«Био-наци», или как с салатом можно случайно купить «немного ксенофобии»

Многие из нас продолжают ассоциировать защиту окружающей среды, «органическое сельское хозяйство» и вегетарианство с левыми взглядами, однако крайне правые также готовы «снять с этой нивы урожай». В Германии, например, вместе с органическим веганским салатом уже сегодня можно случайно купить немного ксенофобии, пишет Ирина ДИМИТРЕСКУ в материале ‘Bio-Nazis’ go green in Germany для интернет-издания Politico.

1189263

Фото: Flickr/ Jay Davis

Собственно, ещё один пример — пусть и для нас пока достаточно экзотический — как правые «уводят» у всех на глазах прежние левые ценности, требования и мировоззренческие позиции, делая их инструментами своей публичной политики. В данном случае, уже даже в области экологии… В итоге, «красно-коричневых» мы уже знаем (кто как бы не относился к этому термину), пришла пора знакомиться с «коричнево-зелёными»?  

_______

В культовом германском детективном сериале «Место преступления» (Tatort) обычно показывают преступления торговцев органами, похитителей детей и международных шпионов. Однако в одной майской серии преступниками неожиданно оказались фермеры, выращивающие органические продукты. Детективы выяснили, что обитатели мирной фермы в Шварцвальде придерживаются крайне правой идеологии «кровь и почва».

В каждой хорошей выдумке есть доля правды. Так называемые «био-наци» — не изобретение сценаристов: правые экстремисты в Германии действительно любят органическое сельское хозяйство и натуральные продукты.

Вегетарианство, веганство и органические продукты часто ассоциируются с левыми, прогрессивными политическими взглядами. Обычно приверженцы этих идей сочетают стремление к физическому здоровью с заботой о морали и обществе. Как правило, защита окружающей среды и прав животных — прерогатива «зелёных».

В последние годы, однако, производство «чистой» еды и даже защита прав животных стали любимыми темами крайне правых. В этом нет ничего нового. В XIX веке в Германии «естественное» питание было левой идеей, однако впоследствии эту тему подхватили фашисты. Еда и политика всегда были связаны, и сейчас «чистые» продукты возвращаются вправо.

«Белые супрематисты» («белый супрематизм» — идеология расового превосходства белых. — Left.BY) в Германии и по всему миру отказываются от животных продуктов, выкладывают видео с рецептами на Youtube и спорят о том, подходит ли вегетарианская диета для «арийцев».

В 2012 году Фонд Генриха Бёлля, связанный с германской партией “Союз 90/Зелёные”, привлек внимание общественности к движению крайне правых «органических» фермеров в земле Мекленбург-Передняя Померания. Покупатели невинных органических салатов могли косвенно финансировать неонацистов. Местная неонацистская Национал-демократическая партия давно выступает против генной инженерии, патентов на живые организмы и иностранных инвестиций в добычу угля, так что может смело представлять себя как защитника окружающей среды.

Риторика крайне правого экологического движения особенно хорошо представлена в баварском журнале Umwelt & Aktiv («Окружающая среда и активный образ жизни»), посвящённого защите природы, животных и «Отечества». На обложках по очереди появляются идиллические фото германских сельских пейзажей и политические карикатуры, а между статьями о полезных травах, сокращении популяции пчёл и запрете промышленной ловли дельфинов прячутся откровенно ксенофобские заметки.

Статья о пользе «лесных детских садов» представляет их как альтернативу обычным детским садам, куда ходят дети всех национальностей. Другая статья осуждает «варварство» исламских мясников (для забоя животных в соответствии с «халялем» нельзя использовать оглушающий электрический ток) и предлагает защитникам прав животных выступить против «ограниченного и холодного исламского фундаментализма».

Означает ли это, что все «зелёные» на самом деле «коричневые»? Не совсем. Хотя люди используют еду, чтобы продемонстрировать свою классовую, религиозную и политическую принадлежность, способы, которыми они это делают, очень сложны и переменчивы.

Историк Коринна ТРЕЙТЕЛЬ объясняет, что «натуральная еда» в Германии использовалась многими политическими течениями.

