«ОКТЯБРЬСКИЕ ГВОЗДИКИ — ЛЮБИМОЙ БЕЛАРУСИ»: Флешмоб белорусских левых к 100-летию Октябрьской революции

Белорусская партия левых «Справедливый мир» отметила 100-летие Октябрьской революции, как говорится, «с огоньком». Начав с традиционного возложения цветов на бывшей площади Ленина в Минске и торжественного пленума ЦК партии накануне Дня Октябрьской революции, 7 ноября оппозиционные коммунисты пригласили минчан и гостей столицы принять участие в акции «ОКТЯБРЬСКИЕ ГВОЗДИКИ — ЛЮБИМОЙ БЕЛАРУСИ», приуроченной к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции, представлявшей собой собой пешую экскурсию по местам революционной славы г. Минска — с остановками возле памятных мест и возложением цветов, — тех самых «октябрьских революционных гвоздик».

jcpBhOIvEgY_

Мероприятие прошло по предложению члена Бюро ЦК партии Сергея ВОЗНЯКА и было организовано Минской городской организацией Белорусской партии левых «Справедливый мир». С мероприятия велась онлайн-трансляция в социальные сети.

В первой точке маршрута – на столичной площади Независимости — участники мероприятия, обозначив себя красными «революционными» лентами (ну, мы ещё помним, как это показывали в старых советских фильмах про революцию), возложили цветы к памятнику Ленина и после небольшой речи председателя партии Сергея КАЛЯКИНА продолжили движение на Главпочтампт, где состоялось символическое «взятие» телеграфа, и были отправлены телеграммы братским коммунистическим и левым партиям Европы (на снимке ниже). Несмотря на то, что одна из работниц почты упорно и — самое главное — очень самоотверженно пыталась донести до участников, что «митинга вам тут не будет».

IMG_20171107_112801__Возле каждой точки маршрута участники останавливались для того, чтобы не только возложить цветы, но и заслушать небольшое историческое сообщение о событиях, происходивших в этом месте, и о роли известных деятелей коммунистического движения в этих событиях.

Первая остановка была сделана у дома по адресу К. Маркса, 5 — в 1917 г. в здании была основана подчинённая органам местного самоуправления минская «народная милиция», заступившая на место царской полиции, когда охрана правопорядка стала делом самого народа, а не замкнутой профессиональной касты полицейских; милицию основал и потом возглавлял в марте-октябре 1917-го находившийся в Минске на нелегальном положении (с документами представителя Всероссийского земского союза М. Михайлова, что способствовало его назначению начальником милиции) М.В. Фрунзе.

Член ЦК партии «Справедливый мир» Александр ОПАРИН рассказал присутствующим о деятельности Фрунзе в Минске и о его роли в создании белорусской милиции, заметив, что милицию придумали не большевики, она начала действовать в соответствии с распоряжениями Временного правительства, которое стремилось упрочить свою власть на местах. Однако свой настоящий смысл как непрофессиональный орган народного контроля за правопорядком, она обрела только после выхода «Апрельских тезисов» Ленина; по той же модели должны были быть созданы все остальные органы советской власти: отправление властных полномочий должно было потерять свой превилигированный статус и перестать быть источником дохода; оно должно было перейти в руки трудящихся и осуществляться на непрофессиональной основе.

В следующей точке маршрута  — пр-т Независимости, 12 — у мемориальной доски академику В.Ф. Купревичу выступил Александр КАРТЕЛЬ, в прошлом — матрос Северного флота ВМФ СССР, в настоящем — член минской организации Партии «Справедливый мир». Александр рассказал присутствующим о том, как Купревич, в 1917 г. — матрос Балтийского флота, старшина эскадренного миноносца «Самсонъ», участник Октябрьской революции, — смог благодаря революции подняться из «социальных низов» до значительных «высот в науке», и в результате даже стал Президентом Академии наук БССР.

«Мне приятно, что Купревич, как и я, был старшиной флота…», — сказал наш товарищ и продолжил про то, что, даже став академиком, Купревич оставался очень скромным человеком, не выпячивая своих заслуг и наград (а  ведь мог, добавим мы, и заслуженно: поскольку даже непревзойдённый мэтр кино Стэнли Кубрик однажды произнёс его слова: «Я убеждён, что мы найдём способ отключить механизмы старения клеток». — Left.BY).

Прозвучавший следом тезис Сергея ВОЗНЯКА, что только благодаря Октябрю появились те «социальные лифты», которые позволили человеку вне зависимости от его социального происхождения выбирать профессию, выбирать тот род деятельности, который ему наиболее близок, и соответствует его способностям, и быть успешным в этой сфере — в науке, в управлении государством, — был активно поддержан участниками мероприятия; «множество военоначальников и «красных директоров», — добавил Возняк, — были детьми крестьян и рабочих», и стали теми, кем стали, только благодаря тем возможностям, которые им предоставила революция.

Следующей точкой маршрута стал памятник Ф.Э. Дзержинскому — в 1917 г. секретарю ЦК РСДРП(б), основателю и главе ВЧК. Начал знакомить собравшихся с его личностью и судьбой снова, как в случае с Фрунзе, Александр ОПАРИН.

