Николай ЛЕОНОВ (род. 1928 г.) — известный советский разведчик, бывший начальник (в 1973-1991 гг.) Аналитического управления КГБ СССР, академик РАЕН. Недавно на страницах электронного издания EADaily вышло его обширное интервью, часть которого была посвящена его встречам с лидерами кубинской революции (а первая его встреча с ними состоялась ещё тогда, когда никто понятия ещё не имел, что совершат и кем станут они; Леонов потом вспоминал, что как-то именно тогда заметил: «Эти люди будут либо героями, либо мучениками»). Этот любопытный фрагмент мы предлагаем вниманию наших читателей.
Фидель, Рауль и Че Гевара на митинге в Гаване, 1959 г. Фото: Osvaldo Salas / Salas Collection
«…Попал я в разведку случайно, из-за того, что, находясь в Мексике в 1953-1956 годах, я познакомился с людьми, которые впоследствии стали знаменитыми революционерами — Фиделем КАСТРО, Раулем КАСТРО и Че ГЕВАРОЙ. С Раулем КАСТРО мы случайно оказались соседними пассажирами в купе на одном из кораблей, который нас перевозил из Европы в Америку. Подружились по-человечески. Раулю КАСТРО было на тот момент 22 года, а мне — 24 года.
Когда я находился в Мексике, эти люди уже совершили великий подвиг: штурмовали казармы Монкада, оказавшись в качестве эмигрантов в Мексике, где я служил мелким чиновником в посольстве. Мы случайно встретились в Мехико с Раулем КАСТРО. Однако наша дружба оказалась короткой. Не обладая навыками конспирации, я дал Че ГЕВАРЕ свою визитную карточку, как всякий раздолбай, который не знает ничего, что творится на этом свете. И при первом же визите (во время обыска. — Left.BY) в домах кубинских эмигрантов была обнаружена моя карточка (и три книги на испанском языке, подаренные Леоновым Раулю и Че – «Чапаев», «Как закалялась сталь» и «Повесть о настоящем человеке». — Left.BY). Естественно, это вызвало панику и переполох в прессе. На меня посыпались обвинения и я был выслан из Мексики нашим советским послом как человек, который не заслуживает перспективы работать в дипломатическом корпусе. Было сказано, что я «неразборчив в поддержании связей с иностранцами». То есть меня охарактеризовали так, будто я «лопух», который может вляпаться в грязную кампанию.
Кубинский лидер (слева) и Гевара (справа) на рыбалке вскоре после установления коммунистического режима с приходом к власти Кастро. Фото: Alberto Korda
Так я был выслан в Советский Союз, где сидел в каком-то гадюшнике в подвале (в издательстве литературы на иностранных языках, в котором Леонов когда-то начинал свою карьеру. — Left.BY), на жалкой зарплате, редактировал дурацкие тексты. Меня выручила только гражданская война на Кубе, развязанная революционерами против режима Фульхенсио БАТИСТЫ. Никто тогда в Кремле не знал, кто такие братья Кастро и Гевара…
С Кубой у нас не было дипломатических отношений. Товарищи, которые меня высылали из Мексики, вдруг вспомнили обо мне. Тут же разыскала наша советская разведка. Как же так, под рукой ходит человек-самородок, лично знакомый с людьми, которые завтра победят в кубинской революционной войне. Ведь в СССР понятия не имели о них.
Меня привлекла работа в разведке и возможность вернуться в реальную политическую жизнь. Я моментально согласился. Более того, я очень симпатизировал Кубинской революции — Фидель КАСТРО, Рауль КАСТРО и Че ГЕВАРА произвели на меня глубокое впечатление. С ними можно было идти в разведку…»
Фидель, Рауль и Камило Сьенфуэгос (справа) в горах восточной части Кубы в 1957 году
«С кем бы вы ни встретились за рубежом, вы знаете только его внешность и то, что он говорит. Человек оставляет у вас впечатление только по той мировоззренческой позиции, которую представляет. Конечно, если бы вы поговорили с Че ГЕВАРОЙ или Фиделем КАСТРО, то сразу почувствовали, что они абсолютно нестандартного уровня мышления. С другим запасом перспективных действий, идей, с чётко сформированной концепцией поведения. Таких людей немного на свете.
