Виктор ХОМИЧ («Справедливый мир»): Конституция 1994 года получилась «нежной, ласковой и беззащитной». К 25-летию принятия первой Конституции независимой Беларуси

15 марта 2019 года исполнилось 25 лет со дня принятия первой Конституции независимой Республики Беларусь. Во многих странах этот день — государственный праздник, в том числе и в России, а у нас нет.  9 февраля 2019 года в Международном образовательном центре в г. Минске собрались депутаты Верховного Совета РБ 12-го и 13-го созывов, чтобы отметить эту знаменательную дату – 25 лет со дня принятия Конституции РБ. Одновременно они приняли обращение к белорусскому народу с призывом беречь Конституцию РБ и укреплять независимость и суверенитет страны. Об обстоятельствах принятия Конституции 1994 года, «подводных камнях» и последствиях пишет участник встречи, бывший депутат Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва, председатель постоянной комиссии  по проблемам Чернобыльской катастрофы в Верховном Совете 13-го созыва Виктор ХОМИЧ. Публикуем обновлённый (заново отредактированный и дополненный) вариант статьи.

1

Фото: bdg.by

Надо подчеркнуть, что среди собравшихся около 50 депутатов Верховного Совета РБ 12-го и 13-го созывов, как раз были только те депутаты, для кого Основной Закон – это самый уважаемый Закон страны, те, кому не безразлична судьба страны, её независимость и суверенитет, те, кого можно назвать настоящими патриотами Беларуси. И, конечно, все вспомнили, как это было, как была принята первая Конституция РБ. А принимали эту первую Конституцию РБ депутаты Верховного Совета 12-го созыва.

Верховный Совет РБ 12-го созыва был избран в 1990 году. По действующей тогда Конституции он насчитывал 360 депутатов. Однако во время выборов в течение года было избрано только 347 депутатов. В тринадцати округах даже с третьего и четвёртого раза не удалось избрать депутатов.

Всего в составе Верховного Совета 12–го созыва были: пятнадцать секретарей райкомов партии, тридцать два председателя райисполкома, трнадцать рабочих, три колхозника, военнослужащие, работники КГБ, врачи, три священника и другие категории граждан; из них более 80% были членами КПСС.

За пять лет работы 53 депутата ушли на государственные должности…

17_eksdeputaty_20190209_zam_tutby_phslс

Виктор ХОМИЧ во время встречи депутатов Верховного Совета РБ 12-го и 13-го созывов в преддверии 25-й годовщины принятия Конституции Беларуси 1994 года. Фото: TUT.BY

За весь период работы Верховного Совета РБ 12-го созыва принял 404 закона и 1300 постановлений. Сменилось три спикера: Николай ДЕМЕНТЕЙ, Станислав ШУШКЕВИЧ и Мечислав ГРИБ.

И весь период работы с 1990 по 1994 годы шла напряженная работа по написанию Конституции РБ – это была главная работа.

Работа над ней началась в 1990 году с принятия постановления Верховного Совета РБ по созданию Конституционной комиссии, которую он и утвердил. Тогда были созданы две рабочие группы: первую возглавил заместитель председателя Верховного Совета, ныне уже покойный, Василий ШОЛОДОНОВ, вторую – «без вести пропавший» депутат Верховного Совета 12-го и 13-го созывов Виктор ГОНЧАР. Группы работали параллельно почти год, а потом объединились.

Мечислав ГРИБ вспоминал, что Конституция принималась очень тяжело, по частям, по статьям. Каждый пункт обсуждали много раз. Проект Основного Закона дважды публиковали в СМИ. Выносили на обсуждение общественности. Проект был направлен на консультативное заключение в Польшу, Чехию, Великобританию, Россию, прошёл одобрение Венецианской комиссии.

Гриб также подчеркнул, что нельзя забывать про тот путь, какой прошла Конституция РБ. Если бы люди жили по ней, то были бы ею же и защищены. Однако надо помнить, подчеркнул, в свою очередь, историк, депутат ВС РБ 12-го созыва Валентин ГОЛУБЕВ, что были и ошибки и проблемы, и об этом надо помнить, чтобы не допускать такого в будущем.

Депутаты Верховного Совета РБ 12-го созыва, которые принимали Конституцию, вспоминали, что было много манипуляций с принятием Конституции. Все вспоминали тот факт, как Вячеслав КЕБИЧ принудил рабочую группу комиссии, буквально за две недели до голосования, переделать проект Конституции с парламентской республики на парламентскую, но уже с должностью президента (президентско-парламентской. — Left.BY). Все депутаты заметили, что в этом документе есть определённые несоответствия и нестыковки: в начале большая роль отводилась работе парламента, ибо документ готовили под парламентскую республику.

Однако, если бы Конституция была принята в первом варианте, как парламентская, то она была бы идеальна, резюмировали депутаты ВС РБ 12-го созыва.