Прежде всего, он выразил то мнение, что Дзержинский совсем не просто так заслужил высокое звание «Рыцаря революции» (Сергей ВОЗНЯК позднее добавил, что Дзержинский ещё был и одним из самых достойных представителей так называемой «ленинской гвардии», отодвинутой от власти и расстрелянной в 1930-х), и рассказал присутствующим о том, что Дзержинского очень зря зачисляют в «отцы» «Большого террора»; во всяком случае, даже с «красным террором» времён Гражданской войны у него отношения неоднозначные: он стал сторонником радикально-жёстких мер в отношении противников Советской власти, а в особенности в отношении бывших офицеров царской армии, только после расследования «Пермской катастрофы» и личного знакомства с последствиями «белого террора» в Перми*; также на Дзержинского повлило убийство германскими офицерами К. Либкнехта и Р. Люксембург.

* К слову, в этом году в Перми издан автобиографический роман о «белом терроре» под симпоматичным названием «В плену на Родине»: события «белого террора», такие как  избиения шамполами, массовые расстрелы, надругательства над телами красноармейцев, достаточно жёстко описаны в книге. — Left.BY.

Свою часть выступления Александр закончил фрагментом последнего выступления Дзержинского в 1926 г., добавив многозначительно, что «присутствующие поймут — почему» он посчитал необходимым обратиться именно к этому фрагменту в современных белорусских условиях:

«Чтобы государство не обанкротилось, необходимо разрешить проблему госаппаратов. Неудержимое раздутие штатов, чудовищная бюрократизация всякого дела — горы бумаг и сотни тысяч писак; захваты больших зданий и помещений; автомобильная эпидемия; миллионы излишеств. Это легальное кормление и пожирание госимущества этой саранчой. В придачу к этому неслыханное, бесстыдное взяточничество, хищения, нерадения, вопиющая бесхозяйственность, характеризующая наш так называемый «хозрасчёт», преступления, перекачивающие госимущество в частные карманы».

P1270218

Тему продолжил председатель партии Сергей КАЛЯКИН, сказав, что Дзержинский всегда был человеком со своей точкой зрения и выступал против увеличения роли госаппарата в жизни общества, был вообще против огосударствления всех сфер общественной жизни, считая, что так это мгновенно приведёт к появлению диктатора, а это уже будет опасно для страны и для построения социализма; также категорически в 1920-х он выступал против «левой оппозиции», выступавшей за сворачивание НЭПа; ещё одним противоречивым моментом его биографии было то, что будучи в начале политической карьеры одним из создателей СДКПиЛ, он потом категорически был против объявленного большевиками права наций на самопределение (сепаратистские стремления направлены против социализма, считал Дзержинский, поэтому «мы против права наций на самоопределение». — Left.BY).

Калякин так же добавил, что Дзержинский был не только «карающим мечом революции», как об этом говорилось, но и человеком, начавшим серьёзную борьбу с беспризорничеством, благодаря этой его борьбе многие бывшие беспризорники получили путёвку в жизнь и стали выдающимися людьми.

Сегодня есть  определённый «тренд» на то, чтобы «очернить» вождей революции «в политических целях», сказал в завершение председатель Партии «Справедливый мир», «история их очень страшит тех, кто сегодня у власти и очень боится её потерять», потому что вот ведь в чём парадокс: они, имея реальную власть в руках, никоим образом не использовали её для личного обогащения, чего нельзя сказать про современных политиков, дети и внуки которых ещё при их жизни присутствуют уже и в политике, и в деловой сфере, и «растаскивают страну… везде: и у нас, и на Украине, и в России». Но очернить руководителей Советского государства не удаётся, «не пристаёт к  ним грязь«, — завершил Калякин.

По ходу движения количество участников росло. Активисты партии «Справедливый мир» раздавали прохожим поздравительные открытки от партии, праздничные гвоздики. Впрочем, были и те, кто воспринимал попытки поздравить их, что говорится, «в штыки». Что не удивляло: почти три десятиления оголтелой антикоммунистической пропаганды с попытками показать коммунистов кровожадными тиранами сделали своё дело, а довершило всё возникшая в массовом сознании иллюзии, что социально-экономическая и социально-политические модели, реализованные в Беларуси, являются якобы социалистическими, или что в Беларуси по-прежнему всё тот же «совок» — СССР-овского разлива, или что вообще в Беларуси — «коммунизм», с которым якобы нужно обязательно бороться. Впрочем, всё это произошло тоже не без участия либеральных СМИ, отрабатывающих свой особый «заказ»…

IMG_20171107_130648_cr

Вот, например, к экскурсии неожиданно присоединились представители Коммунистической партии Швейцарии, приехавшие в Минск для того, чтобы отпраздновать 100-летие Октября вместе с белорусскими левыми (воспользовавшись, к слову, пятидневным «безвизом», предоставленным в одностороннем порядке белорусским государством туристам из ряда стран; наши швейцарские товарищи оценили ещё и то, что Беларусь — единcтвенная пост-советская страна, до сих пор официально празднующая День Октябрьской революции. — Left.BY). В коротком, но содержательном разговоре активисты «Справедливого мира» рассказали швейцарским товарищам о действительном положении дел в Беларуси и о деятельности партии. Так вот, оказалось, что иностранные гости были немало удивлены наличием в Беларуси коммунистической оппозиции…

