«Защитите школьного учителя!» — подписать петицию

А тем временем, в Беларуси продолжается (а на самом деле и не прекращалась никогда) реформа системы образования: обновляются программы и учебники, родительским комитетам официально запрещают собирать деньги на нужды класса и школы, переносится время начала уроков, добавляются факультативные занятия по субботам (что фактически означает дополнительный рабочий день для учителей). И, поскольку источником многих новаций является непосредственно белорусский президент, чиновники от образования, несмотря на критику со стороны специалистов и общественности, привычно спешат воплотить идеи главы белорусского государства в жизнь. Впрочем, и «градус» дискуссии в отношении как этих новаций, так и путей дальнейшего реформирования образования растёт.

91243afc037766121c096b8f4ef61658

Закрывать глаза на проблемы в системе образования и делать «хорошую мину при плохой игре» — не выход… Фото: Shutterstock.com

Недавно стало известно, что, например, известная белорусская детская писательница Евгения ПАСТЕРНАК написала открытое письмо в профильное белорусское министерство, в котором заявила, что «все изменения в образовании, которые прошли в стране, начиная с 2007 года, вели к стабильному ухудшению положения дел«, что построенная в Беларуси школьная система держится на «страхе и вранье: страхе — потому что учителя молчат под страхом увольнения, вранье — потому что написанные тонны отчётов ничего не стоят», и что причина многих проблем — в том, что чиновники Минобра «даже приблизительно» не представляют себе «реальную ситуацию и реальные нужды школ«.

Неизвестно, чем ответили в ведомстве тов. Карпенко, но чуть позднее в «сети» появилась инициированная Евгенией петиция с требованием «Защитить школьного учителя!», подписанная ещё одним детским писателем (и соавтором Пастернак) — Андреем ЖВАЛЕВСКИМ, к которому присоединился, пожалуй, самый известный в Минске (и, что говорится, публичный) репетитор по математике и физике — Евгений ЛИВЯНТ. На момент подготовки статьи её подписали уже более 13,7 тысяч человек: родители, педагоги, их родные и просто неравнодушные люди. Приводим отрывки из этой петиции и предлагаем нашим читателям присоединиться.

 ______

«Ни одна страна в мире не может построить эффективную экономику без эффективной системы образования, — пишут авторы петиции. — Обратите внимание на исследование PISA — самый авторитетный рейтинг уровня среднего образования стран мира. Вверху рейтинга только страны с высоким уровнем развития современных технологий… Лидируют Сингапур, Китай, Южная Корея.

Значительные реформы системы образования уже в XXI веке произошли и происходят в Польше, России, Эстонии (первое место в рейтинге PISA среди европейских стран), Финляндии, Грузии, Казахстане. Реформы системы образования в этих странах, на первый взгляд, совершенно не похожи друг на друга. Тем не менее, в них есть общие главные, на наш взгляд, элементы: радикальная дебюрократизация и реальное повышение общественного и материального статуса учителя…»

«Самая большая проблема нашей системы образования, — считают заявители, — бедственное положение школьного учителя. Сегодня в Беларуси он — один из самых несчастных людей… Эту ситуацию нужно срочно менять. Иначе в школе просто не останется хороших специалистов, а значит, экономика нашей страны и в будущем будет на «третьих ролях» в мире». А для этого необходимо «снять бюрократический пресс с учителя, сделать его работу менее нервной, что позволит учителю сосредоточиться непосредственно на обучении школьников, не отвлекаясь на выполнение несвойственных ему обязанностей…

Очень сложно вспомнить, когда в последний раз государство проявляло об учителях реальную, а не виртуальную заботу. Мы считаем, что это время пришло! …

Что конкретно предлагают Пастернак, Жвалевский и Ливянт?

