятиями. Безответственное бюрократическое управление, руко­водствующееся стремлением капитала к прибыли, должно быть заменено администрацией, действующей и интересах тех, кто производит и потребляет, и конт­ролируемой ими.

Цели гуманистического социализма могут быть до­стигнуты только введением максимальной децентра­лизации в сочетании с минимальной централизацией, необходимой для координации функционирования индустриального общества. Функции централизованного государства должны быть сведены к минимуму; основным механизмом общественной жизни должна стать свободная деятельность добровольно объединяющих­ся граждан.

Хотя базовые общие цели гуманистического социализма одинаковы для всех стран, каждая страна должна определить собственные специфические цели в терминах своих традиций и конкретной ситуации, а также выработать  собственные методы их достижения. Солидарность социалистических стран должна исключать любую попытку одной страны навязать свои методы другой. Труды отцов социалистической идеи не должны превращаться в священные тексты, используемые одними лицами для того, чтобы получить власть над другими; общий их дух, впрочем, должен жить в серд­цах социалистов и направлять их мышление.

Гуманистический социализм — добровольный, логический исход действия человеческой природы в ра­циональных условиях. Он — реализация демократии, имеющей корни в гуманистической традиции человечества, в реалиях промышленного общества. Он — со­циальная система, действующая без насилия — ни физического, ни гипнотических внушений, когда человека вынуждают к поступкам без осознания их. Такая система может быть создана только благодаря разуму человека и его стремлению к более человечной, осмыс­ленной, богатой жизни. Она основывается на вере в способность человека построить истинно гуманный мир, в котором обогащение жизни и развитие индиви­да — главные цели общества, а экономике отводится приличествующая ей роль средства обеспечения до­стойной человека жизни.

Обсуждая цели гуманистического социализма, мы должны различать окончательные цели социалистичес­кого общества, основанного на свободной кооперации его граждан и сведении к минимуму роли централизо­ванного государства, и промежуточные, имеющие мес­то до достижения окончательных. Переход от сущест­вующего централизованного государства к полностью децентрализованной форме общества невозможен без переходного периода, когда нельзя обойтись без опре­деленной степени централизованного планирования и вмешательства государства. Однако чтобы избежать тех опасностей, к которым может привести централизо­ванное планирование и вмешательство государства, та­ких как усиление бюрократизации и ослабление лич­ной целостности и инициативы, необходимо, чтобы а) государство находилось под эффективным контро­лем граждан; б) большие корпорации были лишены со­циальной и политической власти; в) с самого начала поощрялись все формы децентрализованных добро­вольных ассоциаций в производстве, торговле, мест­ной социальной и культурной деятельности.

Хотя сегодня невозможно составлять конкретные детальные планы в отношении окончательных целей социализма, все же можно сделать предположения о промежуточных целях социалистического общества. Однако потребуются многие годы исследований и экспериментирования, чтобы прийти к более определен­ным и специфическим формулировкам даже и таких целей, и этому должны быть посвящены усилия луч­ших умов и сердец нации.
Следование принципу общественного контроля, а не легального владения, — основополагающая идея со­циализма, а его первейшая цель — трансформация всех больших предприятий таким образом, чтобы их руководители назначались и полностью контролировались всеми сотрудниками — рабочими, клерками, инжене­рами, — с участием профсоюзов и представителей по­требителей. Для любого крупного предприятия эти группы должны быть высшим авторитетом. Они долж­ны решать все вопросы производства, цен, использо­вания прибыли и так далее. Акционеры продолжают получать приемлемую компенсацию за использование их капи­тала, но не имеют права контролировать и управлять предприятием.

Автономия предприятия ограничивается централизованным планированием в той степени, которая не­обходима для того, чтобы производимый продукт служил целям общества.

Небольшие предприятия должны работать на коо­перативной основе; их следует поощрять налоговыми льготами и другими способами. Участники объедине­ния должны делить между собой доходы и участвовать в контроле над администрацией наряду с собственни­ками.

