В последние десятилетия понятие социального государство (равно как очень близкое ему по содержанию welfare state) было неоднократно поставлено по сомнение — идеологически и политически (хотя есть и альтернативные мнения). Крайний случай — недавнее по историческим меркам заявление нидерландского короля о том, что государство всеобщего благоденствия образца ХХ века исчерпало себя. Последние события в Беларуси и у нас сделали эту проблему актуальной — с учётом того, настолько часто белорусские власти апеллировали к белорусской модели социального государства. О том, как можно (и возможно) построить социальную и демократическую Беларусь без диктаторов и бюрократии, читайте в публикации телеграмм-сообщества (материал опубликован от имени Alex L.).
Считая поставленную проблему крайне важной для левой аудитории, мы перепечатали материал наших товарищей. Внеся в него, правда, необходимые орфографические, синтаксические и смысловые правки, не влияющие на сюжет и общее содержание материала.
______
Когда речь заходит о социальном государстве, многие вспоминают избитые клише из государственной пропаганды. Только вот в представлении диктатора и его свиты социальное государство — это нищета, бесправие и уничтожение социальных гарантий…
В связи с текущими событиями в Беларуси, юридическим дефолтом власти, финансовыми проблемами на фоне мирового капиталистического кризиса, обострившегося на фоне пандемии, также остро встают проблемы в социальной сфере жизни общества. Многие правые, либералы и сторонники «свободного рынка» до сих пор находятся в иллюзии социальной ориентированности Лукашенко и его приближённых. Но последние события с увольнением медиков и других бюджетных работников, повышением возраста пенсии и проталкиванием закона о тунеядцах ярко свидетельствуют, что социальная сфера у нас находится в плачевном состоянии и постоянно сокращается.
Начнём с того, что советская система социальной поддержки населения задала новые стандарты в вопросе борьбы трудящихся за достойную жизнь и социальные гарантии уязвимых слоёв населения.
В 90-е годы, в ввиду распада производственных связей в постсоветских странах, в нашей стане социальные вопросы решались за счёт печатного станка, что порождало гиперинфляцию. В это время Лукашенко на популистской риторике возвращения к «старым связям» с Россией, сохранения рабочих мест и социальных выплат, завоёвывает голоса малообеспеченных граждан по всей стране.
К сожалению, в России [к тому времени] уже вовсю бушует «дикий капитализм», и надеждам ностальгирующих по «брежневским временам» граждан не суждено будет сбыться…
Хотя многим политикам и образованным людям были понятны мотивы первого президента ещё в 1994 году, но щедрая поддержка белорусской власти за счёт дешёвых энергоносителей, выражающаяся фразой «газ в обмен на поцелуи», позволил Лукашенко в «нулевых» держать высокие стандарты социального обеспечения граждан, таких как льготное жильё, льготный проезд на транспорте, социальные выплаты. Это позволило ему «купить» голоса широких слоёв населения и выигрывать выборы, устраняя конкурентов всеми возможными способами. Основная масса народа была готова закрыть глаза на политический и правовой беспредел, пока их доходы росли высокими темпами.
Но кризисы 2008, 2011 и 2014 годов оставили неизгладимый след в настроениях общественности, подорвали веру в государственные институты. Зарождающийся белорусский крупный капитал стал заигрывать с властью для выбивания преференций и приватизации «лакомых кусков» госсектора. В это же время начались урезания финансирования социальных программ, сворачивание поддержки малоимущим и «закручивание гаек». Негласный общественный договор власти и народа стал нарушаться властью. В конечном итоге, обнажилась главная идеологическая составляющая системы Лукашенко, строившейся все [последние] 26 лет — удержание власти несмотря ни на что.
Маски были сброшены и сейчас уже не нужно скрывать истинные намерения власти Лукашенко. Последовали массовые увольнения рабочих и госслужащих, — при полном отсутствии поддержки от фиктивных государственных профсоюзов (ФПБ. — Left.BY), — лишения студентов стипендий и даже отчисления — с использованием вертикали власти и увольнениями «неугодного» преподавательского состава. Даже последние шизофренические высказывания диктатора в истеричных метаниях поиска «внешних врагов» уже не способны переломить общественное мнение и политические изменения в обществе (Лукашенко в интервью журналистам из России объяснил происходящие в стране протесты желанием внешних сил «убрать конкурента» в лице республики: «Мотив тоже понятен. За четверть века Беларусь выстроила эффективную модель социального государственного устройства, позволяющую отстаивать национальные интересы»).