  1. Избавить учителя от заполнения любых бумаг… Количество документации, которые ежедневно заполняет учитель, только растет… У учителя должен быть только один документ, который он обязан вести — классный журнал. Все остальные документы — все без исключения — должны проходить мимо учителя. Да и администрацию школ необходимо оградить от бюрократического идиотизма, который парализует работу…
  2. Добавить учителю по два дня отпуска на каждых каникулах, не в ущерб летнему отпуску. Учителя сейчас работают на износ, во время каникул им нужно время, чтобы выдохнуть и восстановиться…
  3. Совместить выпускные экзамены в 11 классе и Централизованное тестирование, сделать этот совмещенный экзамен главным критерием оценки работы учителя и учреждения образования. Такой подход используется у наших соседей — Украины и России. Там ЕГЭ и ЗНО являются главным критерием оценки работы не только учителя, но и учреждения образования… Эта мера [позволит]  учителю не разрываться на два фронта — готовить школьников и к выпускным, и к вступительным экзаменам (эти экзамены существенно отличаются и по форме, и по содержанию).
  4. Прекратить бесконечную смену учебников, программ, систем оценивания, время начала занятий и прочие псевдореформы. Всякие изменения должны быть возможны только после скрупулёзного обсуждения, изучения, апробации и тестирования.
  5. Верните учителей в семьи, к их детям и мужьям/жёнам, а наших детей – нам. Не вынуждайте школы работать по субботам и в праздничные дни, проводя бессмысленные мероприятия для отчётности.
  6. Необходимо перестать ставить учителей в положение, когда они вынуждены врать. Например, требовать от учителей посещать вместе с учениками неинтересные мероприятия. Чтобы мотивировать учеников, учителя вынуждены обещать им высокие отметки по своему предмету. Официально запрещено собирать деньги с родителей учеников, но обязательную подписку на газеты, которые не пользуются спросом, оставили. И аналогичных примеров ещё очень много».

«План простой, осуществимый в короткие сроки и не требующий финансовых вливаний», — утверждают авторы петиции. — «Если будут сделаны хотя бы эти простые шаги, учителя смогут вздохнуть свободнее, больше времени и сил будут уделять преподаванию, престиж профессии повысится — и всё это станет хорошим подспорьем для проведения реальной системной реформы образования».

При этом авторы обращения предлагают на этом не останавливаться, и надеются, что

«например, в новой редакции Кодекса об образовании появится раздел, где юридически точно и полно будут прописаны права, обязанности и ответственность всех участников учебного процесса: школьников, их родителей, учителей, администрации школ». Потому что «юридическое бесправие учителей — одна из основных причин сложившегося положения».

«Мы считаем, что защита и помощь учителям нужна не только от государства, но и от нас — родителей школьников… Надо понимать, что других учителей у нас нет, а, возможно, скоро и этих не будет (по данным Белстата количество учителей в стране за последние 15 лет неуклонно уменьшалась со 151 тысячи до 116 тысяч). Поэтому мы приглашаем родителей школьников и всех неравнодушных к проблемам образования людей подписать наше обращение», — говорится в завершении петиции.

Важно тут отметить, что основным адресатом петиции авторы видят белорусского президента, а единственным способом реализовать предложенный ими план — издать соответствующий президентский указ, который позволит «отмобилизовать» всю властную вертикаль на выполнение решения.

Тем более, что, как мы писали выше, именно от президента постоянно исходит инициатива реформировать школу, он задал вектор и последних изменений, которые вызвали столь бурную реакцию родительской и не только общественности. Так что, кому как ни ему теперь «разруливать» ситуацию; причём, по нашему мнению, это касается не только средней, но и высшей школы, в не меньшей степени дезорганизованной бесконечным реформированием (как грустно пошутил несколько лет назад один белорусский публицист: «десоветизация» системы образования у нас давно состоялась — в виде её «деградации»).

Александр УЛЬЯНЫЧЕВ (Left.BY)

________

Читать по теме:

Свободу учителям! Общественность заступилась за школьных педагогов

Яўгенія Пастарнак пра 5 праблем беларускай адукацыі, якія трэба вырашаць неадкладна

Е. Ливянт: «В Беларуси учитель как пастух. И он никак не защищен»

Эксперт: Система образования в Беларуси деградирует

Учитель для Беларуси. Два филолога из Минска придумали, где взять и как вернуть в школу хороших педагогов

Минобр ответил родителям: все проблемы можно решить прямо в школе (видео, аудио)