Некоторые отрасли промышленности, имеющие основополагающую важность для всего общества, та­кие ка к добыча нефти, банки, телевидение, производс­тво лекарств, транспорт, должны быть национализи­рованы, но управление национализированными пред­приятиями должно строиться на тех же принципах эффективного контроля работниками, профсоюзами и потребителями.

В тех областях, где ощущаются общественные по­требности, но существующий уровень производства не­достаточен, общество должно финансировать предпри­ятия, удовлетворяющие эти потребности.

Индивид должен быть защищен от страха и неиз­бежности подчинения чьему-либо принуждению. Ради достижения этой цели общество должно обеспечивать бесплатное удовлетворение минимальных материаль­ных потребностей: в пище, в жилище, в одежде. Любой, стремящийся к большему материальному комфорту, должен ради него работать; однако, поскольку удовлет­ворение минимальных потребностей гарантировано, никто не должен иметь власти над другим человеком в силу прямого или непрямого материального принуж­дения.

Социализм не отменяет личной собственности на предметы потребления. Не требует он и полного вырав­нивания доходов: доход человека должен быть связан с его усилиями и умениями. Однако различия в дохо­дах не должны создавать такой разницы в материаль­ных условиях, чтобы уровень жизни одного оказывал­ся недоступен для другого и тем самым порождал от­чуждение.

Принцип политической демократии должен осу­ществляться в терминах реальности XX века. Учитывая технические возможности связи и обработки данных, в современном массовом обществе можно вернуться к принципу городского собрания. Формы, в которых это может осуществляться, требуют изучения и экспери ментирования. Они могут выражаться в создании со­тен тысяч маленьких групп, основанных на общности места работы или проживания; они образовали бы ниж­нюю палату парламента нового типа, участвующую в принятии решений наряду с централизованно избран­ным парламентом. Децентрализация должна быть на­правлена на то, чтобы важные решения находились в руках жителей небольших местных образований, под­чиняющихся общим принципам, управляющим жиз­нью общества. Однако какие бы формы ни были най­дены, демократический процесс должен трансформи­роваться так, чтобы свою волю могли выражать хорошо информированные и ответственные граждане, а не ав­томаты, контролируемые методами гипнотического воздействия на массы.

Не только в сфере политических решений, но и в управлении всеми областями жизни общества бюро­кратия должна быть лишена власти ради восстановле­ния свободы. Помимо решений, которые спускаются сверху, во всех областях активность должна развивать­ся на самом низком уровне и «просачиваться» снизу вверх. Рабочие, организованные в профсоюзы, потре­бители, организованные в потребительские союзы, граждане, организованные в упоминавшиеся выше не­большие политические единицы должны участвовать в постоянном обмене с центральной властью. Этот вза­имообмен должен обеспечивать новые меры, новые за­коны, которые могли бы предлагать низы, а все выбор­ные представители подвергались бы постоянной критической оценке и в случае необходимости могли быть отозваны.

В соответствии с этими базовыми принципами, целью  социализма является отказ от национального суверенитета, отказ от любых вооруженных сил, установ­ление общего содружества наций.

В сфере образования главными целями являются помощь в развитии критических способностей инди­вида и создание основы для творческого выражения его личности, — другими словами, воспитание свободно­го человека, обладающего иммунитетом по отношению к манипулированию и собственной внушаемости ради удовольствий и прибылей других людей. Знания долж­ны стать не просто массой информации, но рациональ­ным способом раскрытия глубинных сил, определяю­щих материальные и духовные процессы. Образование должно включать не только науки, но и искусства. Ка­питализм, порождая отчуждение, отделил научное по­нимание от эстетического восприятия. Целью образо­вания при социализме является возврат человеку воз­можности свободно и полно заниматься и тем, и другим. Социализм стремится к тому, чтобы человек стал не только вдумчивым наблюдателем, но и обладающим всеми необходимыми средствами участником — и в производстве материальных ценностей, и в наслажде­нии жизнью. Для устранения опасности отстраненно­го интеллектуализма знакомство с теорией и фактами должно дополняться обучением производительному труду и искусствам, объединяя их в ремесле (изготов­лении полезных предметов), в начальном и высшем об­разовании. Каждый подросток должен обладать опы­том в производстве чего-то ценного собственными ру­ками и благодаря собственным умениям.