Мы об этом уже писали, когда освещали летнюю маркистскую конференцию в Минске, что среди многих зарубежных левых удивление вызывает однозначная позиция, занятая тем же «Справедливым миром», например, или сторонниками незарегистрированной БКПТ, по отношению к белорусскому политическому режиму, ведь, как они считают, белорусский президент якобы чуть ли не «наполовину коммунист». Пусть так, пусть даже «коммунист по духу», как иногда якобы утверждает он сам, однако нынешний социальный строй в Беларуси уж точно не имеет никакого отношения ни к социализму, ни тем более к коммунизму, а напротив, по многим позициям стремительно откатывается всё дальше и дальше назад…

Тем временем, участники флешмоба подошли к дому по адресу К. Маркса, 32, легендарному Второму дому Советов, где жили многие участники революционных событий 1917 г. в Беларуси, а затем видные партийные и государственные деятели БССР А.Г. Червяков, Д.Ф. Жилунович, И.М. Голодед (к слову, останавливался в нём и Ф.Э. Дзержинский). О жизни видных деятелей белорусского коммунистического движения рассказал член Бюро Минского городского комитета партии «Справедливый мир» Павел КАТОРЖЕВСКИЙ. Он особенно подчеркнул, что Червяков, Жилунович и Голодед были людьми из крестьянских, небогатых семей, и снова поднял вопрос о тех возможностях, которые дала Октябрьская революция человеку труда и что именно она позволила простым людям решать свою судьбу самостоятельно. Павел также добавил, что Червяков, Жилунович и остальные – это «наши герои, которых сегодня пытаются отобрать у нас националисты».

В завершение Каторжевский сказал:

«Многим из нас не хотелось бы об этом говорить или даже думать, но все эти выдающиеся деятели белорусского коммунистического движения погибли в 1937 году. Вот теперь надо подумать, что сделал сталинизм с Октябрьской революцией и что 1937 год принёс Советскому государству».

Пару минут спустя, проходя мимо дома по адресу К. Маркса, 36, в котором когда-то проживал выдающийся белорусский советский писатель В.С. Короткевич, Александр ОПАРИН, пользуясь прямой интернет-трансляцией и продолжая тему предоставленных революцией возможностей, сказал, что, не будь Октября 1917-го, белорусская литература как целостный феномен могла бы и не состояться. Более того, сказал Опарин, что речь идёт не просто о белорусской литературе, а о той национальной культурной традиции, которая благодаря включённости в общесоюзный контекст становилась общим советским достоянием. И до сих пор, например, повести Василя Быкова входят в курс внеклассного чтения в российских школах*.

* Его повести «Сотников» и «Мёртвым не больно» включены в официальный «Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации»; там же и «Блокадная книга» Алеся Адамовича и Даниила Гранина;  российские же телезрители, тем временем, вполне могут смотреть «Дикую охоту короля Стаха» и «Чёрный замок Ольшанский«, снятые по произведениям Короткевича. — Left.BY.

Прозвучавший потом в «сети» комментарий: «Беларусская литература была до вашей революции. А коммунисты делали все, чтобы уничтожить не только литературу, но и литераторов…», — нас не удивил — по уже названным причинам… И в ответ мы можем сказать только следующее: а назовите хотя бы с десяток белорусских поэтов, которые не только бы состоялись, но и были бы активны на 1917 год? А потом вспомните про хулиганистый «Маладняк», друживший с Купалой, но недолюбливавший Коласа, да про литобъединение «Полымя»; потом посмотрите на социальное происхождение их членов и попробуйте ответить на вопрос: почему именно 1920-е (а не 1910-е, скажем, или 1900-е) названы в белорусском литературоведении «золотым десятилетием» белорусской литературы?

То, что всех потом расстреляли — трагедия, трагедия общая, и не стоит её приватизировать, как это делают наши доморощенные националисты последние три десятка лет; тем временем, как негативная позиция по поводу сталинских репрессий, к которой мы категорически присоединяемся, уже заявлена выше…

На финальном отрезке экскурсии, возле памятника пролетарскому писателю М.Горькому (в минском парке его же имени) член Бюро ЦК партии «Справедливый мир» Сергей ВОЗНЯК рассказал об отношении Горького к Октябрьской революции и о его творчестве. Возняк заметил, что Горький, не принявший на первом этапе Октябрьскую революцию («очень настороженно принял», как сказал тов. Возняк), задолго до неё в своём романе «Мать» (1906-07) употребил выражение, которое выбивало все аргументы из рук противников Октябрьской революции: «Пожив такой жизнью лет пятьдесят — человек умирал…», — имея в виду условия труда и быта рабочих на дореволюционных предприятиях.

Остановился также Сергей на одном известном мифе, который любят использовать антикоммунисты для дискредитации революционного правительства Советской России и коммунизма вообще — о якобы негативном отношении Ленина к интеллигенции, которую он именовал не иначе, как только «г..ном» (справедливости ради заметим, что впоследствии Ленин «г…ном» мог назвать и Совнарком — если этого требовал случай с его, Совнаркома, бездеятельностью. — Left.BY). Остановишись подробно на исторических обстоятельствах появления этого мифа, Возняк категорически заявил, что такое своё негативное отношение Ленин высказывал только к той части её, которая обслуживала интересы правящих капиталистических кругов! В подтверждение чего остановился на фрагменте одного известного ленинского письма Горькому:

«Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг,  а г..но. Интеллектуальным силам, желающим нести науку народу (а не прислужничать капиталу), мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережём…»

В завершение тов. Возняк напомнил собравшимся, что часть белорусской интеллигенции и сейчас обслуживает правящий в стране режим. Например, учителя-члены избирательных комиссий, когда они прямо или косвенно участвуют в фальсификациях, или судьи («судьи-интеллигенты», — грусно усмехнулся Возняк), когда выносят не только несправедливые, но и неправовые приговоры.

