«Пособие по безработице на уровень достойного выживания!» — подпиши обращение независимых профсоюзов

Ассоциация профсоюзов «Белорусский конгресс демократических профсоюзов» (БКДП) в целях социальной поддержки и защиты людей, потерявших работу и оказавшихся в сложной жизненной ситуации, требует повысить пособие по безработице на время поиска нового места работы. 24 июля 2017 года БКДП провела презентацию соответствующего коллективного обращения к органам государственной власти по его увеличению. Документ можно подписать на zvarot.by — он-лайн площадке для обращения граждан в государственные органы Республики Беларусь.

1

Хотя, по нашему убеждению, говорить надо о рабочих местах и преодолении безработицы, а не проявлять неожиданно заботу о «достойном выживании» представителей резервной армии труда, которая, как известно, является необходимым элементом в расчётах идеологов «рыночных отношений». Впрочем, рост безработицы в Беларуси — объективная данность, и с ней нужно считаться, по темпам роста безработицы мы вышли в лидеры в СНГ: за последний год количество официально зарегистрированных безработных в стране выросло на 37,1%. А вот по размеру пособия, которое выплачивается безработным, к сожалению, Беларусь плетётся в хвосте у своих партнёров по СНГ, не говоря уже про европейские страны.

_____

В соответствии со Ст. 41-й Конституции РБ, — говорится в профсоюзном обращении, — государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом. Однако новая редакция Закона о занятости предусматривает, в частности, отказ в назначении пособия по безработице тем, кто уволен по собственному желанию, соглашению сторон, по «дискредитирующим обстоятельствам» увольнения.

Сегодня официальная безработица, данные о которой публикует Министерство труда и социальной защиты, составляет 1%. Только в 2015 году, в первые месяцы после принятия одиозного антигуманного Декрета №3, произошёл резкий рост официальной безработицы. Тогда неработающие граждане регистрировались в качестве безработных с целью уйти от уплаты «налога на тунеядство». А вот реальный уровень безработицы по данным Белстата за 2016 год составил 5,8% от экономически активного населения. Таким образом, только каждый шестой гражданин, потерявший работу, регистрируется в качестве безработного. Основная причина — слишком малый размер пособия по безработице, которое, при этом, в среднем можно получать не больше шести месяцев.

В настоящее время безработные могут получать от государства, максимум, две базовые величины в месяц (46 руб.). Но на практике пособие и того меньше: по данным Белстата, в январе этого года оно в среднем составило 21 руб. Это приблизительно 16% от минимальной зарплаты и 5% от средней зарплаты.

При этом белорусское пособие самое маленькое в Европе, — сообщают авторы профсоюзного обращения. Беларусь существенно также отстает от других стран СНГ по размеру пособия, которое государство выплачивает безработным, о чём свидетельствуют последние данные Статкомитета СНГ.

Так, в Азербайджане средний размер пособия по безработице составил в феврале 2016 года (в эквиваленте) $166, в Молдове — $67, в Украине — $56, в Таджикистане — $37. В то же время в Беларуси пособие по безработице установлено на уровне $12. В России аналогичное пособие является дифференцированным, его размер находится в диапазоне от $11 до $63.

Страны с «развитой» экономикой вообще стараются платить своим гражданам, временно оставшимся без работы, как можно больший процент от их последней зарплаты. В большинстве стран пособие в среднем равняется 50-70% зарплаты, но есть страны, где коэффициент замещения ещё больше. Например, Дания платит все 90%, а Словения недавно увеличила выплату с 70% до 80% на первые три месяца после потери рабочего места.

Иными словами, — делают вывод эксперты БКДП, — существующая в Беларуси система защиты безработных носит «символический характер», потому что не может обеспечить даже «простое физическое выживание» людей, оказавшихся без работы и, соответсвенно, без источников дохода.