Принцип власти, основанной на насилии и эксплу­атации, должен быть заменен не невмешательством, а властью знаний и умений без запугивания, принужде­ния и внушения. Образование при социализме должно выработать новую концепцию разумной власти, кото­рая бы отличалась и от иррационального авторитариз­ма, и от беспринципного невмешательства.

Образование не должно ограничиваться детством и юностью; существующие формы образования взрослых следует всемерно расширить. Особенно важно предо­ставить каждому человеку возможность в любое время менять занятие или профессию; это станет экономи­чески достижимым, если по крайней мере минимальные материальные потребности окажутся удовлетворены обществом.

Культурная деятельность не должна ограничивать­ся предоставлением интеллектуального образования. Все формы художественного выражения (музыка, та­нец, драма, живопись, скульптура, архитектура и так далее) чрезвычайно важны для гуманитарного развития чело­века. Общество должно направлять значительные средс­тва на создание обширной программы художественной деятельности, на проектирование не только полезных, но и прекрасных зданий, даже за счет других, менее важных нужд потребителя. Особое внимание следует уделять сохранению свободной личности артиста, что­бы избежать превращения социально ответственного искусства в искусство бюрократическое, «государствен­ное». Необходимо поддерживать равновесие между за­конными претензиями артиста к обществу и законны­ми требованиями общества. Социализм стремится к сокращению разрыва между производителем и потре­бителем в сфере искусства и в конечном счете сведе­нию его к минимуму благодаря созданию оптимальных условий для раскрытия творческих способностей каж­дого человека. Однако нельзя при этом следовать зара­нее заданному шаблону; необходимо признать, что проблема потребует значительно большего внимания и ис­следований, чем она получала до сих пор.

В социалистическом обществе не подвергается сом­нению полное равенство рас и полов. Равенство, впро­чем, не подразумевает одинаковости, и следует пред­принять все усилия для полнейшего развития талантов, характеризующих каждую расовую и национальную группу, как и каждый из полов.

Должна быть гарантирована свобода вероисповеда­ния одновременно с полным отделением церкви от го­сударства.

Изложенная программа должна послужить указа­нием на принципы и цели социализма. Их конкретные и детальные формулировки требуют всестороннего об­суждения. Одна из основных задач социалистической партии — провести такое обсуждение и выработать кон­кретные и подробные предложения. Дискуссия требу­ет рассмотрения всех данных, которые может предло­жить практический опыт и общественные науки. Од­нако в первую очередь она требует воображения и смелости в рассмотрении новых возможностей, отказа от рутинного мышления.

Помимо всего прочего, потребуется значительное время, прежде чем большинство населения Соединен­ных Штатов уверится в обоснованности социалисти­ческих принципов и целей. Каковы задачи и функции социалистической партии на это время?

Социалистическая партия — Социал-демократи­ческая федерация (СП-СДФ) должна воплотить в своей структуре и деятельности те принципы, которые защищает, она должна стремиться не только к постро­ению социализма в будущем, но безотлагательно на­чать его реализацию в собственной среде. Данная ор­ганизация не должна стремиться убедить людей в сво­ей программе, апеллируя к иррациональным эмоциям, прибегая к гипнотическому внушению или используя «привлекательные личности»; она должна опираться на реализм, корректность, глубокий анализ экономи­ческих, социальных, политических и гуманитарных си­туаций. СП-СДФ должна стать моральной и интел­лектуальной совестью Соединенных Штатов и как мож­но шире распространять свои взгляды и анализ.