А дальше выяснилась ещё одна более неприглядная картина, когда в кулуарах и в выступлениях депутатов 12-го и 13-го созывов прозвучала следующая информация. Вячеславом КЕБИЧЕМ, в то время премьер-министром страны и депутатом ВС РБ 12-го созыва и его «командой» в ВС РБ, чтобы протащить эту Конституцию как «президентскую» (а Кебич уже тогда видел себя в роли президента), были изготовлены именные бюллетени для депутатов; одновременно председатели облисполкомов и другие госчиновники стали лично «убеждать» депутатов проголосовать за неё. Я не хочу называть, какие конкретно методы и приёмы принимались, но их точь-в-точь давно повторяет нынешняя власть; «убеждали» очень «доходчиво», объясняя, что у тебя «есть семья, дети, внуки, родители, друзья», — и особенно «нежно» вспоминали, например, «жену и дочь». Это подлейший приём, которым пользовалась тогда власть…

А дальше выборы Президента РБ… и Кебич «пролетает как фанера над Парижем», хотя готовил Конституцию под себя и только очень ленивый этого не понимал (в итоге это Кебич лично проложил дорогу Лукашенко в большую политику и практически подарил «на блюдечке» пост Президента страны). И тут в действие вступает принятая им и его «большинством» Конституция… Несмотря на то, что Президент Лукашенко говорил после избрания, что у него по ней «царские полномочия», очень скоро об этом забыл и начал требовать безграничной власти. Уже через год после избрания, используя пробелы в Конституции и выходя за её рамки, он 12 апреля 1995 года разогнал депутатов Верховного Совета 12-го созыва от «оппозиции» (их избили ОМОНовцы, — прямо в зале Верховного Совета), а 14 мая 1995 года провёл свой первый конституционный референдум, — в нарушение этой же Конституции.

069b4750-0800-4988-b263-72646dfedf5c_mw800_s

Депутаты ВС РБ 12-го созыва — представители партий БНФ и БСДГ — объявившие голодовку прямо в зале заседаний Верховного Совета — в знак протеста против рефередума по изменению Конституции; на трибуне — Александр ЛУКАШЕНКО. Фото: «Радыё Свабода»

Затем в 1995 году был избран новый Верховный Совет РБ 13-го созыва в количестве 199 депутатов из 260 согласно принятой Конституции. И ВС РБ 13-го созыва испил «горькую чашу» всех недочётов принятой ВС РБ 12-го созыва Конституции.

Я, 9 февраля выступая перед депутатами, обратил внимание на то, что Конституция получилась «нежной, ласковой и беззащитной». Те, кто её принимал (депутаты ВС РБ 12-го созыва, надо понимать. — Left.BY), конечно, не согласились с этим. Однако все депутаты ВС РБ 13-го созыва полностью разделяли моё мнение.

Однако давайте по порядку…

Итак, референдум 1996 года — почему он так быстро прошёл и почему никто ничего не смог сделать, несмотря на явные нарушения Конституции? А ведь главный вопрос, который выносился на референдум 1996 года, это изменения и дополнения в Конституцию 1994 года, по которой мы выбрали первого Президента страны в 1994 году; однако фактически это была бы уже новая Конституция, ибо изменению подверглись более 100 статей из имевшихся 149. Несомненно, что так референдум проводить было нельзя, ибо это было прямое нарушение Основного Закона. Поэтому согласно Конституции 1994 года мы, депутаты ВС РБ 13-го созыва, начали процедуру импичмента президенту Лукашенко за нарушение Конституции.

В статье 104 Конституции 1994 года прописана эта процедура и вот эта статья.

Статья 104. Президент может быть смещен с должности в случае нарушения Конституции или совершения им преступления, а также досрочно освобожден от должности при невозможности исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья постановлением Верховного Совета, принятым большинством не менее двух третей от избранных депутатов Верховного Совета.

Вопрос о смещении Президента может быть поставлен по предложению не менее 70 депутатов Верховного Совета. Заключение о нарушении Президентом Конституции дается Конституционным Судом, о совершении преступления — специальной комиссией Верховного Совета. С момента вынесения заключения Конституционного Суда о нарушении Конституции либо заключения специальной комиссии о совершении преступления Президент не может исполнять свои обязанности до вынесения Верховным Советом соответствующего решения.

В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом.

Как видно, в статье 104 Конституции прописана двухступенчатая процедура импичмента. Верховный Совет РБ начинает её (по Конституции требовалось 70 подписей депутатов, у нас, депутатов ВС РБ 13-го созыва, было 74 подписи), а Конституционный суд дает заключение о нарушении Президентом Конституции; после этого ВС РБ своим постановлением от не менее 2/3 депутатов ВС отстраняют президента от власти (для этого требовалось 133 депутата, у нас готовы были поддержать это решение 157 депутатов).

Именно эту вторую ступень – Конституционный суд — мы не прошли, поскольку председатель Конституционного суда РБ Валерий ТИХИНЯ «сдал» всех депутатов ВС РБ 13-го созыва и не принял решения о нарушении Президентом Конституции РБ.