В стране же, тем временем, растёт неполная занятость: по данным Минтруда, избыточная численность работников на белорусских предприятиях составляет около 5%, а по оценке Евразийского банка развития — около 20%. Иными словами, каждый пятый работник на белорусских предприятиях — лишний. И эти люди являются потенциальными безработными: в 2017 году по прогнозу экономистов с учетом плачевного состояния предприятий и организаций страны армия безработных может быть пополнена тысячами граждан.

Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы, принятая в январе текущего года, предполагает «совершенствование механизма материальной дифференцированной поддержки безработных путем доведения размера пособия по безработице до величины бюджета прожиточного минимума». 100% бюджета прожиточного минимума (БПМ, сейчас 174,52 руб. в среднем на душу населения) планируется выплачивать в качестве пособия по безработице тем, кто уволен в связи с сокращением штата или ликвидацией предприятия, в размере 50% БПМ — уволенным по объективным уважительным причинам, среди которых, например, истечение срока контракта.

БКДП выступает категорически против такой дифференциации, подчёркивая, что в 2016 по сокращению штатов с выплатой выходного пособия уволен совсем небольшой процент работников – 1,6%.  Большинство людей, которые хотели продолжать работать, а не становиться безработными или «социальными иждивенцами», уволено по истечению сроков контактов согласно дискриминационному Декрету №29 или по репрессивному Декрету №5 в течение недели в связи с несогласием с изменением (заведомо неприемлемым) существенных условий труда.

Надо отметить, что пособия по безработице в Беларуси в настоящее время выплачивают из Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), в который все работающие белорусы и их наниматели делают обязательные взносы, в то время как в Российской Федерации, например, источником финансирования пособий по безработице является федеральный бюджет (так как пособия в России не являются «страховыми»).

Увеличить размер белорусского пособия по безработице предполагается посредством введения с 2018 года в Беларуси системы обязательного страхования от безработицы, и сейчас обсуждаются модели такой системы. Но введение принудительного страхования от безработицы «сверху», по мнению БКДП, закончиться переложением ответственности за поддержку безработных с государства на нанимателей и работников, которым придётся ещё больше платить в тот же ФСЗН.

Однако именно государство должно выполнить свою конституционную обязанность по социальной защите безработных и изыскать средства в госбюджете для повышения пособий по безработице, — убеждены в БКДП. Одним из возможных источников повышения размера пособий, как считают авторы обращения, могут стать финансовые ресурсы, идущие на субсидирование убыточных государственных предприятий.

Вообще же, по мнению профсоюзных экспертов, размер пособия по безработице не должен быть ниже бюджета прожиточного минимума, а в идеале должен быть привязан к размеру зарплаты на последнем рабочем месте.

На основании изложенного требуем:

  1. Повысить минимальный размер пособия по безработице до уровня минимального потребительского бюджета на душу населения за счет средств госбюджета;
  2. максимальный размер пособия по безработице гражданам устанавливать в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за три последних месяца по последнему месту работы, не ниже 50 процентов утраченного заработка;
  3. выплачивать пособия по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям;
  4. выплачивать пособия по безработице частично безработным гражданам, занятым неполное рабочее время;
  5. гражданам, уволенным по истечению сроков контрактов, в связи с несогласием с изменением существенных условий труда выплачивать сто процентов пособия по безработице;
  6. увеличить продолжительность периода выплаты пособий до 36 месяцев.

Дата отправки обращения — 30 сентября  2017 года. Напоминаем, что подписать его можно на zvarot.by.

Коллективное обращение составлено в соответствии с требованиями Закона «Об обращении граждан и юридических лиц» №300-З от 18.07.2011 г. и подлежит обязательному рассмотрению государственными органами Республики Беларусь.

Ответ из госорганов должен прийти на указанный в коллективном обращении адрес электронной почты первого в списке заявителя или может быть опубликован на сайте государственного органа через 15 дней с момента регистрации обращения.