Add Your Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


8 − шесть =

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

«Защитите школьного учителя!» — подписать петицию

hneKfgofJKpdRHv-800x450-noPad 16/10/2017

А тем временем, в Беларуси продолжается (а на самом деле и не прекращалась никогда) реформа системы образования: обновляются программы и учебники, родительским комитетам официально запрещают собирать деньги на нужды класса и школы, переносится время начала уроков, добавляются факультативные занятия по субботам (что фактически означает дополнительный рабочий день для учителей). И, поскольку источником многих новаций является непосредственно белорусский президент, чиновники от образования, несмотря на критику со стороны специалистов и общественности, привычно спешат воплотить идеи главы белорусского государства в жизнь. Впрочем, и «градус» дискуссии в отношении как этих новаций, так и путей дальнейшего реформирования образования растёт.

91243afc037766121c096b8f4ef61658

Закрывать глаза на проблемы в системе образования и делать «хорошую мину при плохой игре» — не выход… Фото: Shutterstock.com

Недавно стало известно, что, например, известная белорусская детская писательница Евгения ПАСТЕРНАК написала открытое письмо в профильное белорусское министерство, в котором заявила, что «все изменения в образовании, которые прошли в стране, начиная с 2007 года, вели к стабильному ухудшению положения дел«, что построенная в Беларуси школьная система держится на «страхе и вранье: страхе — потому что учителя молчат под страхом увольнения, вранье — потому что написанные тонны отчётов ничего не стоят», и что причина многих проблем — в том, что чиновники Минобра «даже приблизительно» не представляют себе «реальную ситуацию и реальные нужды школ«.

Неизвестно, чем ответили в ведомстве тов. Карпенко, но чуть позднее в «сети» появилась инициированная Евгенией петиция с требованием «Защитить школьного учителя!», подписанная ещё одним детским писателем (и соавтором Пастернак) — Андреем ЖВАЛЕВСКИМ, к которому присоединился, пожалуй, самый известный в Минске (и, что говорится, публичный) репетитор по математике и физике — Евгений ЛИВЯНТ. На момент подготовки статьи её подписали уже более 13,7 тысяч человек: родители, педагоги, их родные и просто неравнодушные люди. Приводим отрывки из этой петиции и предлагаем нашим читателям присоединиться.

 ______

«Ни одна страна в мире не может построить эффективную экономику без эффективной системы образования, — пишут авторы петиции. — Обратите внимание на исследование PISA — самый авторитетный рейтинг уровня среднего образования стран мира. Вверху рейтинга только страны с высоким уровнем развития современных технологий… Лидируют Сингапур, Китай, Южная Корея.

Значительные реформы системы образования уже в XXI веке произошли и происходят в Польше, России, Эстонии (первое место в рейтинге PISA среди европейских стран), Финляндии, Грузии, Казахстане. Реформы системы образования в этих странах, на первый взгляд, совершенно не похожи друг на друга. Тем не менее, в них есть общие главные, на наш взгляд, элементы: радикальная дебюрократизация и реальное повышение общественного и материального статуса учителя…»

«Самая большая проблема нашей системы образования, — считают заявители, — бедственное положение школьного учителя. Сегодня в Беларуси он — один из самых несчастных людей… Эту ситуацию нужно срочно менять. Иначе в школе просто не останется хороших специалистов, а значит, экономика нашей страны и в будущем будет на «третьих ролях» в мире». А для этого необходимо «снять бюрократический пресс с учителя, сделать его работу менее нервной, что позволит учителю сосредоточиться непосредственно на обучении школьников, не отвлекаясь на выполнение несвойственных ему обязанностей…

Очень сложно вспомнить, когда в последний раз государство проявляло об учителях реальную, а не виртуальную заботу. Мы считаем, что это время пришло! …

Что конкретно предлагают Пастернак, Жвалевский и Ливянт?

