28 ноября исполняется 200 лет со дня рождения Фридриха ЭНГЕЛЬСА, верного друга и многолетнего соратника Карла МАРКСА. Они познакомились в 1842 году, но плотно сотрудничать и дружить стали только с 1844-го. В 1848 году совместно они написали «Манифест Коммунистической партии», а позже Энгельс финансово поддерживал Маркса, пока тот писал свой фундаментальный «Капитал» (после смерти Маркса Энгельс редактировал 2-й и 3-й тома «Капитала», кроме того, Энгельс привёл в порядок заметки и наброски Маркса по теориям прибавочной стоимости, которые в 1905 году издал Карл КАУТСКИЙ как «четвёртый том» «Капитала»).
Источник изображения: abhijithsketch.blogspot.com
Находясь рядом с Марксом, Фридрих ЭНГЕЛЬС выступал как со-автор, редактор, издатель, переводчик, публицист и — главное — как популяризатор марксизма (который обязан ему даже своим названием), делая его более понятным для социалистического движения. То, что этот акт перевода со временем приводил к упрощениям формулировок, было неизбежным, но цена, которую пришлось заплатить — это утвердившееся в XX веке мнение, что Энгельс в корне исказил марксистскую мысль и что, например, «советский марксизм» был бы невозможен без «упрощённой» интерпретации идей Маркса.
Впрочем, правда — это он написал самый влиятельный труд, направленный на популяризацию их с Марксом идей, носящий ироничное название «Переворот в науке, произведённый г-ном Евг. Дюрингом». Известная всем как «Анти-Дюринг», эта книга является самой неоднозначной работой Энгельса, при этом, это — самое цельное и законченное из его произведений. И, как сказал американский левый активист и социалистический теоретик Хэл ДРЕЙПЕР, это «единственное более или менее систематическое изложение марксизма», и если кто-то хочет предложить свою интерпретацию марксистской мысли, они сперва должны снять с этой книги «печать» одобрения Маркса.
Впрочем, для нас важно, что вклад Энгельса в марксизм не сводится только к этой книги, как не сводится и к незаконченному им труду «Диалектика природы», в котором хотел дать диалектико-материалистическое обобщение достижений естественных наук (а ведь то, что сказал Энгельс там о материи — что способ существования материи есть движение, — через сто лет практически повторит лауреат Нобелевской премии по химии 1977 года, величайший европейский физик современности Илья ПРИГОЖИН — материя имеет способность к спонтанной организации; он же писал, что «идея истории природы как неотъемлемой составной части материализма принадлежит Марксу и была более подробно развита Энгельсом»); разумеется, вклад его в марксизм не сводится и к его позиции быть всегда подле Маркса. Вступивший в 1847 года вместе с Марксом в «Союз справедливых» (они оба потом способствовали переименованию организации в «Союз коммунистов»), он первым делом попытался переработать программные позиции этой организации, результатом чего стал «Проект коммунистического символа веры»; затем появился второй проект — «Принципы коммунизма», — из которого впоследствии вырастет величайший и судьбоносный «Манифест коммунистической партии» (к слову, рукопись «Манифеста…» с 2013 году включена в реестр документального наследия «Память мира» ЮНЕСКО с формулировкой: «Манифест Коммунистической партии» и «Капитал» являются двумя из наиболее важных публикаций 19-го века, весьма влиятельные и по сей день»).
Но уже в «Принципах…» Энгельс впервые формулирует то, что до сих пор остаётся нашим «символом веры». Вот как спустя полвека его содержание передаёт Ленин: «Я определил — пишет Энгельс — намерения коммунистов следующим образом: 1) отстаивать интересы пролетариев в противоположность интересам буржуа; 2) осуществить это посредством уничтожения частной собственности и замены её общностью имущества; 3) не признавать другого средства осуществления этих целей, кроме насильственной, демократической революции».
А «Манифест…» они уже вдвоём с Марксом завершили так: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
И мы, коммунисты, эти намерения реализовать не передумали…
_______
Статья является развитием юбилейного материала, написанного для сайта Партии «Справедливый мир»
_______
Читать ещё:
Вдохновляющие цитаты Карла Маркса и Фридриха Энгельса
Энгельс и естествознание: эмерджентистская диалектика
Друга теорія Енгельса: технології, війна та зростання держави
Энгельс против Маркса? 200 лет Фридриху Энгельсу
«Диктатура пролетаріату» в Маркса й Енгельса
Марксистская конференция в Минске: о чём говорили и спорили левые?