Сергей КАЛЯКИН так же заметил, что Горький не сразу признал Октябрьскую революцию, тем не менее, сам он долгое время находился под наблюдением царской охранки, порой до двадцати человек следило за ним, — конкретизировал Калякин, — по причине того, что Горький — и это общеизвестно — придерживался социалистических взглядов. И, в свою очередь, вспомнил ещё одну его фразу:

«Когда человеку лежать на одном боку неудобно, он переворачивается на другой, а когда ему жить неудобно — он только жалуется. А ты сделай усилие — перевернись…»

«Это касается и нас», — добавил Калякин, — имея в виду, определённо, белорусских левых, очень часто предпочитающих реальной политической борьбе жалобы на жизнь, на внешние обстоятельства, на «объективную невозможность» заниматься политической деятельностью в нашей стране. Как будто у российских социал-демократов в условиях самодержавия условия были лучше, — эта сентенция не раз прозвучала в течении дня…

Неожиданно прозвучал вопрос: а есть ли улица Горького в Минске? Калякин ответил, что была, но в начале 1990-х была переименована (в ул. М. Богдановича. — Left.BY), как ряд других улиц — не толко у нас, но и у наших соседей. Также он сообщил, что тогда же звучали предложения и по сносу памятника Горькому, но тот удалось отстоять. Но, в итоге, «нельзя плевать в прошлое, иначе оно выстрелит в тебя в будущем», — заключил лидер белорусских левых.

IMG_20171107_130309_1Тут же последовало предложение минской городской партийной организации озаботиться этим вопросом, и предложить минским городским властям назвать именем Максима Горького одну из строящихся или проектируемых минских улиц.

В завершение член Минской городской организации «Справедливого мира» Иван НАУМОВИЧ зачитал отрывок из «Песни о Буревестнике» М.Горького:

«Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы. В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике... Ветер воет… Гром грохочет… Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний. — Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы: — Пусть сильнее грянет буря!..«

После чего участники акции двинулись к конечной точке маршрута – Дому-музею I съезда РСДРП. Сергей КАЛЯКИН, снова привычно возглавив группу однопартийцев и сочувствующих, заметил, что если Петербург называют «колыбелью революции», то Минск следовало бы назвать «роддомом революции» — ввиду того, что первый съезд партии, которая потом революцию осуществит, резко развернув отечественную историю от капитализма к социализму и так показав пример другим, состоялся как раз в нынешней белорусской столице.

jYu92PD2l3kВ Доме-музее участники мероприятия посетили обновлённую к 100-летнему юбилею Октябрьской революции экспозицию, а председатель Минской городской организации партии Александр ПАВЛОВ вручил музею подарок от Белорусской партии левых «Справедливый мир» — книгу отзывов. Первую запись в книге оставил председатель партии Сергей КАЛЯКИН. Завершая мероприятие, Калякин под звучание «Интернационала» ещё раз поздравил присутствующих с праздником и заверил, что идеалы Великого Октября обязательно восторжествуют.

В самом конце неожиданно в створе калитки Дома-музея появилась легендарная минская «Женщина к красном» (которую ещё некоторые иронически зовут «Призраком коммунизма»), однофамилица известной революционерки — Людмила КОЛЛОНТАЙ. Вошла, раздала пачку газет ортодоксальных коммунистических партий типа ВКП(б) и РКРП-КПСС, позволила посетителям музея с собой и с принесённым ею красным знаменем с вышитыми на полотнище гербами союзных республик сфотографироваться (бесплатно, заметьте, — что важно для нашей неокапиталистической действительности, в которой мы все неожиданно очутились), поздравила всех с праздником…

IMG_20171107_131424_cr

Что тут нам оставалось сказать?.. Только что повторить за коллегами:

«Здорово, что у нас в городе есть бабушка, которая, несмотря ни на что, берёт в руки красный флаг, красиво одевается и идет гулять по Минску…»

С Праздником, товарищи! Следующие сто лет Революции, надеемся, будут ещё интереснее…

Николай ГОЛЬДБЕРГ, Александр УЛЬЯНЫЧЕВ, специально для Left.BY.

________

Читать и смотреть ещё:

«В Беларуси почти ликвидированы завоевания Октября…» Обращение ЦК Белорусской партии левых «Справедливый мир» в связи со 100-летием Великой Октябрьской социалистической революции

Утром — цветы Ленину, а после — пленум ЦК: как оппозиционные коммунисты начинали праздновать 100-летие Великой Октябрьской революции

Пора ли перестать отмечать 7 ноября? «Дуэль» коммуниста c националистом [видео]

Уникальную экспозицию «Минск-1917» представили в доме-музее первого съезда РСДРП [видео]


  1. Алекс on 11/14/2017 at 07:45 said:

    КАРТИНА ГРУСТНАЯ — ПОЧТИ ОДНИ СТАРИКИ!

  2. Алекс on 11/14/2017 at 08:54 said:

    ВОТ КАК: «…ортодоксальных коммунистических партий типа ВКП(б) и РКРП-КПСС…»!
    И ЭТО ГОВОРЯТ ОППОРТУНИСТЫ, ПРЕДАВШИЕ КОММУНИСТИЧЕСКУЮ ИДЕЮ!
    СОВЕСТИ СОВСЕМ НЕТ У НИХ….