  1. Избавить учителя от заполнения любых бумаг… Количество документации, которые ежедневно заполняет учитель, только растет… У учителя должен быть только один документ, который он обязан вести — классный журнал. Все остальные документы — все без исключения — должны проходить мимо учителя. Да и администрацию школ необходимо оградить от бюрократического идиотизма, который парализует работу…
  2. Добавить учителю по два дня отпуска на каждых каникулах, не в ущерб летнему отпуску. Учителя сейчас работают на износ, во время каникул им нужно время, чтобы выдохнуть и восстановиться…
  3. Совместить выпускные экзамены в 11 классе и Централизованное тестирование, сделать этот совмещенный экзамен главным критерием оценки работы учителя и учреждения образования. Такой подход используется у наших соседей — Украины и России. Там ЕГЭ и ЗНО являются главным критерием оценки работы не только учителя, но и учреждения образования… Эта мера [позволит]  учителю не разрываться на два фронта — готовить школьников и к выпускным, и к вступительным экзаменам (эти экзамены существенно отличаются и по форме, и по содержанию).
  4. Прекратить бесконечную смену учебников, программ, систем оценивания, время начала занятий и прочие псевдореформы. Всякие изменения должны быть возможны только после скрупулёзного обсуждения, изучения, апробации и тестирования.
  5. Верните учителей в семьи, к их детям и мужьям/жёнам, а наших детей – нам. Не вынуждайте школы работать по субботам и в праздничные дни, проводя бессмысленные мероприятия для отчётности.
  6. Необходимо перестать ставить учителей в положение, когда они вынуждены врать. Например, требовать от учителей посещать вместе с учениками неинтересные мероприятия. Чтобы мотивировать учеников, учителя вынуждены обещать им высокие отметки по своему предмету. Официально запрещено собирать деньги с родителей учеников, но обязательную подписку на газеты, которые не пользуются спросом, оставили. И аналогичных примеров ещё очень много».

«План простой, осуществимый в короткие сроки и не требующий финансовых вливаний», — утверждают авторы петиции. — «Если будут сделаны хотя бы эти простые шаги, учителя смогут вздохнуть свободнее, больше времени и сил будут уделять преподаванию, престиж профессии повысится — и всё это станет хорошим подспорьем для проведения реальной системной реформы образования».

При этом авторы обращения предлагают на этом не останавливаться, и надеются, что

«например, в новой редакции Кодекса об образовании появится раздел, где юридически точно и полно будут прописаны права, обязанности и ответственность всех участников учебного процесса: школьников, их родителей, учителей, администрации школ». Потому что «юридическое бесправие учителей — одна из основных причин сложившегося положения».

«Мы считаем, что защита и помощь учителям нужна не только от государства, но и от нас — родителей школьников… Надо понимать, что других учителей у нас нет, а, возможно, скоро и этих не будет (по данным Белстата количество учителей в стране за последние 15 лет неуклонно уменьшалась со 151 тысячи до 116 тысяч). Поэтому мы приглашаем родителей школьников и всех неравнодушных к проблемам образования людей подписать наше обращение», — говорится в завершении петиции.

Важно тут отметить, что основным адресатом петиции авторы видят белорусского президента, а единственным способом реализовать предложенный ими план — издать соответствующий президентский указ, который позволит «отмобилизовать» всю властную вертикаль на выполнение решения.

Тем более, что, как мы писали выше, именно от президента постоянно исходит инициатива реформировать школу, он задал вектор и последних изменений, которые вызвали столь бурную реакцию родительской и не только общественности. Так что, кому как ни ему теперь «разруливать» ситуацию; причём, по нашему мнению, это касается не только средней, но и высшей школы, в не меньшей степени дезорганизованной бесконечным реформированием (как грустно пошутил несколько лет назад один белорусский публицист: «десоветизация» системы образования у нас давно состоялась — в виде её «деградации»).

Александр УЛЬЯНЫЧЕВ (Left.BY)

________

Читать по теме:

Свободу учителям! Общественность заступилась за школьных педагогов

Яўгенія Пастарнак пра 5 праблем беларускай адукацыі, якія трэба вырашаць неадкладна

Е. Ливянт: «В Беларуси учитель как пастух. И он никак не защищен»

Эксперт: Система образования в Беларуси деградирует

Учитель для Беларуси. Два филолога из Минска придумали, где взять и как вернуть в школу хороших педагогов

Минобр ответил родителям: все проблемы можно решить прямо в школе (видео, аудио)

By
@
backtotop