У них была глубочайшая вера в необходимость социальной справедливости, они верили, что их призвание не носит личностного характера, а носит только общенациональный характер. Пожалуй, это краеугольный камень мировоззрения братьев Кастро и Че ГЕВАРЫ. Они стремились изменить свое общество, государство и народ к лучшему. Хотя Рауль и Фидель были людьми обеспеченными, принадлежали к богатому классу, имели в собственности 14 тысяч гектаров земли. Как у нас говорят, «были в шоколаде». Братья Кастро, будучи выходцами из провинции, учились в престижном Гаванском университете.
Их цель была не в том, чтобы устроиться в жизни (она и так была устроена), а в том, чтобы изменить общество. Выбор был между строительством социалистического общества или усовершенствованием капиталистического общества. В условиях Кубы они пришли к необходимости пути социалистических преобразований. Они хорошо знали Маркса и экономистов домарксовского периода. Поэтому все первые документы Кубы, которые остались от революционной деятельности, носили социалистический характер. Их мировоззрение основывалось на необходимости бороться против зависимости Кубы от США. Этот национально-освободительный элемент плюс социально-экономические преобразования в социалистическом духе служили доминантой мировоззрения братьев Кастро и Че ГЕВАРЫ. И это привлекало меня.
Фидель, Рауль и Камило Сьенфуэгос (справа) в горах восточной части Кубы в 1957 году.
Впрочем, до сих пор кубинский народ, принявший недавно новую конституцию, объединен двумя базовыми целями — быть независимым не только от США, но и от любого государства, национальный суверенитет в полном объёме. И, во-вторых, это социально-экономическая модель, которая исключает пороки капиталистического общества и социалистической модели в Европе. Поэтому кубинская модель сильно окрашена элементами социалистического характера. Чего стоит только формула «мы не собираемся строить коммунизм», но «мы и не собираемся цементировать капитализм с его пороками». Поэтому кубинцы запрещают в конституции излишнюю концентрацию собственности в руках одного юридического или физического лица.
То есть появление монополий исключается. Есть лимиты. Разрешается всякая собственность — государственная, кооперативная и частная. Куба предлагает нечто похожее на китайский образец. Тенденция устройства социально-экономической модели такова, что распределение национального богатства будет происходить в интересах всего народа…»
Николай ЛЕОНОВ (род. 1928 г.) — известный советский разведчик, бывший начальник (в 1973-1991 гг.) Аналитического управления КГБ СССР, академик РАЕН. Недавно на страницах электронного издания EADaily вышло его обширное интервью, часть которого была посвящена его встречам с лидерами кубинской революции (а первая его встреча с ними состоялась ещё тогда, когда никто понятия ещё не имел, что совершат и кем станут они; Леонов потом вспоминал, что как-то именно тогда заметил: «Эти люди будут либо героями, либо мучениками»). Этот любопытный фрагмент мы предлагаем вниманию наших читателей.
Фидель, Рауль и Че Гевара на митинге в Гаване, 1959 г. Фото: Osvaldo Salas / Salas Collection
«…Попал я в разведку случайно, из-за того, что, находясь в Мексике в 1953-1956 годах, я познакомился с людьми, которые впоследствии стали знаменитыми революционерами — Фиделем КАСТРО, Раулем КАСТРО и Че ГЕВАРОЙ. С Раулем КАСТРО мы случайно оказались соседними пассажирами в купе на одном из кораблей, который нас перевозил из Европы в Америку. Подружились по-человечески. Раулю КАСТРО было на тот момент 22 года, а мне — 24 года.
Когда я находился в Мексике, эти люди уже совершили великий подвиг: штурмовали казармы Монкада, оказавшись в качестве эмигрантов в Мексике, где я служил мелким чиновником в посольстве. Мы случайно встретились в Мехико с Раулем КАСТРО. Однако наша дружба оказалась короткой. Не обладая навыками конспирации, я дал Че ГЕВАРЕ свою визитную карточку, как всякий раздолбай, который не знает ничего, что творится на этом свете. И при первом же визите (во время обыска. — Left.BY) в домах кубинских эмигрантов была обнаружена моя карточка (и три книги на испанском языке, подаренные Леоновым Раулю и Че – «Чапаев», «Как закалялась сталь» и «Повесть о настоящем человеке». — Left.BY). Естественно, это вызвало панику и переполох в прессе. На меня посыпались обвинения и я был выслан из Мексики нашим советским послом как человек, который не заслуживает перспективы работать в дипломатическом корпусе. Было сказано, что я «неразборчив в поддержании связей с иностранцами». То есть меня охарактеризовали так, будто я «лопух», который может вляпаться в грязную кампанию.