  3. Алекс on 11/14/2017 at 11:09 said:

    «…ортодоксальных коммунистических партий типа ВКП(б) и РКРП-КПСС…»
    А ОНИ, «СПРАВЕДЛИВЫЕ КОММУНИСТЫ» — НЕ ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ!!!!
    ОНИ ПРОСТО ДЕМОСОЦИАЛИСТЫ!

Add Your Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


× один = 9

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

«ОКТЯБРЬСКИЕ ГВОЗДИКИ — ЛЮБИМОЙ БЕЛАРУСИ»: Флешмоб белорусских левых к 100-летию Октябрьской революции

IMG_20171107_130648_cr 13/11/2017

Белорусская партия левых «Справедливый мир» отметила 100-летие Октябрьской революции, как говорится, «с огоньком». Начав с традиционного возложения цветов на бывшей площади Ленина в Минске и торжественного пленума ЦК партии накануне Дня Октябрьской революции, 7 ноября оппозиционные коммунисты пригласили минчан и гостей столицы принять участие в акции «ОКТЯБРЬСКИЕ ГВОЗДИКИ — ЛЮБИМОЙ БЕЛАРУСИ», приуроченной к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции, представлявшей собой собой пешую экскурсию по местам революционной славы г. Минска — с остановками возле памятных мест и возложением цветов, — тех самых «октябрьских революционных гвоздик».

jcpBhOIvEgY_

Мероприятие прошло по предложению члена Бюро ЦК партии Сергея ВОЗНЯКА и было организовано Минской городской организацией Белорусской партии левых «Справедливый мир». С мероприятия велась онлайн-трансляция в социальные сети.

В первой точке маршрута – на столичной площади Независимости — участники мероприятия, обозначив себя красными «революционными» лентами (ну, мы ещё помним, как это показывали в старых советских фильмах про революцию), возложили цветы к памятнику Ленина и после небольшой речи председателя партии Сергея КАЛЯКИНА продолжили движение на Главпочтампт, где состоялось символическое «взятие» телеграфа, и были отправлены телеграммы братским коммунистическим и левым партиям Европы (на снимке ниже). Несмотря на то, что одна из работниц почты упорно и — самое главное — очень самоотверженно пыталась донести до участников, что «митинга вам тут не будет».

IMG_20171107_112801__Возле каждой точки маршрута участники останавливались для того, чтобы не только возложить цветы, но и заслушать небольшое историческое сообщение о событиях, происходивших в этом месте, и о роли известных деятелей коммунистического движения в этих событиях.

Первая остановка была сделана у дома по адресу К. Маркса, 5 — в 1917 г. в здании была основана подчинённая органам местного самоуправления минская «народная милиция», заступившая на место царской полиции, когда охрана правопорядка стала делом самого народа, а не замкнутой профессиональной касты полицейских; милицию основал и потом возглавлял в марте-октябре 1917-го находившийся в Минске на нелегальном положении (с документами представителя Всероссийского земского союза М. Михайлова, что способствовало его назначению начальником милиции) М.В. Фрунзе.

Член ЦК партии «Справедливый мир» Александр ОПАРИН рассказал присутствующим о деятельности Фрунзе в Минске и о его роли в создании белорусской милиции, заметив, что милицию придумали не большевики, она начала действовать в соответствии с распоряжениями Временного правительства, которое стремилось упрочить свою власть на местах. Однако свой настоящий смысл как непрофессиональный орган народного контроля за правопорядком, она обрела только после выхода «Апрельских тезисов» Ленина; по той же модели должны были быть созданы все остальные органы советской власти: отправление властных полномочий должно было потерять свой превилигированный статус и перестать быть источником дохода; оно должно было перейти в руки трудящихся и осуществляться на непрофессиональной основе.

В следующей точке маршрута  — пр-т Независимости, 12 — у мемориальной доски академику В.Ф. Купревичу выступил Александр КАРТЕЛЬ, в прошлом — матрос Северного флота ВМФ СССР, в настоящем — член минской организации Партии «Справедливый мир». Александр рассказал присутствующим о том, как Купревич, в 1917 г. — матрос Балтийского флота, старшина эскадренного миноносца «Самсонъ», участник Октябрьской революции, — смог благодаря революции подняться из «социальных низов» до значительных «высот в науке», и в результате даже стал Президентом Академии наук БССР.

«Мне приятно, что Купревич, как и я, был старшиной флота…», — сказал наш товарищ и продолжил про то, что, даже став академиком, Купревич оставался очень скромным человеком, не выпячивая своих заслуг и наград (а  ведь мог, добавим мы, и заслуженно: поскольку даже непревзойдённый мэтр кино Стэнли Кубрик однажды произнёс его слова: «Я убеждён, что мы найдём способ отключить механизмы старения клеток». — Left.BY).

Прозвучавший следом тезис Сергея ВОЗНЯКА, что только благодаря Октябрю появились те «социальные лифты», которые позволили человеку вне зависимости от его социального происхождения выбирать профессию, выбирать тот род деятельности, который ему наиболее близок, и соответствует его способностям, и быть успешным в этой сфере — в науке, в управлении государством, — был активно поддержан участниками мероприятия; «множество военоначальников и «красных директоров», — добавил Возняк, — были детьми крестьян и рабочих», и стали теми, кем стали, только благодаря тем возможностям, которые им предоставила революция.