Источник — БКДП

_______

Читать по теме:

Безработица вывела Беларусь в лидеры на постсоветском пространстве


Add Your Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


девять + 3 =

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

«Пособие по безработице на уровень достойного выживания!» — подпиши обращение независимых профсоюзов

iм 27/07/2017

Ассоциация профсоюзов «Белорусский конгресс демократических профсоюзов» (БКДП) в целях социальной поддержки и защиты людей, потерявших работу и оказавшихся в сложной жизненной ситуации, требует повысить пособие по безработице на время поиска нового места работы. 24 июля 2017 года БКДП провела презентацию соответствующего коллективного обращения к органам государственной власти по его увеличению. Документ можно подписать на zvarot.by — он-лайн площадке для обращения граждан в государственные органы Республики Беларусь.

1

Хотя, по нашему убеждению, говорить надо о рабочих местах и преодолении безработицы, а не проявлять неожиданно заботу о «достойном выживании» представителей резервной армии труда, которая, как известно, является необходимым элементом в расчётах идеологов «рыночных отношений». Впрочем, рост безработицы в Беларуси — объективная данность, и с ней нужно считаться, по темпам роста безработицы мы вышли в лидеры в СНГ: за последний год количество официально зарегистрированных безработных в стране выросло на 37,1%. А вот по размеру пособия, которое выплачивается безработным, к сожалению, Беларусь плетётся в хвосте у своих партнёров по СНГ, не говоря уже про европейские страны.

_____

В соответствии со Ст. 41-й Конституции РБ, — говорится в профсоюзном обращении, — государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом. Однако новая редакция Закона о занятости предусматривает, в частности, отказ в назначении пособия по безработице тем, кто уволен по собственному желанию, соглашению сторон, по «дискредитирующим обстоятельствам» увольнения.

Сегодня официальная безработица, данные о которой публикует Министерство труда и социальной защиты, составляет 1%. Только в 2015 году, в первые месяцы после принятия одиозного антигуманного Декрета №3, произошёл резкий рост официальной безработицы. Тогда неработающие граждане регистрировались в качестве безработных с целью уйти от уплаты «налога на тунеядство». А вот реальный уровень безработицы по данным Белстата за 2016 год составил 5,8% от экономически активного населения. Таким образом, только каждый шестой гражданин, потерявший работу, регистрируется в качестве безработного. Основная причина — слишком малый размер пособия по безработице, которое, при этом, в среднем можно получать не больше шести месяцев.

В настоящее время безработные могут получать от государства, максимум, две базовые величины в месяц (46 руб.). Но на практике пособие и того меньше: по данным Белстата, в январе этого года оно в среднем составило 21 руб. Это приблизительно 16% от минимальной зарплаты и 5% от средней зарплаты.

При этом белорусское пособие самое маленькое в Европе, — сообщают авторы профсоюзного обращения. Беларусь существенно также отстает от других стран СНГ по размеру пособия, которое государство выплачивает безработным, о чём свидетельствуют последние данные Статкомитета СНГ.

Так, в Азербайджане средний размер пособия по безработице составил в феврале 2016 года (в эквиваленте) $166, в Молдове — $67, в Украине — $56, в Таджикистане — $37. В то же время в Беларуси пособие по безработице установлено на уровне $12. В России аналогичное пособие является дифференцированным, его размер находится в диапазоне от $11 до $63.

Страны с «развитой» экономикой вообще стараются платить своим гражданам, временно оставшимся без работы, как можно больший процент от их последней зарплаты. В большинстве стран пособие в среднем равняется 50-70% зарплаты, но есть страны, где коэффициент замещения ещё больше. Например, Дания платит все 90%, а Словения недавно увеличила выплату с 70% до 80% на первые три месяца после потери рабочего места.

Иными словами, — делают вывод эксперты БКДП, — существующая в Беларуси система защиты безработных носит «символический характер», потому что не может обеспечить даже «простое физическое выживание» людей, оказавшихся без работы и, соответсвенно, без источников дохода.