В своей деятельности СП-СДФ должна следовать собственным принципам: оптимальной децентрализа­ции и активному, ответственному участию своих чле­нов в обсуждениях и в принятии решений. Она также и полной мере должна выражать и поддерживать мнения меньшинств. Социалистическая программа не мо­жет быть фиксированным планом, она должна расти и развиваться благодаря постоянной активности, усили­ям и ответственности всех членов партии.
Таким образом, СП-СДФ должна отличаться от других политических партий не только своей програм­мой и идеалами, но самой структурой и способом функционирования. Она должна стать духовным и общественным домом для всех своих членов, объединяемых духом гуманистического реализма и разума, солидарных в об­щей заботе и в общей вере в человека и его будущее.

СП-СДФ должна проводить широкую образова­тельную кампанию среди рабочих, студентов, профес­сионалов — представителей всех общественных клас­сом, от которых можно ожидать потенциального пони­мания социалистической критики и социалистических идеалов.

Нельзя ожидать, что СП-СДФ добьется победы за короткое время. Однако это не означает, что она не должна ставить своей целью широкое общественное влияние. Она должна стремиться приобрести все уве­личивающуюся поддержку народа, который благодаря партии сделает свой голос слышимым и в Соединен­ных Штатах, и во всем мире.

СП-СДФ основывается на гуманистической тра­диции социализма; она стремится к изменению тради­ционных социалистических целей в соответствии с ус­ловиями общества XX века, видя в этом условие их осу­ществления. В первую очередь СП-СДФ отвергает насильственные методы для достижения своих целей или установление любого вида диктатуры. Ее единст­венное оружие — реализм идей, тот факт, что они отве­чают истинным потребностям человека, горячая пре­данность тех граждан, которые знают истинную цену фикциям и иллюзиям, наполняющим умы современ­ных людей, и верят в более богатую и полную жизнь.

Веры членов СП-СДФ в общий идеал недостаточ­но. Такая вера становится пустой и бесплодной, если не претворяется в действие. Жизнь партии должна быть так организована, чтобы предоставлять каждому ее чле­ну обширные и разнообразные возможности для про образования своей озабоченности в значимое, немед­ленное действие. Как это может быть сделано?

Следует ясно понимать, что базовые цели социализ­ма, в особенности способ управления крупными пред­приятиями представителями работников, профсоюзов и потребителей, возрождение демократического про­цесса, гарантированный минимум удовлетворения материальных потребностей каждого гражданина, создают проблемы, которые в деталях очень трудно разре­шить. Их разрешение требует теоретических изысканий в области экономики, организации производства, пси­хологии и так далее; кроме того, они требуют практических планов и экспериментирования. Если к социальным проблемам подходить с теми же верой и воображени­ем, которые свойственны специалистам в области ес­тественных наук и технологии, будут найдены решения, которые с современной точки зрения могут показаться фантастическими, как представлялись фантастически­ми космические полеты двадцать лет назад. Однако трудности поиска решений для разумной и гуманной общественной организации не превосходят те, которые встречаются в теоретических и прикладных областях естественных наук.

Таким образом, первой задачей для социалистов яв­ляется изучение проблем практического социализма в их собственной сфере деятельности и обсуждение на­копленного опыта и предложений в рабочих группах СП-СДФ. В дополнение к работе таких групп следу­ет создать постоянные комитеты для изучения возни­кающих проблем. Комитеты должны состоять из спе­циалистов в разных областях — экономике, социоло­гии, психологии, внешней политике и так далее. Комитеты и группы должны находиться в тесном контакте, обмениваясь идеями и опытом и тем самым стимулируя друг друга.