На данный момент мы пришли к следующей эффективной модели капиталистического диктаторского режима Лукашенко как:
Хочу заметить, что кризис социальной сферы присущ не только нашей стране, но и всем странам с капиталистическим укладом хозяйствования.
Особенно остро он ощущается во время глобального кризиса перепроизводства в странах периферийного капитализма.
Очевидно, что если к власти после падения режима Лукашенко придут такие же «консерваторы» как текущая власть, представители крупного капитала или либерально настроенные «рыночники», то о серьёзных социальных гарантиях широких слоёв населения можно будет забыть.
Какой же должна стать новая социальная Беларусь?
На какие страны ровняться в этом вопросе?
Эти вопросы открыты и остро стоят в наше неспокойное время. И только граждане смогут решить их на открытых и честных выборах.
Предполагаю, что нужно сохранить весь положительный опыт Советского Союза и развить его в рамках сегодняшних достижений в информационной сфере. Можно выделить ключевые назревшие запросы пролетариата и «прекариата» страны. Это реформирование трудового кодекса, отмена контрактной системы в её текущем виде, облегчение создания независимых профсоюзов, увеличение пособий по безработице, социальных выплат, реформирование пенсионной системы. Необходимо остановить деградацию в сфере медицины и образования, которые за последние 30 лет финансировались по «остаточному принципу».
Если опираться на опыт скандинавских стран в построении социализма, да и ЕС в целом, то необходимо:
Также во многих европейских странах уже проводятся эксперименты по выплатам безусловного базового дохода (ББД). В Швейцарии это предложение было даже выдвинуто на всеобщий референдум. Несмотря на то, что ББД требует высокой производительности труда в экономике страны, он является неотъемлемым этапом в переходе к коммунизму. В теории основными положительными эффектами введения ББД являются сокращение нищеты в обществе и уменьшению преступности, свобода гражданина от капиталистических «оков» необходимости работать даже за еду, возможность полноценного обучения и творческого развития личности, уменьшению бюрократической машины государства на регулирование выплат других социальных пособий и даже экономическому росту в связи с более качественным развитием производственных сил.
К сожалению, в текущей ситуации глобального кризиса и деградации белорусских элит будет сложно остановить погружение на дно экономики Беларуси, и нам остаётся надеяться на лучшее разрешение текущих противоречий между властью и народом.
Каждый гражданин должен понять, что только от него зависит его экономическое будущее и политическое будущее его страны, а также те социальные гарантии, которые он сможет завоевать в своей борьбе.
Источник — Telegra.ph
_____
Мнение автора не обязательно должно совпадать с позицией редакции
_____
Собственно, что ещё добавить? Только, что социальное государство — не социалистическое; равно как социальная демократия — не демократический социализм. И концепт социального государства — не левый: за ним всегда будут «маячить уши» Дизраэли, Бисмарка и Ллойд Джорджа; последние два — несмотря на все свои разные идеологически позиции — в разное время ввели социальные выплаты неимущим слоям населения с одной целью: противодействовать распространению социалистических идей и формированию массовых рабочих партий. Впрочем, как пишет российский либеральный экономист Е. ГОНМАХЕР «люди левых взглядов» к идее социального государства «относились очень плохо до поры до времени, поскольку надеялись на революцию по-марксистски и отчетливо осознавали её консервативные истоки, и только после Второй мировой войны они восприняли тему социального государства, введя её в свой собственный канон». — Left.BY.
_____
Читать по теме:
Белорусский капитализм «с человеческим лицом» показывает зубы?
