В Будапеште снесли памятник великому философу-марксисту Дьёрдю ЛУКАЧУ

В Будапеште всё же снесён (похоже, ещё в марте месяце), несмотря на протесты общественности, памятник великому философу, одному из основателей неомарксизма Дьёрдю ЛУКАЧУ. Снос памятника состоялся по решению городского совета Будапешта, а инициатором выступила крайне правая партия «Йоббик». При этом решение о сносе памятника “марксисту и еврею”, как это они сформулировали, было принято месяцем ранее. Но развёрнутой дискуссии в его защиту не хватило, и теперь активисты предлагают подписывать петицию уже за возврат памятника (как до того активно призывали протестовать против закрытия Музея-квартиры и архива Лукача). О дальнейшей судьбе скульптуры философа информации пока нет.

thumb_16d58f26581e3c4c661efd8891f5fb3e_cr

Георг (Дьёрдь) ЛУКАЧ (1885-1971) – это, безусловно, один из наиболее влиятельных философов-марксистов ХХ века, без которого дальнейшее развитие марксистской философии стало бы невозможным. Его первая важная работа «История и классовое сознание» (1922) давно входит в «золотой фонд» левой мысли.

«Можно по-разному относиться к марксистской традиции, но следует признать, что Дьёрдь Лукач – один из титанов европейской мысли ХХ века, — так прокомментировал в феврале тогда только намерения относительно сноса памятника философу ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН, специалист по новейшей истории Венгрии Александр СТЫКАЛИН. — Без его работ не было бы Франкфуртской школы и «новых левых», с ним всерьёз спорили экзистенциалисты. Если говорить о том, какой след оставил Лукач в нашей отечественной культуре, можно напомнить о том, что на русском языке его работа впервые была опубликована ещё в 1912 г. в лучшем российском философском журнале тех лет «Логос». На его труды откликались Бердяев, Бахтин. Дискуссия о реализме вокруг книги Лукача («К истории реализма». М., 1939) стала центральным событием литературной жизни СССР кануна войны. В 1960-е годы квартира Лукача на Белградской набережной Будапешта напротив горы Геллерт была местом паломничества левых интеллектуалов всего мира. Его идеи питали и тренировали и его оппонентов–либералов. Для венгерской культуры Лукач — один из титанов, это сложно не признавать, независимо от политических убеждений. Дело не меняется от того, что Лукач, будучи ярко выраженным космополитом, иной раз проявлял недостаточную чувствительность к некоторым выдающимся ценностям венгерской культуры, давал спорные оценки и так далее»

Памятник Лукачу располагался в будапештском парке св. Иштвана (Стефана), названном в честь легендарного основателя венгерского государства и разбитого на месте бывшего еврейского гетто. Памятник был установлен в 1985 году.

thumb_e2b43f0a3fb47d1f1ca92d5bbd6a37c5

Мотивом для решения стало, с одной стороны, активное участие Лукача в коммунистическом движении в Венгрии, а с другой – немаловажная роль, которую он сыграл в социалистическом (но просоветском) правительстве Яноша КАДАРА после разгрома Венгерского восстания 1956 года (да, но во время восстания он был министром культуры в правительстве Имре НАДЯ, за что впоследствии был исключён из партии, и только в 1967 году, во времена Кадара, восстановлен; при этом повешенному в 1958 году «за государственную измену» коммунисту Надю памятник был установлен в 1996 году и до сих пор стоит в центре Будапешта). Также Лукачу приписывается приказ о расстреле нескольких дезертиров (по другим данным – военнопленных) в то время, когда он был сначала и.о. наркома просвещения Венгерской Советской республики, потом — комиссаром венгерской Красной армии. Немаловажным для «Йоббик» явялется также и то, что Лукач был евреем – представители этой откровенно антисемитской партии предпочитают называть его по имени его отца – Лёвингер.

«С точки зрения того неоконсервативного ренессанса, который пытается навязать Венгрии премьер-министр Виктор ОРБАН, жест с памятником весьма симптоматичен, — продолжает Стыкалин. — На большой выставке к 1000-летию венгерской государственности, организованной Орбаном ещё в годы его первого премьерства (2000 г.) Лукачу места тоже не нашлось. Марксист Лукач воспринимается как духовный союзник венгерских либералов, представителей национальной либеральной традиции, на которых вопреки фактам возлагается исключительная ответственность за унизительный Трианонский договор, разрушение Венгрии в её многовековых исторических границах. Орбан позиционирует себя духовным наследником этих традиций Великой Венгрии, однако не до конца, может быть, понимает, что для людей иного дискурса во всем мире фигура Лукача в большей мере – знак величия венгерской культуры, нежели спорные для всех соседей дотрианонские границы страны».