Однако перед этим он на заседаниях Верховного Совета РБ много раз заявлял о нарушении Президентом более двенадцати статей Конституции РБ (многие участники тех памятных событий вспоминают о том, что незадолго до казалось бы неизбежного импичмента Тихиня с трибуны Верховного Совета говорил о «правовом Чернобыле», который пытается сотворить Лукашенко и его окружение. — Left.BY). В моём присутствии председатель ВС РБ 13-го созыва Семён ШАРЕЦКИЙ звонил Тихине и просил 16 ноября 1996 года принять это решение, но тот компромат, о котором говорил Гончар, предъявленный властью Председателю Конституционного суда (ходили слухи о сексуальном компромате на председателя КС, якобы имевшемся у спецслужб. — Left.BY), не позволил ему быть объективным и принять верное и законное решение.

referendum

Фото: gazetaby.com

Михаил ПАСТУХОВ, бывший судья Конституционного суда, очевидец событий, так в своё время это прокомментировал:

«Депутаты, которые поставили свои подписи под заявлением об импичменте президенту, конечно, рассчитывали, что до принятия решения их подписи не будут достоянием гласности. Но получилось так, что именно Тихиня разрешил отснять копии с подписями депутатов и передать их представителям Администрации президента. Как известно, на многих из них оказывалось страшное давление, из-за чего 12 человек отозвали свои подписи.

Я также считаю, что Тихиня не должен был участвовать в известном ночном соглашении 21- 22 ноября 1996 года при посредничестве российских руководителей. Тихиня там выступил гарантом того, что дело об импичменте будет прекращено в Конституционном суде».

В другом интервью Пастухов вспоминал, что то, что Тихиня оказался в какой-то необычно сложной для себя ситуации, было очевидно. Днем 19 ноября он провёл более двух часов в рабочем кабинете с неким человеком, которого Пастухов не знал. Вспоминает, что был он высок и сухощав, и с мобильным телефоном в руках (в те времена это был признак либо больших денег, либо высокого положения).

После беседы с таинственным посетителем Тихиня «находился в тяжелом психологическом состоянии, был чем-то очень сильно озабочен. Сказал, что должен уйти».

Сергей КАЛЯКИН, бессменный лидер Белорусской партии левых «Справедливый мир» и так же участник тех исторических событий, в свою очередь, рассказывал:

«Конституционный суд не выполнил свою функцию – он так и не довел до логического конца заявление депутатов, подписей которых было достаточно для начала процедуры импичмента Лукашенко; она не была даже начата. Большую негативную роль в тех событиях сыграл председатель Конституционного суда Валерий Гурьевич Тихиня. Он использовал полномочия председателя КС не для того, чтобы по закону рассмотреть заявление депутатов, а чтобы «похоронить» его (не знаю почему, но так повел себя Валерий Тихиня).

Вторая причина – Верховный Совет недальновидно не утвердил соглашение между Лукашенко и председателем Верховного Совета Шарецким, которое было скреплено подписями представителей России в лице премьер-министра и председателей двух палат парламента. Это соглашение давало временную передышку и снимало проблему принятия Конституции (Лукашенко уже отменил свой указ об обязательном характере референдума). Да, Лукашенко имел подавляющее большинство в конституционной комиссии, но принимать-то Конституцию нужно было на основе старой Конституции! А она гласила: принять или изменить Конституцию может только Верховный Совет.

В течение года баланс сил мог совершенно измениться, поскольку Лукашенко не выполнил обещания, данные избирателям. Но мы не получили этот год, потому что Верховный Совет не утвердил соглашения, причем не хватило буквально двух-трех голосов…» — Left.BY.

Однако возникает вопрос, зачем в Конституции РБ 1994 года был весь этот «огород»: Верховный Совет начинает процедуру импичмента (с не менее 70 подписей депутатов), Конституционный суд даёт заключение, потом Верховный Совет принимает окончательное решение, то есть завершает процедуру импичмента. Во всех Конституциях мира отстранение от власти президента производит парламент.

Парламент, как и президент, избирается народом, он принимает законы и конституцию, и он отстраняет от власти президента. Конкретный пример — Литва, где сейм Литвы через 1,5 года после избрания отстранил  от власти Президента Литвы Роландаса ПАКСАСА.

Второй ошибкой Верховного Совета РБ 12-го созыва при принятии Конституции РБ 1994 года было лишение возможности граждан РБ обращаться в Конституционный суд о нарушении их прав судом и другими органами власти. Сегодня такое право записано в Конституции России и Украины, а у нас этого нет.

Третья ошибка в Конституции 1994 года — это отсутствие механизмов защиты статьи 6, где государственная власть в РБ осуществляется на основе разделения властей.