Все проблемы Беларуси не исчезнут после ухода Лукашенко: за победу демократии тоже нужно платить…
В Беларуси трудящиеся изо всех сил пытаются найти свой голос
Рабочие и буржуа в белорусской революции
Беларусь перед лицом надвигающегося турбо-капитализма
Беларусь: «островок социализма», или почему капитализм — теперь «наше всё…»
В последние десятилетия понятие социального государство (равно как очень близкое ему по содержанию welfare state) было неоднократно поставлено по сомнение — идеологически и политически (хотя есть и альтернативные мнения). Крайний случай — недавнее по историческим меркам заявление нидерландского короля о том, что государство всеобщего благоденствия образца ХХ века исчерпало себя. Последние события в Беларуси и у нас сделали эту проблему актуальной — с учётом того, настолько часто белорусские власти апеллировали к белорусской модели социального государства. О том, как можно (и возможно) построить социальную и демократическую Беларусь без диктаторов и бюрократии, читайте в публикации телеграмм-сообщества (материал опубликован от имени Alex L.).
Считая поставленную проблему крайне важной для левой аудитории, мы перепечатали материал наших товарищей. Внеся в него, правда, необходимые орфографические, синтаксические и смысловые правки, не влияющие на сюжет и общее содержание материала.
______
Когда речь заходит о социальном государстве, многие вспоминают избитые клише из государственной пропаганды. Только вот в представлении диктатора и его свиты социальное государство — это нищета, бесправие и уничтожение социальных гарантий…
В связи с текущими событиями в Беларуси, юридическим дефолтом власти, финансовыми проблемами на фоне мирового капиталистического кризиса, обострившегося на фоне пандемии, также остро встают проблемы в социальной сфере жизни общества. Многие правые, либералы и сторонники «свободного рынка» до сих пор находятся в иллюзии социальной ориентированности Лукашенко и его приближённых. Но последние события с увольнением медиков и других бюджетных работников, повышением возраста пенсии и проталкиванием закона о тунеядцах ярко свидетельствуют, что социальная сфера у нас находится в плачевном состоянии и постоянно сокращается.
Начнём с того, что советская система социальной поддержки населения задала новые стандарты в вопросе борьбы трудящихся за достойную жизнь и социальные гарантии уязвимых слоёв населения.
В 90-е годы, в ввиду распада производственных связей в постсоветских странах, в нашей стане социальные вопросы решались за счёт печатного станка, что порождало гиперинфляцию. В это время Лукашенко на популистской риторике возвращения к «старым связям» с Россией, сохранения рабочих мест и социальных выплат, завоёвывает голоса малообеспеченных граждан по всей стране.
К сожалению, в России [к тому времени] уже вовсю бушует «дикий капитализм», и надеждам ностальгирующих по «брежневским временам» граждан не суждено будет сбыться…
Хотя многим политикам и образованным людям были понятны мотивы первого президента ещё в 1994 году, но щедрая поддержка белорусской власти за счёт дешёвых энергоносителей, выражающаяся фразой «газ в обмен на поцелуи», позволил Лукашенко в «нулевых» держать высокие стандарты социального обеспечения граждан, таких как льготное жильё, льготный проезд на транспорте, социальные выплаты. Это позволило ему «купить» голоса широких слоёв населения и выигрывать выборы, устраняя конкурентов всеми возможными способами. Основная масса народа была готова закрыть глаза на политический и правовой беспредел, пока их доходы росли высокими темпами.
Но кризисы 2008, 2011 и 2014 годов оставили неизгладимый след в настроениях общественности, подорвали веру в государственные институты. Зарождающийся белорусский крупный капитал стал заигрывать с властью для выбивания преференций и приватизации «лакомых кусков» госсектора. В это же время начались урезания финансирования социальных программ, сворачивание поддержки малоимущим и «закручивание гаек». Негласный общественный договор власти и народа стал нарушаться властью. В конечном итоге, обнажилась главная идеологическая составляющая системы Лукашенко, строившейся все [последние] 26 лет — удержание власти несмотря ни на что.
Маски были сброшены и сейчас уже не нужно скрывать истинные намерения власти Лукашенко. Последовали массовые увольнения рабочих и госслужащих, — при полном отсутствии поддержки от фиктивных государственных профсоюзов (ФПБ. — Left.BY), — лишения студентов стипендий и даже отчисления — с использованием вертикали власти и увольнениями «неугодного» преподавательского состава. Даже последние шизофренические высказывания диктатора в истеричных метаниях поиска «внешних врагов» уже не способны переломить общественное мнение и политические изменения в обществе (Лукашенко в интервью журналистам из России объяснил происходящие в стране протесты желанием внешних сил «убрать конкурента» в лице республики: «Мотив тоже понятен. За четверть века Беларусь выстроила эффективную модель социального государственного устройства, позволяющую отстаивать национальные интересы»).