Однако активность членов СП-СДФ не должна ограничиваться творческим мышлением и планирова­нием. Кроме них необходимы немедленные и конкрет­ные действия. Важно, чтобы каждый демонстрировал юциалистический образ жизни на своем рабочем мес­те — на фабрике, в офисе, школе, лаборатории, больнице и так далее. Каждый член СП-СДФ должен проявлять гоциалистический подход к решению проблем, сам на­ходя новые методы и стимулируя других. Особенно важ­но, чтобы те социалисты, которые входят в профсоюз, активно добивались большего участия в его жизни; и в профсоюзе, и вне его члены СП-СДФ должны под­держивать все тенденции, ведущие к децентрализации, активному участию масс, борьбе со всеми формами бю­рократии.

СП-СДФ стремится привлекать мужчин и жен­щин, искренне озабоченных проблемами гуманиза­ции общества и готовых работать ради их разрешения, жертвуя временем и деньгами, которых такая работа требует.

Хотя основное внимание СП-СДФ уделяет дости­жению фундаментальных целей своей программы, она должна активно участвовать в решении злободневных политических задач, важных для прогрессивного раз­вития общества. Она должна объединяться со всеми политическими группировками и индивидами, искрен­не стремящимися к тому же. Среди таких задач, в част­ности, следует назвать:

  • Разумную внешнюю политику, основанную на ре­алистической оценке фактов политической жизни, — политику, стремящуюся к разумному компромиссу и осознающую, что война может быть предотвращена толь­ко в том случае, если оба противостоящих блока примут существующие экономические и политические позиции и откажутся от изменения их с помощью силы.
  • Борьбу против идеи, согласно которой безопас­ность может быть обеспечена гонкой вооружений. Единственный способ избежать всеобщего уничтоже­ния заключается во всеобщем разоружении. Это зна­чит, что переговоры о разоружении не должны исполь­зоваться для предотвращения истинного разоружения, а мы должны быть готовы пойти на риск в попытках его достичь.
  • Резкое расширение программы экономической помощи развивающимся странам, при этом какой-то части наших сограждан придется пожертвовать своим благополучием. Мы предлагаем проводить политику, которая служила бы не интересам инвестиций амери­канского капитала в зарубежных странах и не означала бы непрямого вмешательства Соединенных Штатов в дела малых независимых государств.
  • Усиление роли ООН и поддержку ее действий, на­правленных на разрешение международных конфлик­тов и на широкую помощь иностранным государствам там, где она нужна.
  • Поддержку всех мер по подъему уровня жизни той части нашего населения, которая все еще живет хуже большинства. Это касается бедности, вызванной как экономическими, так и региональными и расовыми факторами.
  • Поддержку любых мер, направленных на децентрализацию и увеличение активности населения, а так­же направленных на ограничение безответственной власти корпоративной, государственной и профсоюз­ной бюрократии.
  • Поддержку всех мер, направленных на улучше­ние социального обеспечения, означающих немедлен­ную помощь в напряженных ситуациях, вызванных без­работицей, болезнью или старостью. Поддержку всех мер, направленных на развитие общедоступной меди­цинской помощи, предполагающей свободный выбор врача и высокий уровень услуг.
  • Экономические меры, которые привели бы к полному использованию продуктивности сельского хозяйства и излишков как в собственной стране, так и на меж­дународном уровне.
  • Поддержку в организации экономической комис­сии, в которую входили бы представители промышлен­ности, торговли, профсоюзов, экономисты и потреби­тели. Этой комиссии следует поручить регулярную оценку потребностей нашей экономики и разработку всеобъемлющих планов изменений, учитывающих ин­тересы нации в целом. Первоочередной задачей было бы обсуждение и принятие планов перехода от произ­водства вооружений к производству мирной продукции. Отчеты этой комиссии, включая отчеты, касающиеся меньшинств, должны публиковаться и широко распро­страняться. Подобные комиссии должны быть созданы в области внешней политики, культуры и образования; в комиссии должны входить представители широких слоев населения и лица, чьи знания и добросовестность общепризнанны.
  • Увеличение ассигнований государства на строи­тельство жилья, дорог, больниц, на развитие культуры (музыки, театра, балета, живописи).
  • Социальное экспериментирование, доступное в силу богатства Соединенных Штатов. На принадлежа­щих государству предприятиях должны опробоваться различные формы участия работников в управлении.
  • Организацию правительством образцовых пред­приятий в областях промышленности, имеющих важ­ное социальное значение; такие предприятия конку­рировали бы с частными и тем самым вынуждали их повышать свои стандарты. Такие меры в первую оче­редь должны проводиться в области радио, телевиде­ния и кинопромышленности, хотя желательны и в дру­гих сферах.
  • Усилия по введению программы участия работ­ников в управлении большими корпорациями. Двад­цать пять процентов голосов в советах директоров долж­ны принадлежать свободно избранным представителям рабочих и служащих.
  • Усиление влияния профсоюзов не только в отно­шении оплаты, но и условий труда; одновременно со всей энергией следует поддерживать процесс демокра­тизации в самих профсоюзах.
  • Поддержку любых усилий по ограничению гипнотического внушения со стороны коммерческой и по­литической пропаганды.