Следующей точкой маршрута стал памятник Ф.Э. Дзержинскому — в 1917 г. секретарю ЦК РСДРП(б), основателю и главе ВЧК. Начал знакомить собравшихся с его личностью и судьбой снова, как в случае с Фрунзе, Александр ОПАРИН.

Прежде всего, он выразил то мнение, что Дзержинский совсем не просто так заслужил высокое звание «Рыцаря революции» (Сергей ВОЗНЯК позднее добавил, что Дзержинский ещё был и одним из самых достойных представителей так называемой «ленинской гвардии», отодвинутой от власти и расстрелянной в 1930-х), и рассказал присутствующим о том, что Дзержинского очень зря зачисляют в «отцы» «Большого террора»; во всяком случае, даже с «красным террором» времён Гражданской войны у него отношения неоднозначные: он стал сторонником радикально-жёстких мер в отношении противников Советской власти, а в особенности в отношении бывших офицеров царской армии, только после расследования «Пермской катастрофы» и личного знакомства с последствиями «белого террора» в Перми*; также на Дзержинского повлило убийство германскими офицерами К. Либкнехта и Р. Люксембург.

* К слову, в этом году в Перми издан автобиографический роман о «белом терроре» под симпоматичным названием «В плену на Родине»: события «белого террора», такие как  избиения шамполами, массовые расстрелы, надругательства над телами красноармейцев, достаточно жёстко описаны в книге. — Left.BY.

Свою часть выступления Александр закончил фрагментом последнего выступления Дзержинского в 1926 г., добавив многозначительно, что «присутствующие поймут — почему» он посчитал необходимым обратиться именно к этому фрагменту в современных белорусских условиях:

«Чтобы государство не обанкротилось, необходимо разрешить проблему госаппаратов. Неудержимое раздутие штатов, чудовищная бюрократизация всякого дела — горы бумаг и сотни тысяч писак; захваты больших зданий и помещений; автомобильная эпидемия; миллионы излишеств. Это легальное кормление и пожирание госимущества этой саранчой. В придачу к этому неслыханное, бесстыдное взяточничество, хищения, нерадения, вопиющая бесхозяйственность, характеризующая наш так называемый «хозрасчёт», преступления, перекачивающие госимущество в частные карманы».

P1270218

Тему продолжил председатель партии Сергей КАЛЯКИН, сказав, что Дзержинский всегда был человеком со своей точкой зрения и выступал против увеличения роли госаппарата в жизни общества, был вообще против огосударствления всех сфер общественной жизни, считая, что так это мгновенно приведёт к появлению диктатора, а это уже будет опасно для страны и для построения социализма; также категорически в 1920-х он выступал против «левой оппозиции», выступавшей за сворачивание НЭПа; ещё одним противоречивым моментом его биографии было то, что будучи в начале политической карьеры одним из создателей СДКПиЛ, он потом категорически был против объявленного большевиками права наций на самопределение (сепаратистские стремления направлены против социализма, считал Дзержинский, поэтому «мы против права наций на самоопределение». — Left.BY).

Калякин так же добавил, что Дзержинский был не только «карающим мечом революции», как об этом говорилось, но и человеком, начавшим серьёзную борьбу с беспризорничеством, благодаря этой его борьбе многие бывшие беспризорники получили путёвку в жизнь и стали выдающимися людьми.

Сегодня есть  определённый «тренд» на то, чтобы «очернить» вождей революции «в политических целях», сказал в завершение председатель Партии «Справедливый мир», «история их очень страшит тех, кто сегодня у власти и очень боится её потерять», потому что вот ведь в чём парадокс: они, имея реальную власть в руках, никоим образом не использовали её для личного обогащения, чего нельзя сказать про современных политиков, дети и внуки которых ещё при их жизни присутствуют уже и в политике, и в деловой сфере, и «растаскивают страну… везде: и у нас, и на Украине, и в России». Но очернить руководителей Советского государства не удаётся, «не пристаёт к  ним грязь«, — завершил Калякин.

По ходу движения количество участников росло. Активисты партии «Справедливый мир» раздавали прохожим поздравительные открытки от партии, праздничные гвоздики. Впрочем, были и те, кто воспринимал попытки поздравить их, что говорится, «в штыки». Что не удивляло: почти три десятиления оголтелой антикоммунистической пропаганды с попытками показать коммунистов кровожадными тиранами сделали своё дело, а довершило всё возникшая в массовом сознании иллюзии, что социально-экономическая и социально-политические модели, реализованные в Беларуси, являются якобы социалистическими, или что в Беларуси по-прежнему всё тот же «совок» — СССР-овского разлива, или что вообще в Беларуси — «коммунизм», с которым якобы нужно обязательно бороться. Впрочем, всё это произошло тоже не без участия либеральных СМИ, отрабатывающих свой особый «заказ»…

IMG_20171107_130648_cr

Вот, например, к экскурсии неожиданно присоединились представители Коммунистической партии Швейцарии, приехавшие в Минск для того, чтобы отпраздновать 100-летие Октября вместе с белорусскими левыми (воспользовавшись, к слову, пятидневным «безвизом», предоставленным в одностороннем порядке белорусским государством туристам из ряда стран; наши швейцарские товарищи оценили ещё и то, что Беларусь — единcтвенная пост-советская страна, до сих пор официально празднующая День Октябрьской революции. — Left.BY). В коротком, но содержательном разговоре активисты «Справедливого мира» рассказали швейцарским товарищам о действительном положении дел в Беларуси и о деятельности партии. Так вот, оказалось, что иностранные гости были немало удивлены наличием в Беларуси коммунистической оппозиции…