Статья 6. Государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Где в Конституции прописаны механизмы защиты, чтобы на практике суд был независим и не зависел от исполнительной власти? Где механизмы, которые позволяли каждой ветви власти быть самостоятельной и уравновешивали друг друга? Таких механизмов в Конституции 1994 года нет, а в нынешней 1996 года тем более все ветви власти подчинены президенту, несмотря на то, что эта статья 6 в Конституции осталась, как напоминание о нашей глупости.

И наконец, последнее – референдум, — какой порядок его проведения?

Статья 147. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается Верховным Советом Республики Беларусь по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, не менее 40 депутатов Верховного Совета, Президента, Конституционного Суда.

Это статья позволяет конкретно ответить, кому можно начать процедуру референдума. А вот как его можно провести, на этот вопрос отвечает статья 148 и 149 Конституции РБ 1994 года.

Статья 148. Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Верховным Советом с промежутком не менее трех месяцев.

Изменения и дополнения в Конституции не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Верховного Совета.

Статья 149. Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие Конституции и указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от избранных депутатов Верховного Совета.

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Где в этих статьях логика, хочется спросить?

ВС РБ в статье 148 имеет право принять изменения в Конституцию, но после двух обсуждений и с промежутком не менее 3-х месяцев. А статья 149 Конституции предполагает, что законы о внесении изменений в неё считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от избранных депутатов Верховного Совета. Это такой механизм изменений Конституции РБ для депутатов ВС РБ.

А вот изменение и дополнение Конституции могут быть проведены через референдум.

Решение об изменении Конституции путём референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан страны. А вынести вопросы на референдум может президент или Конституционный суд, — и ничего не сказано о сроках обсуждения вопросов, выносимых на референдум. В этом случае это очень странно, потому что здесь нет ни сроков для обсуждения гражданами РБ документа – 3 месяца, как у депутатов, — ни конкретных сроков проведения референдума после этого обсуждения, и ничего не сказано о досрочном голосовании. А главное — нет конкретных сроков об объявлении мотивации проведения референдума, чтобы граждане могли осознать, какие изменения предлагаются в Конституцию, чтобы они были приняты в интересах народа и государства, а не власти.

Это ключевой вопрос, на который нет ответа в Конституциях 1994, 1996 и 2004 годов.

И это сделано намеренно, чтобы власть успешно решала свои задачи по изменению Конституции в её собственных интересах. И это скоро мы увидим на практике, наверное, уже в этом году — во время очередного референдума, который готовится сегодня тайно от народа и без всякого всенародного обсуждения и сроков в 3 месяца для публикаций в СМИ вопросов выносимых на референдум, чтобы люди заранее знали, какие изменения в Конституцию и для чего их планирует власть, и что это даст в итоге белорусскому народу и государству.

12 марта 2019 года

______

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

______

Читать по теме:

«Спасибо за нежную и беззащитную Конституцию». Ветераны Верховного совета собрались в Минске 

Референдум-1996. Хронология событий

Референдум-1996. Как Лукашенко обвел парламент вокруг пальца

Роковое соглашение


  1. Алекс К. on 03/25/2019 at 08:19 said:

    «…среди собравшихся около 50 депутатов Верховного Совета РБ 12-го и 13-го созывов, как раз были только те депутаты, для кого Основной Закон – это самый уважаемый Закон страны, те, кому не безразлична судьба страны, её независимость и суверенитет, те, кого можно назвать настоящими патриотами Беларуси…»
    НУ КОНЕЧНО, «ПАТРИОТЫ»! ЭТО ВЕРОЯТНО КАК РАЗ ИЗ ТЕХ «ПАТРИОТОВ», КОТОРЫЕ НАПЛЕВАЛИ НА ИТОГИ АПРЕЛЬСКОГО РЕФЕРЕНДУМА О СОХРАНЕНИИ СССР И ЗАПРЕТИЛИ КПБ….!!!
    ХОРОШИ «ПАТРИОТЫ», НИЧЕГО НЕ СКАЖЕШЬ…!!!

  2. Вольф on 03/26/2019 at 08:45 said:

    Два тыдні таму прапаноўваў альтэрнатыўным палітычным сілам перахапіць ініцыятыву, ініцыяваўшы змены ў тэксце дэ-факта дзейнай Канстытуцыі: https://belisrael.info/?p=18477 Але для некаторых больш істотна займацца «настальгічным турызмам» і тужыць па тэксце 1994-1996 гг.: «21 сакавіка ў Мінску адбыўся арганізацыйны сход грамадскай канстытуцыйнай камісіі. Яна збіраецца распачаць працу над новай Канстытуцыяй… Новая Канстытуцыя будзе грунтавацца на базе Канстытуцыі 1994 г. без зменаў, унесеных на рэферэндуме 1996-га».
    Што характэрна, кіраваць камісіяй маюць тыя ж людзі, якія ў сярэдзіне 1990-х пра… маталі лад, пры якім дзейнічала Канстытуцыя ўзору 15.03.1994.