Сам термин «натуральное» — очень гибкий. Он может означать отказ от переработанных продуктов, сахара, алкоголя и табака. Он может означать отказ от мяса или покупку продуктов с эко-ферм. И любой из этих выборов может быть использоваться для поддержки самых разных идеологий.

Одним из пионеров движения «натурального питания» был прогрессивный религиозный реформатор Эдуард БАЛЬЦЕР. В 1860-х годах в Пруссии был голод, и Бальцер уверял, что вегетарианская диета сделает немцев крепче и здоровее, а также будет полезна для экономики: так как для выращивания овощей нужно меньше земли, чем для животноводства, вегетарианство может быть способом, которым Германия обретет сельскохозяйственную независимость. Он видел новую диету способом добиться имущественного равенства между немцами.

В начале XX века «натуральную» диету выбирали самые разные группы по самым противоположным причинам.

Пацифист Магнус ШВАНТЬЕ считал вегетарианство и защиту животных частью этики сострадания (доказывая также тесное родство вегетарианства и антивоенного движения. — Left.BY). Евреи выбирали вегетарианскую диету в том числе потому, что она позволяла им соблюдать «кашрут» незаметно. А националист Карл ВАЙНЛЕНДЕР волновался, что в случае войны между немцами и «монголами» последние победят, потому что не едят мяса. Затем нацисты захватили идеи возврата к природе и приспособили их к собственным целям. Кулинарные книги обучали домохозяек кормить семью так, чтобы добиться «продуктовой свободы» Германии: использовать местные продукты, лучше всего сырые, и сократить потребление мяса, жира и яиц.

После Второй мировой войны учёные, работавшие на Третий Рейх, не остались без дела — одни развивали органические фермы в Западной Германии, другие пропагандировали новые диеты в Восточной.

Политика еды продолжает меняться. Многие из нас продолжают ассоциировать защиту окружающей среды, «органическое сельское хозяйство» и вегетарианство с левыми взглядами, но крайне правые также готовы снять с этой нивы урожай.


Add Your Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


7 × = шестьдесят три

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

«Био-наци», или как с салатом можно случайно купить «немного ксенофобии»

1189263 08/08/2018

Многие из нас продолжают ассоциировать защиту окружающей среды, «органическое сельское хозяйство» и вегетарианство с левыми взглядами, однако крайне правые также готовы «снять с этой нивы урожай». В Германии, например, вместе с органическим веганским салатом уже сегодня можно случайно купить немного ксенофобии, пишет Ирина ДИМИТРЕСКУ в материале ‘Bio-Nazis’ go green in Germany для интернет-издания Politico.

1189263

Фото: Flickr/ Jay Davis

Собственно, ещё один пример — пусть и для нас пока достаточно экзотический — как правые «уводят» у всех на глазах прежние левые ценности, требования и мировоззренческие позиции, делая их инструментами своей публичной политики. В данном случае, уже даже в области экологии… В итоге, «красно-коричневых» мы уже знаем (кто как бы не относился к этому термину), пришла пора знакомиться с «коричнево-зелёными»?  

_______

В культовом германском детективном сериале «Место преступления» (Tatort) обычно показывают преступления торговцев органами, похитителей детей и международных шпионов. Однако в одной майской серии преступниками неожиданно оказались фермеры, выращивающие органические продукты. Детективы выяснили, что обитатели мирной фермы в Шварцвальде придерживаются крайне правой идеологии «кровь и почва».

В каждой хорошей выдумке есть доля правды. Так называемые «био-наци» — не изобретение сценаристов: правые экстремисты в Германии действительно любят органическое сельское хозяйство и натуральные продукты.

Вегетарианство, веганство и органические продукты часто ассоциируются с левыми, прогрессивными политическими взглядами. Обычно приверженцы этих идей сочетают стремление к физическому здоровью с заботой о морали и обществе. Как правило, защита окружающей среды и прав животных — прерогатива «зелёных».

В последние годы, однако, производство «чистой» еды и даже защита прав животных стали любимыми темами крайне правых. В этом нет ничего нового. В XIX веке в Германии «естественное» питание было левой идеей, однако впоследствии эту тему подхватили фашисты. Еда и политика всегда были связаны, и сейчас «чистые» продукты возвращаются вправо.