В стране же, тем временем, растёт неполная занятость: по данным Минтруда, избыточная численность работников на белорусских предприятиях составляет около 5%, а по оценке Евразийского банка развития — около 20%. Иными словами, каждый пятый работник на белорусских предприятиях — лишний. И эти люди являются потенциальными безработными: в 2017 году по прогнозу экономистов с учетом плачевного состояния предприятий и организаций страны армия безработных может быть пополнена тысячами граждан.

Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы, принятая в январе текущего года, предполагает «совершенствование механизма материальной дифференцированной поддержки безработных путем доведения размера пособия по безработице до величины бюджета прожиточного минимума». 100% бюджета прожиточного минимума (БПМ, сейчас 174,52 руб. в среднем на душу населения) планируется выплачивать в качестве пособия по безработице тем, кто уволен в связи с сокращением штата или ликвидацией предприятия, в размере 50% БПМ — уволенным по объективным уважительным причинам, среди которых, например, истечение срока контракта.

БКДП выступает категорически против такой дифференциации, подчёркивая, что в 2016 по сокращению штатов с выплатой выходного пособия уволен совсем небольшой процент работников – 1,6%.  Большинство людей, которые хотели продолжать работать, а не становиться безработными или «социальными иждивенцами», уволено по истечению сроков контактов согласно дискриминационному Декрету №29 или по репрессивному Декрету №5 в течение недели в связи с несогласием с изменением (заведомо неприемлемым) существенных условий труда.

Надо отметить, что пособия по безработице в Беларуси в настоящее время выплачивают из Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), в который все работающие белорусы и их наниматели делают обязательные взносы, в то время как в Российской Федерации, например, источником финансирования пособий по безработице является федеральный бюджет (так как пособия в России не являются «страховыми»).

Увеличить размер белорусского пособия по безработице предполагается посредством введения с 2018 года в Беларуси системы обязательного страхования от безработицы, и сейчас обсуждаются модели такой системы. Но введение принудительного страхования от безработицы «сверху», по мнению БКДП, закончиться переложением ответственности за поддержку безработных с государства на нанимателей и работников, которым придётся ещё больше платить в тот же ФСЗН.

Однако именно государство должно выполнить свою конституционную обязанность по социальной защите безработных и изыскать средства в госбюджете для повышения пособий по безработице, — убеждены в БКДП. Одним из возможных источников повышения размера пособий, как считают авторы обращения, могут стать финансовые ресурсы, идущие на субсидирование убыточных государственных предприятий.

Вообще же, по мнению профсоюзных экспертов, размер пособия по безработице не должен быть ниже бюджета прожиточного минимума, а в идеале должен быть привязан к размеру зарплаты на последнем рабочем месте.

На основании изложенного требуем:

  1. Повысить минимальный размер пособия по безработице до уровня минимального потребительского бюджета на душу населения за счет средств госбюджета;
  2. максимальный размер пособия по безработице гражданам устанавливать в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за три последних месяца по последнему месту работы, не ниже 50 процентов утраченного заработка;
  3. выплачивать пособия по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям;
  4. выплачивать пособия по безработице частично безработным гражданам, занятым неполное рабочее время;
  5. гражданам, уволенным по истечению сроков контрактов, в связи с несогласием с изменением существенных условий труда выплачивать сто процентов пособия по безработице;
  6. увеличить продолжительность периода выплаты пособий до 36 месяцев.

Дата отправки обращения — 30 сентября  2017 года. Напоминаем, что подписать его можно на zvarot.by.

Коллективное обращение составлено в соответствии с требованиями Закона «Об обращении граждан и юридических лиц» №300-З от 18.07.2011 г. и подлежит обязательному рассмотрению государственными органами Республики Беларусь.

Ответ из госорганов должен прийти на указанный в коллективном обращении адрес электронной почты первого в списке заявителя или может быть опубликован на сайте государственного органа через 15 дней с момента регистрации обращения.

Источник — БКДП

_______

Читать по теме:

Безработица вывела Беларусь в лидеры на постсоветском пространстве

By
@
backtotop