    • Crux_Gemmata on 04/10/2019 at 15:29 said:

      Предположим, конституцию поменяли. Что дальше?
      Как наводка, кому принадлежат средства производства? кому принадлежат СМИ? Кому принадлежат банки?
      П.С. «Конституция? Чтобы русский царь каким-то скотам присягал!?».

      • Вольф on 04/14/2019 at 19:18 said:

        Карысць як мінімум будзе такая: народ (асабліва 150 тыс. яго прадстаўнікоў, якія ініцыююць рэферэндум…), па ініцыятыве якога зменіцца Канстытуцыя, паверыць у сябе.

        • Crux_Gemmata on 04/15/2019 at 19:35 said:

          Продолжим. Кто будет проводить подсчет голосов и контролировать этот процесс? Предположим, что все произошло «честно». Но в чьих руках будет находиться весь государственный аппарат?
          Народ будет, на мой взгляд, так или иначе одурачен. И ожидать будет всех очередное горькое разочарование. Могу напомнить, что после февральской революции «временное правительство» уверяло страны Антанты, что Россия продолжит войну ни смотря ни на что. Хотя народ хотел мира.

  3. Алекс К. on 03/26/2019 at 18:10 said:

    Хотелось бы узнать поименно, кто из этих «патриотов» голосовал в 1991г. за запрет КПБ-КПСС?! Может автор статьи прояснит этот вопрос для объективной оценки этих «патриотов»?!

    • Crux_Gemmata on 04/10/2019 at 15:23 said:

      А зачем? Все и так понятно же; к тому же не все из них получили лакомый кусочек власти.

  4. Алекс К. on 03/27/2019 at 07:56 said:

    Интересно, кто из этих «настоящих патриотов» — 50 депутатов Верховного Совета РБ (вероятно, поголовно членов КПСС в 1991г.) голосовал в 1991г. за запрет своей партии, КПБ-КПСС, пофамильно пожалуйста! Вот тогда и будет наглятно видно их реальное политическое лицо, их, т.с. «патриотизм»!!!!

Add Your Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


пять − = 1

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Виктор ХОМИЧ («Справедливый мир»): Конституция 1994 года получилась «нежной, ласковой и беззащитной». К 25-летию принятия первой Конституции независимой Беларуси

1 17/03/2019

15 марта 2019 года исполнилось 25 лет со дня принятия первой Конституции независимой Республики Беларусь. Во многих странах этот день — государственный праздник, в том числе и в России, а у нас нет.  9 февраля 2019 года в Международном образовательном центре в г. Минске собрались депутаты Верховного Совета РБ 12-го и 13-го созывов, чтобы отметить эту знаменательную дату – 25 лет со дня принятия Конституции РБ. Одновременно они приняли обращение к белорусскому народу с призывом беречь Конституцию РБ и укреплять независимость и суверенитет страны. Об обстоятельствах принятия Конституции 1994 года, «подводных камнях» и последствиях пишет участник встречи, бывший депутат Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва, председатель постоянной комиссии  по проблемам Чернобыльской катастрофы в Верховном Совете 13-го созыва Виктор ХОМИЧ. Публикуем обновлённый (заново отредактированный и дополненный) вариант статьи.

1

Фото: bdg.by

Надо подчеркнуть, что среди собравшихся около 50 депутатов Верховного Совета РБ 12-го и 13-го созывов, как раз были только те депутаты, для кого Основной Закон – это самый уважаемый Закон страны, те, кому не безразлична судьба страны, её независимость и суверенитет, те, кого можно назвать настоящими патриотами Беларуси. И, конечно, все вспомнили, как это было, как была принята первая Конституция РБ. А принимали эту первую Конституцию РБ депутаты Верховного Совета 12-го созыва.

Верховный Совет РБ 12-го созыва был избран в 1990 году. По действующей тогда Конституции он насчитывал 360 депутатов. Однако во время выборов в течение года было избрано только 347 депутатов. В тринадцати округах даже с третьего и четвёртого раза не удалось избрать депутатов.

Всего в составе Верховного Совета 12–го созыва были: пятнадцать секретарей райкомов партии, тридцать два председателя райисполкома, трнадцать рабочих, три колхозника, военнослужащие, работники КГБ, врачи, три священника и другие категории граждан; из них более 80% были членами КПСС.

За пять лет работы 53 депутата ушли на государственные должности…

17_eksdeputaty_20190209_zam_tutby_phslс

Виктор ХОМИЧ во время встречи депутатов Верховного Совета РБ 12-го и 13-го созывов в преддверии 25-й годовщины принятия Конституции Беларуси 1994 года. Фото: TUT.BY

За весь период работы Верховного Совета РБ 12-го созыва принял 404 закона и 1300 постановлений. Сменилось три спикера: Николай ДЕМЕНТЕЙ, Станислав ШУШКЕВИЧ и Мечислав ГРИБ.

И весь период работы с 1990 по 1994 годы шла напряженная работа по написанию Конституции РБ – это была главная работа.