Изначально другой стороной новости о сносе памятника являлось якобы намерение будапештских властей заменить памятник одному из наиболее значительных левых мыслителей Европы памятником Балинту ХОМАНУ, чьё имя нередко связывают с разработкой законов, направленных на преследования евреев в период Второй мировой. Еврейская общественность в Венгрии и за рубежом уже выступала с резкой критикой частной инициативы поставить памятник Хоману в городе Секешфехерваре в 2015-м году. Протест поддержали в нескольких западных правительствах, и от идеи установки памятника было решено отказаться, но точка в истории тогда не была поставлена.

«Сооружение на этом месте памятника Хоману (человеку за пределами Венгрии никому не известному) – тоже знак, считает российский специалист. — Отчасти это знак местечковости орбановского национализма, поскольку масштаб двух фигур несопоставим. Хоман не был нацистом, но был человеком весьма правых убеждений и известен не только как министр культуры в очень правых правительствах. Хоман был историком, соавтором Дюлы СЕКФЮ (крупного венгерского историка и общественного деятеля консервативно-антифашистской ориентации, убеждённого католика. — Left.BY) по 6-томной Венгерской истории, классического синтеза национальной историографии.

Но здесь возникает закономерный вопрос, а почему, собственно, не поставить памятник его другу Секфю? Он был выдающимся консервативным мыслителем, фигурой более европейски крупной чем Хоман, но как риторический приём он менее удобен для Орбана. Секфю был сторонник определённого компромисса с левыми и даже сталинским СССР. Он даже был первым послом Венгрии в сталинском СССР (в 1946-48 гг. — Left.BY), что для Орбана недопустимый факт биографии. В отличие от Секфю, умершего при коммунизме в статусе действующего университетского профессора, Хоман подаётся как жертва режима, ведь он действительно умер в тюрьме 2 июня 1951 года. При этом, в отличие от других правых мыслителей Венгрии, открыто боровшихся и с нацистами и с советской оккупацией, вклад Хомана в политику куда однозначнее. Как правый политик и деятель в области культурной политики, он запятнал себя сотрудничеством с инициаторами антисемитских кампаний. И дело не меняется от того, что он был крупный историк…»

btOpbPDRXxThDKk-800x450-noPad

Теперь предполагается, что памятник Лукачу будет заменен на памятник св. Стефану, однако место, где стояла бронзовая скульптура философа, долго остаётся пустым. Площадка, где располагался памятник, залита бетоном, на котором регулярно появляются живые цветы.

Источники — Центр политического анализа, проект «Уроки истории. XX век»

________

Читать ещё:

Мы протестуем против закрытия Музея-квартиры и архива Дьёрдя ЛУКАЧА

Венгрия: три этапа наступления ультраправых

Аттила ВАЙНАИ: «Запрет коммунистической символики нарушает права человека»

Фашистская партия Йоббик. Ничего смешного, кроме названия

 

 

 


Add Your Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


три × = 6

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

В Будапеште снесли памятник великому философу-марксисту Дьёрдю ЛУКАЧУ

09/06/2017

В Будапеште всё же снесён (похоже, ещё в марте месяце), несмотря на протесты общественности, памятник великому философу, одному из основателей неомарксизма Дьёрдю ЛУКАЧУ. Снос памятника состоялся по решению городского совета Будапешта, а инициатором выступила крайне правая партия «Йоббик». При этом решение о сносе памятника “марксисту и еврею”, как это они сформулировали, было принято месяцем ранее. Но развёрнутой дискуссии в его защиту не хватило, и теперь активисты предлагают подписывать петицию уже за возврат памятника (как до того активно призывали протестовать против закрытия Музея-квартиры и архива Лукача). О дальнейшей судьбе скульптуры философа информации пока нет.

thumb_16d58f26581e3c4c661efd8891f5fb3e_cr

Георг (Дьёрдь) ЛУКАЧ (1885-1971) – это, безусловно, один из наиболее влиятельных философов-марксистов ХХ века, без которого дальнейшее развитие марксистской философии стало бы невозможным. Его первая важная работа «История и классовое сознание» (1922) давно входит в «золотой фонд» левой мысли.

«Можно по-разному относиться к марксистской традиции, но следует признать, что Дьёрдь Лукач – один из титанов европейской мысли ХХ века, — так прокомментировал в феврале тогда только намерения относительно сноса памятника философу ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН, специалист по новейшей истории Венгрии Александр СТЫКАЛИН. — Без его работ не было бы Франкфуртской школы и «новых левых», с ним всерьёз спорили экзистенциалисты. Если говорить о том, какой след оставил Лукач в нашей отечественной культуре, можно напомнить о том, что на русском языке его работа впервые была опубликована ещё в 1912 г. в лучшем российском философском журнале тех лет «Логос». На его труды откликались Бердяев, Бахтин. Дискуссия о реализме вокруг книги Лукача («К истории реализма». М., 1939) стала центральным событием литературной жизни СССР кануна войны. В 1960-е годы квартира Лукача на Белградской набережной Будапешта напротив горы Геллерт была местом паломничества левых интеллектуалов всего мира. Его идеи питали и тренировали и его оппонентов–либералов. Для венгерской культуры Лукач — один из титанов, это сложно не признавать, независимо от политических убеждений. Дело не меняется от того, что Лукач, будучи ярко выраженным космополитом, иной раз проявлял недостаточную чувствительность к некоторым выдающимся ценностям венгерской культуры, давал спорные оценки и так далее»