Мы об этом уже писали, когда освещали летнюю маркистскую конференцию в Минске, что среди многих зарубежных левых удивление вызывает однозначная позиция, занятая тем же «Справедливым миром», например, или сторонниками незарегистрированной БКПТ, по отношению к белорусскому политическому режиму, ведь, как они считают, белорусский президент якобы чуть ли не «наполовину коммунист». Пусть так, пусть даже «коммунист по духу», как иногда якобы утверждает он сам, однако нынешний социальный строй в Беларуси уж точно не имеет никакого отношения ни к социализму, ни тем более к коммунизму, а напротив, по многим позициям стремительно откатывается всё дальше и дальше назад…

Тем временем, участники флешмоба подошли к дому по адресу К. Маркса, 32, легендарному Второму дому Советов, где жили многие участники революционных событий 1917 г. в Беларуси, а затем видные партийные и государственные деятели БССР А.Г. Червяков, Д.Ф. Жилунович, И.М. Голодед (к слову, останавливался в нём и Ф.Э. Дзержинский). О жизни видных деятелей белорусского коммунистического движения рассказал член Бюро Минского городского комитета партии «Справедливый мир» Павел КАТОРЖЕВСКИЙ. Он особенно подчеркнул, что Червяков, Жилунович и Голодед были людьми из крестьянских, небогатых семей, и снова поднял вопрос о тех возможностях, которые дала Октябрьская революция человеку труда и что именно она позволила простым людям решать свою судьбу самостоятельно. Павел также добавил, что Червяков, Жилунович и остальные – это «наши герои, которых сегодня пытаются отобрать у нас националисты».

В завершение Каторжевский сказал:

«Многим из нас не хотелось бы об этом говорить или даже думать, но все эти выдающиеся деятели белорусского коммунистического движения погибли в 1937 году. Вот теперь надо подумать, что сделал сталинизм с Октябрьской революцией и что 1937 год принёс Советскому государству».

Пару минут спустя, проходя мимо дома по адресу К. Маркса, 36, в котором когда-то проживал выдающийся белорусский советский писатель В.С. Короткевич, Александр ОПАРИН, пользуясь прямой интернет-трансляцией и продолжая тему предоставленных революцией возможностей, сказал, что, не будь Октября 1917-го, белорусская литература как целостный феномен могла бы и не состояться. Более того, сказал Опарин, что речь идёт не просто о белорусской литературе, а о той национальной культурной традиции, которая благодаря включённости в общесоюзный контекст становилась общим советским достоянием. И до сих пор, например, повести Василя Быкова входят в курс внеклассного чтения в российских школах*.

* Его повести «Сотников» и «Мёртвым не больно» включены в официальный «Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации»; там же и «Блокадная книга» Алеся Адамовича и Даниила Гранина;  российские же телезрители, тем временем, вполне могут смотреть «Дикую охоту короля Стаха» и «Чёрный замок Ольшанский«, снятые по произведениям Короткевича. — Left.BY.

Прозвучавший потом в «сети» комментарий: «Беларусская литература была до вашей революции. А коммунисты делали все, чтобы уничтожить не только литературу, но и литераторов…», — нас не удивил — по уже названным причинам… И в ответ мы можем сказать только следующее: а назовите хотя бы с десяток белорусских поэтов, которые не только бы состоялись, но и были бы активны на 1917 год? А потом вспомните про хулиганистый «Маладняк», друживший с Купалой, но недолюбливавший Коласа, да про литобъединение «Полымя»; потом посмотрите на социальное происхождение их членов и попробуйте ответить на вопрос: почему именно 1920-е (а не 1910-е, скажем, или 1900-е) названы в белорусском литературоведении «золотым десятилетием» белорусской литературы?

То, что всех потом расстреляли — трагедия, трагедия общая, и не стоит её приватизировать, как это делают наши доморощенные националисты последние три десятка лет; тем временем, как негативная позиция по поводу сталинских репрессий, к которой мы категорически присоединяемся, уже заявлена выше…

На финальном отрезке экскурсии, возле памятника пролетарскому писателю М.Горькому (в минском парке его же имени) член Бюро ЦК партии «Справедливый мир» Сергей ВОЗНЯК рассказал об отношении Горького к Октябрьской революции и о его творчестве. Возняк заметил, что Горький, не принявший на первом этапе Октябрьскую революцию («очень настороженно принял», как сказал тов. Возняк), задолго до неё в своём романе «Мать» (1906-07) употребил выражение, которое выбивало все аргументы из рук противников Октябрьской революции: «Пожив такой жизнью лет пятьдесят — человек умирал…», — имея в виду условия труда и быта рабочих на дореволюционных предприятиях.