Работа над ней началась в 1990 году с принятия постановления Верховного Совета РБ по созданию Конституционной комиссии, которую он и утвердил. Тогда были созданы две рабочие группы: первую возглавил заместитель председателя Верховного Совета, ныне уже покойный, Василий ШОЛОДОНОВ, вторую – «без вести пропавший» депутат Верховного Совета 12-го и 13-го созывов Виктор ГОНЧАР. Группы работали параллельно почти год, а потом объединились.

Мечислав ГРИБ вспоминал, что Конституция принималась очень тяжело, по частям, по статьям. Каждый пункт обсуждали много раз. Проект Основного Закона дважды публиковали в СМИ. Выносили на обсуждение общественности. Проект был направлен на консультативное заключение в Польшу, Чехию, Великобританию, Россию, прошёл одобрение Венецианской комиссии.

Гриб также подчеркнул, что нельзя забывать про тот путь, какой прошла Конституция РБ. Если бы люди жили по ней, то были бы ею же и защищены. Однако надо помнить, подчеркнул, в свою очередь, историк, депутат ВС РБ 12-го созыва Валентин ГОЛУБЕВ, что были и ошибки и проблемы, и об этом надо помнить, чтобы не допускать такого в будущем.

Депутаты Верховного Совета РБ 12-го созыва, которые принимали Конституцию, вспоминали, что было много манипуляций с принятием Конституции. Все вспоминали тот факт, как Вячеслав КЕБИЧ принудил рабочую группу комиссии, буквально за две недели до голосования, переделать проект Конституции с парламентской республики на парламентскую, но уже с должностью президента (президентско-парламентской. — Left.BY). Все депутаты заметили, что в этом документе есть определённые несоответствия и нестыковки: в начале большая роль отводилась работе парламента, ибо документ готовили под парламентскую республику.

Однако, если бы Конституция была принята в первом варианте, как парламентская, то она была бы идеальна, резюмировали депутаты ВС РБ 12-го созыва.

А дальше выяснилась ещё одна более неприглядная картина, когда в кулуарах и в выступлениях депутатов 12-го и 13-го созывов прозвучала следующая информация. Вячеславом КЕБИЧЕМ, в то время премьер-министром страны и депутатом ВС РБ 12-го созыва и его «командой» в ВС РБ, чтобы протащить эту Конституцию как «президентскую» (а Кебич уже тогда видел себя в роли президента), были изготовлены именные бюллетени для депутатов; одновременно председатели облисполкомов и другие госчиновники стали лично «убеждать» депутатов проголосовать за неё. Я не хочу называть, какие конкретно методы и приёмы принимались, но их точь-в-точь давно повторяет нынешняя власть; «убеждали» очень «доходчиво», объясняя, что у тебя «есть семья, дети, внуки, родители, друзья», — и особенно «нежно» вспоминали, например, «жену и дочь». Это подлейший приём, которым пользовалась тогда власть…

А дальше выборы Президента РБ… и Кебич «пролетает как фанера над Парижем», хотя готовил Конституцию под себя и только очень ленивый этого не понимал (в итоге это Кебич лично проложил дорогу Лукашенко в большую политику и практически подарил «на блюдечке» пост Президента страны). И тут в действие вступает принятая им и его «большинством» Конституция… Несмотря на то, что Президент Лукашенко говорил после избрания, что у него по ней «царские полномочия», очень скоро об этом забыл и начал требовать безграничной власти. Уже через год после избрания, используя пробелы в Конституции и выходя за её рамки, он 12 апреля 1995 года разогнал депутатов Верховного Совета 12-го созыва от «оппозиции» (их избили ОМОНовцы, — прямо в зале Верховного Совета), а 14 мая 1995 года провёл свой первый конституционный референдум, — в нарушение этой же Конституции.

069b4750-0800-4988-b263-72646dfedf5c_mw800_s

Депутаты ВС РБ 12-го созыва — представители партий БНФ и БСДГ — объявившие голодовку прямо в зале заседаний Верховного Совета — в знак протеста против рефередума по изменению Конституции; на трибуне — Александр ЛУКАШЕНКО. Фото: «Радыё Свабода»

Затем в 1995 году был избран новый Верховный Совет РБ 13-го созыва в количестве 199 депутатов из 260 согласно принятой Конституции. И ВС РБ 13-го созыва испил «горькую чашу» всех недочётов принятой ВС РБ 12-го созыва Конституции.

Я, 9 февраля выступая перед депутатами, обратил внимание на то, что Конституция получилась «нежной, ласковой и беззащитной». Те, кто её принимал (депутаты ВС РБ 12-го созыва, надо понимать. — Left.BY), конечно, не согласились с этим. Однако все депутаты ВС РБ 13-го созыва полностью разделяли моё мнение.