Кубинский лидер (слева) и Гевара (справа) на рыбалке вскоре после установления коммунистического режима с приходом к власти Кастро. Фото: Alberto Korda
Так я был выслан в Советский Союз, где сидел в каком-то гадюшнике в подвале (в издательстве литературы на иностранных языках, в котором Леонов когда-то начинал свою карьеру. — Left.BY), на жалкой зарплате, редактировал дурацкие тексты. Меня выручила только гражданская война на Кубе, развязанная революционерами против режима Фульхенсио БАТИСТЫ. Никто тогда в Кремле не знал, кто такие братья Кастро и Гевара…
С Кубой у нас не было дипломатических отношений. Товарищи, которые меня высылали из Мексики, вдруг вспомнили обо мне. Тут же разыскала наша советская разведка. Как же так, под рукой ходит человек-самородок, лично знакомый с людьми, которые завтра победят в кубинской революционной войне. Ведь в СССР понятия не имели о них.
Меня привлекла работа в разведке и возможность вернуться в реальную политическую жизнь. Я моментально согласился. Более того, я очень симпатизировал Кубинской революции — Фидель КАСТРО, Рауль КАСТРО и Че ГЕВАРА произвели на меня глубокое впечатление. С ними можно было идти в разведку…»
Фидель, Рауль и Камило Сьенфуэгос (справа) в горах восточной части Кубы в 1957 году
«С кем бы вы ни встретились за рубежом, вы знаете только его внешность и то, что он говорит. Человек оставляет у вас впечатление только по той мировоззренческой позиции, которую представляет. Конечно, если бы вы поговорили с Че ГЕВАРОЙ или Фиделем КАСТРО, то сразу почувствовали, что они абсолютно нестандартного уровня мышления. С другим запасом перспективных действий, идей, с чётко сформированной концепцией поведения. Таких людей немного на свете.
У них была глубочайшая вера в необходимость социальной справедливости, они верили, что их призвание не носит личностного характера, а носит только общенациональный характер. Пожалуй, это краеугольный камень мировоззрения братьев Кастро и Че ГЕВАРЫ. Они стремились изменить свое общество, государство и народ к лучшему. Хотя Рауль и Фидель были людьми обеспеченными, принадлежали к богатому классу, имели в собственности 14 тысяч гектаров земли. Как у нас говорят, «были в шоколаде». Братья Кастро, будучи выходцами из провинции, учились в престижном Гаванском университете.
Их цель была не в том, чтобы устроиться в жизни (она и так была устроена), а в том, чтобы изменить общество. Выбор был между строительством социалистического общества или усовершенствованием капиталистического общества. В условиях Кубы они пришли к необходимости пути социалистических преобразований. Они хорошо знали Маркса и экономистов домарксовского периода. Поэтому все первые документы Кубы, которые остались от революционной деятельности, носили социалистический характер. Их мировоззрение основывалось на необходимости бороться против зависимости Кубы от США. Этот национально-освободительный элемент плюс социально-экономические преобразования в социалистическом духе служили доминантой мировоззрения братьев Кастро и Че ГЕВАРЫ. И это привлекало меня.
Фидель, Рауль и Камило Сьенфуэгос (справа) в горах восточной части Кубы в 1957 году.
Впрочем, до сих пор кубинский народ, принявший недавно новую конституцию, объединен двумя базовыми целями — быть независимым не только от США, но и от любого государства, национальный суверенитет в полном объёме. И, во-вторых, это социально-экономическая модель, которая исключает пороки капиталистического общества и социалистической модели в Европе. Поэтому кубинская модель сильно окрашена элементами социалистического характера. Чего стоит только формула «мы не собираемся строить коммунизм», но «мы и не собираемся цементировать капитализм с его пороками». Поэтому кубинцы запрещают в конституции излишнюю концентрацию собственности в руках одного юридического или физического лица.
То есть появление монополий исключается. Есть лимиты. Разрешается всякая собственность — государственная, кооперативная и частная. Куба предлагает нечто похожее на китайский образец. Тенденция устройства социально-экономической модели такова, что распределение национального богатства будет происходить в интересах всего народа…»