Остановился также Сергей на одном известном мифе, который любят использовать антикоммунисты для дискредитации революционного правительства Советской России и коммунизма вообще — о якобы негативном отношении Ленина к интеллигенции, которую он именовал не иначе, как только «г..ном» (справедливости ради заметим, что впоследствии Ленин «г…ном» мог назвать и Совнарком — если этого требовал случай с его, Совнаркома, бездеятельностью. — Left.BY). Остановишись подробно на исторических обстоятельствах появления этого мифа, Возняк категорически заявил, что такое своё негативное отношение Ленин высказывал только к той части её, которая обслуживала интересы правящих капиталистических кругов! В подтверждение чего остановился на фрагменте одного известного ленинского письма Горькому:

«Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг,  а г..но. Интеллектуальным силам, желающим нести науку народу (а не прислужничать капиталу), мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережём…»

В завершение тов. Возняк напомнил собравшимся, что часть белорусской интеллигенции и сейчас обслуживает правящий в стране режим. Например, учителя-члены избирательных комиссий, когда они прямо или косвенно участвуют в фальсификациях, или судьи («судьи-интеллигенты», — грусно усмехнулся Возняк), когда выносят не только несправедливые, но и неправовые приговоры.

Сергей КАЛЯКИН так же заметил, что Горький не сразу признал Октябрьскую революцию, тем не менее, сам он долгое время находился под наблюдением царской охранки, порой до двадцати человек следило за ним, — конкретизировал Калякин, — по причине того, что Горький — и это общеизвестно — придерживался социалистических взглядов. И, в свою очередь, вспомнил ещё одну его фразу:

«Когда человеку лежать на одном боку неудобно, он переворачивается на другой, а когда ему жить неудобно — он только жалуется. А ты сделай усилие — перевернись…»

«Это касается и нас», — добавил Калякин, — имея в виду, определённо, белорусских левых, очень часто предпочитающих реальной политической борьбе жалобы на жизнь, на внешние обстоятельства, на «объективную невозможность» заниматься политической деятельностью в нашей стране. Как будто у российских социал-демократов в условиях самодержавия условия были лучше, — эта сентенция не раз прозвучала в течении дня…

Неожиданно прозвучал вопрос: а есть ли улица Горького в Минске? Калякин ответил, что была, но в начале 1990-х была переименована (в ул. М. Богдановича. — Left.BY), как ряд других улиц — не толко у нас, но и у наших соседей. Также он сообщил, что тогда же звучали предложения и по сносу памятника Горькому, но тот удалось отстоять. Но, в итоге, «нельзя плевать в прошлое, иначе оно выстрелит в тебя в будущем», — заключил лидер белорусских левых.

IMG_20171107_130309_1Тут же последовало предложение минской городской партийной организации озаботиться этим вопросом, и предложить минским городским властям назвать именем Максима Горького одну из строящихся или проектируемых минских улиц.

В завершение член Минской городской организации «Справедливого мира» Иван НАУМОВИЧ зачитал отрывок из «Песни о Буревестнике» М.Горького:

«Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы. В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике... Ветер воет… Гром грохочет… Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний. — Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы: — Пусть сильнее грянет буря!..«

После чего участники акции двинулись к конечной точке маршрута – Дому-музею I съезда РСДРП. Сергей КАЛЯКИН, снова привычно возглавив группу однопартийцев и сочувствующих, заметил, что если Петербург называют «колыбелью революции», то Минск следовало бы назвать «роддомом революции» — ввиду того, что первый съезд партии, которая потом революцию осуществит, резко развернув отечественную историю от капитализма к социализму и так показав пример другим, состоялся как раз в нынешней белорусской столице.

jYu92PD2l3kВ Доме-музее участники мероприятия посетили обновлённую к 100-летнему юбилею Октябрьской революции экспозицию, а председатель Минской городской организации партии Александр ПАВЛОВ вручил музею подарок от Белорусской партии левых «Справедливый мир» — книгу отзывов. Первую запись в книге оставил председатель партии Сергей КАЛЯКИН. Завершая мероприятие, Калякин под звучание «Интернационала» ещё раз поздравил присутствующих с праздником и заверил, что идеалы Великого Октября обязательно восторжествуют.

В самом конце неожиданно в створе калитки Дома-музея появилась легендарная минская «Женщина к красном» (которую ещё некоторые иронически зовут «Призраком коммунизма»), однофамилица известной революционерки — Людмила КОЛЛОНТАЙ. Вошла, раздала пачку газет ортодоксальных коммунистических партий типа ВКП(б) и РКРП-КПСС, позволила посетителям музея с собой и с принесённым ею красным знаменем с вышитыми на полотнище гербами союзных республик сфотографироваться (бесплатно, заметьте, — что важно для нашей неокапиталистической действительности, в которой мы все неожиданно очутились), поздравила всех с праздником…

IMG_20171107_131424_cr

Что тут нам оставалось сказать?.. Только что повторить за коллегами:

«Здорово, что у нас в городе есть бабушка, которая, несмотря ни на что, берёт в руки красный флаг, красиво одевается и идет гулять по Минску…»

С Праздником, товарищи! Следующие сто лет Революции, надеемся, будут ещё интереснее…

Николай ГОЛЬДБЕРГ, Александр УЛЬЯНЫЧЕВ, специально для Left.BY.

________

Читать и смотреть ещё:

«В Беларуси почти ликвидированы завоевания Октября…» Обращение ЦК Белорусской партии левых «Справедливый мир» в связи со 100-летием Великой Октябрьской социалистической революции

Утром — цветы Ленину, а после — пленум ЦК: как оппозиционные коммунисты начинали праздновать 100-летие Великой Октябрьской революции

Пора ли перестать отмечать 7 ноября? «Дуэль» коммуниста c националистом [видео]

Уникальную экспозицию «Минск-1917» представили в доме-музее первого съезда РСДРП [видео]

By
@
backtotop