Однако давайте по порядку…

Итак, референдум 1996 года — почему он так быстро прошёл и почему никто ничего не смог сделать, несмотря на явные нарушения Конституции? А ведь главный вопрос, который выносился на референдум 1996 года, это изменения и дополнения в Конституцию 1994 года, по которой мы выбрали первого Президента страны в 1994 году; однако фактически это была бы уже новая Конституция, ибо изменению подверглись более 100 статей из имевшихся 149. Несомненно, что так референдум проводить было нельзя, ибо это было прямое нарушение Основного Закона. Поэтому согласно Конституции 1994 года мы, депутаты ВС РБ 13-го созыва, начали процедуру импичмента президенту Лукашенко за нарушение Конституции.

В статье 104 Конституции 1994 года прописана эта процедура и вот эта статья.

Статья 104. Президент может быть смещен с должности в случае нарушения Конституции или совершения им преступления, а также досрочно освобожден от должности при невозможности исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья постановлением Верховного Совета, принятым большинством не менее двух третей от избранных депутатов Верховного Совета.

Вопрос о смещении Президента может быть поставлен по предложению не менее 70 депутатов Верховного Совета. Заключение о нарушении Президентом Конституции дается Конституционным Судом, о совершении преступления — специальной комиссией Верховного Совета. С момента вынесения заключения Конституционного Суда о нарушении Конституции либо заключения специальной комиссии о совершении преступления Президент не может исполнять свои обязанности до вынесения Верховным Советом соответствующего решения.

В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом.

Как видно, в статье 104 Конституции прописана двухступенчатая процедура импичмента. Верховный Совет РБ начинает её (по Конституции требовалось 70 подписей депутатов, у нас, депутатов ВС РБ 13-го созыва, было 74 подписи), а Конституционный суд дает заключение о нарушении Президентом Конституции; после этого ВС РБ своим постановлением от не менее 2/3 депутатов ВС отстраняют президента от власти (для этого требовалось 133 депутата, у нас готовы были поддержать это решение 157 депутатов).

Именно эту вторую ступень – Конституционный суд — мы не прошли, поскольку председатель Конституционного суда РБ Валерий ТИХИНЯ «сдал» всех депутатов ВС РБ 13-го созыва и не принял решения о нарушении Президентом Конституции РБ.

Однако перед этим он на заседаниях Верховного Совета РБ много раз заявлял о нарушении Президентом более двенадцати статей Конституции РБ (многие участники тех памятных событий вспоминают о том, что незадолго до казалось бы неизбежного импичмента Тихиня с трибуны Верховного Совета говорил о «правовом Чернобыле», который пытается сотворить Лукашенко и его окружение. — Left.BY). В моём присутствии председатель ВС РБ 13-го созыва Семён ШАРЕЦКИЙ звонил Тихине и просил 16 ноября 1996 года принять это решение, но тот компромат, о котором говорил Гончар, предъявленный властью Председателю Конституционного суда (ходили слухи о сексуальном компромате на председателя КС, якобы имевшемся у спецслужб. — Left.BY), не позволил ему быть объективным и принять верное и законное решение.

referendum

Фото: gazetaby.com

Михаил ПАСТУХОВ, бывший судья Конституционного суда, очевидец событий, так в своё время это прокомментировал:

«Депутаты, которые поставили свои подписи под заявлением об импичменте президенту, конечно, рассчитывали, что до принятия решения их подписи не будут достоянием гласности. Но получилось так, что именно Тихиня разрешил отснять копии с подписями депутатов и передать их представителям Администрации президента. Как известно, на многих из них оказывалось страшное давление, из-за чего 12 человек отозвали свои подписи.

Я также считаю, что Тихиня не должен был участвовать в известном ночном соглашении 21- 22 ноября 1996 года при посредничестве российских руководителей. Тихиня там выступил гарантом того, что дело об импичменте будет прекращено в Конституционном суде».

В другом интервью Пастухов вспоминал, что то, что Тихиня оказался в какой-то необычно сложной для себя ситуации, было очевидно. Днем 19 ноября он провёл более двух часов в рабочем кабинете с неким человеком, которого Пастухов не знал. Вспоминает, что был он высок и сухощав, и с мобильным телефоном в руках (в те времена это был признак либо больших денег, либо высокого положения).

После беседы с таинственным посетителем Тихиня «находился в тяжелом психологическом состоянии, был чем-то очень сильно озабочен. Сказал, что должен уйти».

Сергей КАЛЯКИН, бессменный лидер Белорусской партии левых «Справедливый мир» и так же участник тех исторических событий, в свою очередь, рассказывал:

«Конституционный суд не выполнил свою функцию – он так и не довел до логического конца заявление депутатов, подписей которых было достаточно для начала процедуры импичмента Лукашенко; она не была даже начата. Большую негативную роль в тех событиях сыграл председатель Конституционного суда Валерий Гурьевич Тихиня. Он использовал полномочия председателя КС не для того, чтобы по закону рассмотреть заявление депутатов, а чтобы «похоронить» его (не знаю почему, но так повел себя Валерий Тихиня).