«Белые супрематисты» («белый супрематизм» — идеология расового превосходства белых. — Left.BY) в Германии и по всему миру отказываются от животных продуктов, выкладывают видео с рецептами на Youtube и спорят о том, подходит ли вегетарианская диета для «арийцев».

В 2012 году Фонд Генриха Бёлля, связанный с германской партией “Союз 90/Зелёные”, привлек внимание общественности к движению крайне правых «органических» фермеров в земле Мекленбург-Передняя Померания. Покупатели невинных органических салатов могли косвенно финансировать неонацистов. Местная неонацистская Национал-демократическая партия давно выступает против генной инженерии, патентов на живые организмы и иностранных инвестиций в добычу угля, так что может смело представлять себя как защитника окружающей среды.

Риторика крайне правого экологического движения особенно хорошо представлена в баварском журнале Umwelt & Aktiv («Окружающая среда и активный образ жизни»), посвящённого защите природы, животных и «Отечества». На обложках по очереди появляются идиллические фото германских сельских пейзажей и политические карикатуры, а между статьями о полезных травах, сокращении популяции пчёл и запрете промышленной ловли дельфинов прячутся откровенно ксенофобские заметки.

Статья о пользе «лесных детских садов» представляет их как альтернативу обычным детским садам, куда ходят дети всех национальностей. Другая статья осуждает «варварство» исламских мясников (для забоя животных в соответствии с «халялем» нельзя использовать оглушающий электрический ток) и предлагает защитникам прав животных выступить против «ограниченного и холодного исламского фундаментализма».

Означает ли это, что все «зелёные» на самом деле «коричневые»? Не совсем. Хотя люди используют еду, чтобы продемонстрировать свою классовую, религиозную и политическую принадлежность, способы, которыми они это делают, очень сложны и переменчивы.

Историк Коринна ТРЕЙТЕЛЬ объясняет, что «натуральная еда» в Германии использовалась многими политическими течениями.

Сам термин «натуральное» — очень гибкий. Он может означать отказ от переработанных продуктов, сахара, алкоголя и табака. Он может означать отказ от мяса или покупку продуктов с эко-ферм. И любой из этих выборов может быть использоваться для поддержки самых разных идеологий.

Одним из пионеров движения «натурального питания» был прогрессивный религиозный реформатор Эдуард БАЛЬЦЕР. В 1860-х годах в Пруссии был голод, и Бальцер уверял, что вегетарианская диета сделает немцев крепче и здоровее, а также будет полезна для экономики: так как для выращивания овощей нужно меньше земли, чем для животноводства, вегетарианство может быть способом, которым Германия обретет сельскохозяйственную независимость. Он видел новую диету способом добиться имущественного равенства между немцами.

В начале XX века «натуральную» диету выбирали самые разные группы по самым противоположным причинам.

Пацифист Магнус ШВАНТЬЕ считал вегетарианство и защиту животных частью этики сострадания (доказывая также тесное родство вегетарианства и антивоенного движения. — Left.BY). Евреи выбирали вегетарианскую диету в том числе потому, что она позволяла им соблюдать «кашрут» незаметно. А националист Карл ВАЙНЛЕНДЕР волновался, что в случае войны между немцами и «монголами» последние победят, потому что не едят мяса. Затем нацисты захватили идеи возврата к природе и приспособили их к собственным целям. Кулинарные книги обучали домохозяек кормить семью так, чтобы добиться «продуктовой свободы» Германии: использовать местные продукты, лучше всего сырые, и сократить потребление мяса, жира и яиц.

После Второй мировой войны учёные, работавшие на Третий Рейх, не остались без дела — одни развивали органические фермы в Западной Германии, другие пропагандировали новые диеты в Восточной.

Политика еды продолжает меняться. Многие из нас продолжают ассоциировать защиту окружающей среды, «органическое сельское хозяйство» и вегетарианство с левыми взглядами, но крайне правые также готовы снять с этой нивы урожай.

By
@
backtotop