На данный момент мы пришли к следующей эффективной модели капиталистического диктаторского режима Лукашенко как:
Хочу заметить, что кризис социальной сферы присущ не только нашей стране, но и всем странам с капиталистическим укладом хозяйствования.
Особенно остро он ощущается во время глобального кризиса перепроизводства в странах периферийного капитализма.
Очевидно, что если к власти после падения режима Лукашенко придут такие же «консерваторы» как текущая власть, представители крупного капитала или либерально настроенные «рыночники», то о серьёзных социальных гарантиях широких слоёв населения можно будет забыть.
Какой же должна стать новая социальная Беларусь?
На какие страны ровняться в этом вопросе?
Эти вопросы открыты и остро стоят в наше неспокойное время. И только граждане смогут решить их на открытых и честных выборах.
Предполагаю, что нужно сохранить весь положительный опыт Советского Союза и развить его в рамках сегодняшних достижений в информационной сфере. Можно выделить ключевые назревшие запросы пролетариата и «прекариата» страны. Это реформирование трудового кодекса, отмена контрактной системы в её текущем виде, облегчение создания независимых профсоюзов, увеличение пособий по безработице, социальных выплат, реформирование пенсионной системы. Необходимо остановить деградацию в сфере медицины и образования, которые за последние 30 лет финансировались по «остаточному принципу».
Если опираться на опыт скандинавских стран в построении социализма, да и ЕС в целом, то необходимо:
Также во многих европейских странах уже проводятся эксперименты по выплатам безусловного базового дохода (ББД). В Швейцарии это предложение было даже выдвинуто на всеобщий референдум. Несмотря на то, что ББД требует высокой производительности труда в экономике страны, он является неотъемлемым этапом в переходе к коммунизму. В теории основными положительными эффектами введения ББД являются сокращение нищеты в обществе и уменьшению преступности, свобода гражданина от капиталистических «оков» необходимости работать даже за еду, возможность полноценного обучения и творческого развития личности, уменьшению бюрократической машины государства на регулирование выплат других социальных пособий и даже экономическому росту в связи с более качественным развитием производственных сил.
К сожалению, в текущей ситуации глобального кризиса и деградации белорусских элит будет сложно остановить погружение на дно экономики Беларуси, и нам остаётся надеяться на лучшее разрешение текущих противоречий между властью и народом.
Каждый гражданин должен понять, что только от него зависит его экономическое будущее и политическое будущее его страны, а также те социальные гарантии, которые он сможет завоевать в своей борьбе.
Источник — Telegra.ph
_____
Мнение автора не обязательно должно совпадать с позицией редакции
_____
Собственно, что ещё добавить? Только, что социальное государство — не социалистическое; равно как социальная демократия — не демократический социализм. И концепт социального государства — не левый: за ним всегда будут «маячить уши» Дизраэли, Бисмарка и Ллойд Джорджа; последние два — несмотря на все свои разные идеологически позиции — в разное время ввели социальные выплаты неимущим слоям населения с одной целью: противодействовать распространению социалистических идей и формированию массовых рабочих партий. Впрочем, как пишет российский либеральный экономист Е. ГОНМАХЕР «люди левых взглядов» к идее социального государства «относились очень плохо до поры до времени, поскольку надеялись на революцию по-марксистски и отчетливо осознавали её консервативные истоки, и только после Второй мировой войны они восприняли тему социального государства, введя её в свой собственный канон». — Left.BY.
_____
Читать по теме:
Белорусский капитализм «с человеческим лицом» показывает зубы?
Все проблемы Беларуси не исчезнут после ухода Лукашенко: за победу демократии тоже нужно платить…
В Беларуси трудящиеся изо всех сил пытаются найти свой голос
Рабочие и буржуа в белорусской революции
Беларусь перед лицом надвигающегося турбо-капитализма
Беларусь: «островок социализма», или почему капитализм — теперь «наше всё…»