Вторая причина – Верховный Совет недальновидно не утвердил соглашение между Лукашенко и председателем Верховного Совета Шарецким, которое было скреплено подписями представителей России в лице премьер-министра и председателей двух палат парламента. Это соглашение давало временную передышку и снимало проблему принятия Конституции (Лукашенко уже отменил свой указ об обязательном характере референдума). Да, Лукашенко имел подавляющее большинство в конституционной комиссии, но принимать-то Конституцию нужно было на основе старой Конституции! А она гласила: принять или изменить Конституцию может только Верховный Совет.

В течение года баланс сил мог совершенно измениться, поскольку Лукашенко не выполнил обещания, данные избирателям. Но мы не получили этот год, потому что Верховный Совет не утвердил соглашения, причем не хватило буквально двух-трех голосов…» — Left.BY.

Однако возникает вопрос, зачем в Конституции РБ 1994 года был весь этот «огород»: Верховный Совет начинает процедуру импичмента (с не менее 70 подписей депутатов), Конституционный суд даёт заключение, потом Верховный Совет принимает окончательное решение, то есть завершает процедуру импичмента. Во всех Конституциях мира отстранение от власти президента производит парламент.

Парламент, как и президент, избирается народом, он принимает законы и конституцию, и он отстраняет от власти президента. Конкретный пример — Литва, где сейм Литвы через 1,5 года после избрания отстранил  от власти Президента Литвы Роландаса ПАКСАСА.

Второй ошибкой Верховного Совета РБ 12-го созыва при принятии Конституции РБ 1994 года было лишение возможности граждан РБ обращаться в Конституционный суд о нарушении их прав судом и другими органами власти. Сегодня такое право записано в Конституции России и Украины, а у нас этого нет.

Третья ошибка в Конституции 1994 года — это отсутствие механизмов защиты статьи 6, где государственная власть в РБ осуществляется на основе разделения властей.

Статья 6. Государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Где в Конституции прописаны механизмы защиты, чтобы на практике суд был независим и не зависел от исполнительной власти? Где механизмы, которые позволяли каждой ветви власти быть самостоятельной и уравновешивали друг друга? Таких механизмов в Конституции 1994 года нет, а в нынешней 1996 года тем более все ветви власти подчинены президенту, несмотря на то, что эта статья 6 в Конституции осталась, как напоминание о нашей глупости.

И наконец, последнее – референдум, — какой порядок его проведения?

Статья 147. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается Верховным Советом Республики Беларусь по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, не менее 40 депутатов Верховного Совета, Президента, Конституционного Суда.

Это статья позволяет конкретно ответить, кому можно начать процедуру референдума. А вот как его можно провести, на этот вопрос отвечает статья 148 и 149 Конституции РБ 1994 года.

Статья 148. Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Верховным Советом с промежутком не менее трех месяцев.

Изменения и дополнения в Конституции не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Верховного Совета.

Статья 149. Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие Конституции и указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от избранных депутатов Верховного Совета.

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Где в этих статьях логика, хочется спросить?

ВС РБ в статье 148 имеет право принять изменения в Конституцию, но после двух обсуждений и с промежутком не менее 3-х месяцев. А статья 149 Конституции предполагает, что законы о внесении изменений в неё считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от избранных депутатов Верховного Совета. Это такой механизм изменений Конституции РБ для депутатов ВС РБ.

А вот изменение и дополнение Конституции могут быть проведены через референдум.

Решение об изменении Конституции путём референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан страны. А вынести вопросы на референдум может президент или Конституционный суд, — и ничего не сказано о сроках обсуждения вопросов, выносимых на референдум. В этом случае это очень странно, потому что здесь нет ни сроков для обсуждения гражданами РБ документа – 3 месяца, как у депутатов, — ни конкретных сроков проведения референдума после этого обсуждения, и ничего не сказано о досрочном голосовании. А главное — нет конкретных сроков об объявлении мотивации проведения референдума, чтобы граждане могли осознать, какие изменения предлагаются в Конституцию, чтобы они были приняты в интересах народа и государства, а не власти.

Это ключевой вопрос, на который нет ответа в Конституциях 1994, 1996 и 2004 годов.

И это сделано намеренно, чтобы власть успешно решала свои задачи по изменению Конституции в её собственных интересах. И это скоро мы увидим на практике, наверное, уже в этом году — во время очередного референдума, который готовится сегодня тайно от народа и без всякого всенародного обсуждения и сроков в 3 месяца для публикаций в СМИ вопросов выносимых на референдум, чтобы люди заранее знали, какие изменения в Конституцию и для чего их планирует власть, и что это даст в итоге белорусскому народу и государству.

12 марта 2019 года

______

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

______

Читать по теме:

«Спасибо за нежную и беззащитную Конституцию». Ветераны Верховного совета собрались в Минске 

Референдум-1996. Хронология событий

Референдум-1996. Как Лукашенко обвел парламент вокруг пальца

Роковое соглашение

By
@
backtotop