28 ноября исполняется 200 лет со дня рождения Фридриха ЭНГЕЛЬСА, верного друга и многолетнего соратника Карла МАРКСА. Они познакомились в 1842 году, но плотно сотрудничать и дружить стали только с 1844-го. В 1848 году совместно они написали «Манифест Коммунистической партии», а позже Энгельс финансово поддерживал Маркса, пока тот писал свой фундаментальный «Капитал» (после смерти Маркса Энгельс редактировал 2-й и 3-й тома «Капитала», кроме того, Энгельс привёл в порядок заметки и наброски Маркса по теориям прибавочной стоимости, которые в 1905 году издал Карл КАУТСКИЙ как «четвёртый том» «Капитала»).
Источник изображения: abhijithsketch.blogspot.com
Находясь рядом с Марксом, Фридрих ЭНГЕЛЬС выступал как со-автор, редактор, издатель, переводчик, публицист и — главное — как популяризатор марксизма (который обязан ему даже своим названием), делая его более понятным для социалистического движения. То, что этот акт перевода со временем приводил к упрощениям формулировок, было неизбежным, но цена, которую пришлось заплатить — это утвердившееся в XX веке мнение, что Энгельс в корне исказил марксистскую мысль и что, например, «советский марксизм» был бы невозможен без «упрощённой» интерпретации идей Маркса.
Впрочем, правда — это он написал самый влиятельный труд, направленный на популяризацию их с Марксом идей, носящий ироничное название «Переворот в науке, произведённый г-ном Евг. Дюрингом». Известная всем как «Анти-Дюринг», эта книга является самой неоднозначной работой Энгельса, при этом, это — самое цельное и законченное из его произведений. И, как сказал американский левый активист и социалистический теоретик Хэл ДРЕЙПЕР, это «единственное более или менее систематическое изложение марксизма», и если кто-то хочет предложить свою интерпретацию марксистской мысли, они сперва должны снять с этой книги «печать» одобрения Маркса.
Впрочем, для нас важно, что вклад Энгельса в марксизм не сводится только к этой книги, как не сводится и к незаконченному им труду «Диалектика природы», в котором хотел дать диалектико-материалистическое обобщение достижений естественных наук (а ведь то, что сказал Энгельс там о материи — что способ существования материи есть движение, — через сто лет практически повторит лауреат Нобелевской премии по химии 1977 года, величайший европейский физик современности Илья ПРИГОЖИН — материя имеет способность к спонтанной организации; он же писал, что «идея истории природы как неотъемлемой составной части материализма принадлежит Марксу и была более подробно развита Энгельсом»); разумеется, вклад его в марксизм не сводится и к его позиции быть всегда подле Маркса. Вступивший в 1847 года вместе с Марксом в «Союз справедливых» (они оба потом способствовали переименованию организации в «Союз коммунистов»), он первым делом попытался переработать программные позиции этой организации, результатом чего стал «Проект коммунистического символа веры»; затем появился второй проект — «Принципы коммунизма», — из которого впоследствии вырастет величайший и судьбоносный «Манифест коммунистической партии» (к слову, рукопись «Манифеста…» с 2013 году включена в реестр документального наследия «Память мира» ЮНЕСКО с формулировкой: «Манифест Коммунистической партии» и «Капитал» являются двумя из наиболее важных публикаций 19-го века, весьма влиятельные и по сей день»).
Но уже в «Принципах…» Энгельс впервые формулирует то, что до сих пор остаётся нашим «символом веры». Вот как спустя полвека его содержание передаёт Ленин: «Я определил — пишет Энгельс — намерения коммунистов следующим образом: 1) отстаивать интересы пролетариев в противоположность интересам буржуа; 2) осуществить это посредством уничтожения частной собственности и замены её общностью имущества; 3) не признавать другого средства осуществления этих целей, кроме насильственной, демократической революции».
А «Манифест…» они уже вдвоём с Марксом завершили так: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
И мы, коммунисты, эти намерения реализовать не передумали…
_______
Статья является развитием юбилейного материала, написанного для сайта Партии «Справедливый мир»
_______
Читать ещё:
Вдохновляющие цитаты Карла Маркса и Фридриха Энгельса
Энгельс и естествознание: эмерджентистская диалектика
Друга теорія Енгельса: технології, війна та зростання держави
Энгельс против Маркса? 200 лет Фридриху Энгельсу
«Диктатура пролетаріату» в Маркса й Енгельса
Марксистская конференция в Минске: о чём говорили и спорили левые?