Мы понимаем, что приведенная выше программа применима в основном к промышленно развитым странам Северной Америки и Европы. Для других государств она должна меняться в соответствии с конкретными условиям. Тем не менее общие принципы, на которых программа основана, такие как производство в интересах общества, усиление процесса демократи­зации, справедливы для всех стран как экономически, так и политически.

Мы призываем всех граждан взять на себя ответст­венность за собственную жизнь, за жизнь своих детей И всего человечества. Человек подошел к моменту са­мого важного решения, какое ему только приходилось принимать: использовать ли свой разум и умения для создания мира, который стал бы если не раем, то по крайней мере местом, где его потенциал реализовался бы в полной мере, миром радости и творчества, — или выбрать мир, который уничтожит себя или атомной бомбой, или скукой и пустотой.

Действительно, программа социализма отличается от программ других партий тем, что содержит видение будущего, предлагает идеал лучшего, более человечно­го общества, чем существующее. Социализм стремит­ся не исправить тот или иной дефект капитализма, он стремится к созданию нового общества, какого еще не бывало; он ставит себе цели, выходящие за рамки име­ющей место социальной реальности, однако базирую­щиеся на реальном потенциале человека. Социалисты говорят: вот чего мы хотим, вот к чему мы стремимся; это не абсолютная и окончательная форма жизни, но лучшая, более человечная форма. Это осуществление идеалов гуманизма, которые вдохновляли лучшие до­стижения западной и восточной культур.

Многие скажут: мы не хотим идеалов, мы не хотим выходить за рамки существующего. Мы, социалисты, утверждаем: это не так. Напротив, люди жаждут чего- то, ради чего они могли бы трудиться и во что верить. Вся жизненная сила человека зависит от возможности выйти за рамки рутины, от стремления к цели, которой достичь возможно, хотя этого еще никогда не случа­лось. Если у человека не будет шанса осуществить свой рациональный, гуманистический идеал, он в конце кон­цов от депрессии и скуки станет жертвой иррациональ­ных, сатанинских бредней диктаторов и демагогов. Са­мая большая слабость современного общества заклю­чается в том, что оно не предлагает идеалов, не требует веры, не имеет перспективы, кроме все большего ко­личества того, что уже есть. Мы, социалисты, не сты­димся признаться в своей глубокой вере в человека и видении нового, гуманного общества. Мы обращаемся к вере, надежде и воображению наших современников, призываем их присоединиться к нам в попытке реализовать наши идеалы. Социализм — это не только социо- экономическая и политическая программа, это про­грамма человечества: реализация идеалов гуманизма в условиях индустриального общества.

Социализм должен быть радикален. Чтобы быть ра­дикальным, нужно дойти до корней — корней Человека.

Перевод — А.АЛЕКСАНДРОВОЙ

OCR — А.УЛЬЯНЫЧЕВ

 

 

By
@
backtotop