Памятник Лукачу располагался в будапештском парке св. Иштвана (Стефана), названном в честь легендарного основателя венгерского государства и разбитого на месте бывшего еврейского гетто. Памятник был установлен в 1985 году.

thumb_e2b43f0a3fb47d1f1ca92d5bbd6a37c5

Мотивом для решения стало, с одной стороны, активное участие Лукача в коммунистическом движении в Венгрии, а с другой – немаловажная роль, которую он сыграл в социалистическом (но просоветском) правительстве Яноша КАДАРА после разгрома Венгерского восстания 1956 года (да, но во время восстания он был министром культуры в правительстве Имре НАДЯ, за что впоследствии был исключён из партии, и только в 1967 году, во времена Кадара, восстановлен; при этом повешенному в 1958 году «за государственную измену» коммунисту Надю памятник был установлен в 1996 году и до сих пор стоит в центре Будапешта). Также Лукачу приписывается приказ о расстреле нескольких дезертиров (по другим данным – военнопленных) в то время, когда он был сначала и.о. наркома просвещения Венгерской Советской республики, потом — комиссаром венгерской Красной армии. Немаловажным для «Йоббик» явялется также и то, что Лукач был евреем – представители этой откровенно антисемитской партии предпочитают называть его по имени его отца – Лёвингер.

«С точки зрения того неоконсервативного ренессанса, который пытается навязать Венгрии премьер-министр Виктор ОРБАН, жест с памятником весьма симптоматичен, — продолжает Стыкалин. — На большой выставке к 1000-летию венгерской государственности, организованной Орбаном ещё в годы его первого премьерства (2000 г.) Лукачу места тоже не нашлось. Марксист Лукач воспринимается как духовный союзник венгерских либералов, представителей национальной либеральной традиции, на которых вопреки фактам возлагается исключительная ответственность за унизительный Трианонский договор, разрушение Венгрии в её многовековых исторических границах. Орбан позиционирует себя духовным наследником этих традиций Великой Венгрии, однако не до конца, может быть, понимает, что для людей иного дискурса во всем мире фигура Лукача в большей мере – знак величия венгерской культуры, нежели спорные для всех соседей дотрианонские границы страны».

Изначально другой стороной новости о сносе памятника являлось якобы намерение будапештских властей заменить памятник одному из наиболее значительных левых мыслителей Европы памятником Балинту ХОМАНУ, чьё имя нередко связывают с разработкой законов, направленных на преследования евреев в период Второй мировой. Еврейская общественность в Венгрии и за рубежом уже выступала с резкой критикой частной инициативы поставить памятник Хоману в городе Секешфехерваре в 2015-м году. Протест поддержали в нескольких западных правительствах, и от идеи установки памятника было решено отказаться, но точка в истории тогда не была поставлена.

«Сооружение на этом месте памятника Хоману (человеку за пределами Венгрии никому не известному) – тоже знак, считает российский специалист. — Отчасти это знак местечковости орбановского национализма, поскольку масштаб двух фигур несопоставим. Хоман не был нацистом, но был человеком весьма правых убеждений и известен не только как министр культуры в очень правых правительствах. Хоман был историком, соавтором Дюлы СЕКФЮ (крупного венгерского историка и общественного деятеля консервативно-антифашистской ориентации, убеждённого католика. — Left.BY) по 6-томной Венгерской истории, классического синтеза национальной историографии.

Но здесь возникает закономерный вопрос, а почему, собственно, не поставить памятник его другу Секфю? Он был выдающимся консервативным мыслителем, фигурой более европейски крупной чем Хоман, но как риторический приём он менее удобен для Орбана. Секфю был сторонник определённого компромисса с левыми и даже сталинским СССР. Он даже был первым послом Венгрии в сталинском СССР (в 1946-48 гг. — Left.BY), что для Орбана недопустимый факт биографии. В отличие от Секфю, умершего при коммунизме в статусе действующего университетского профессора, Хоман подаётся как жертва режима, ведь он действительно умер в тюрьме 2 июня 1951 года. При этом, в отличие от других правых мыслителей Венгрии, открыто боровшихся и с нацистами и с советской оккупацией, вклад Хомана в политику куда однозначнее. Как правый политик и деятель в области культурной политики, он запятнал себя сотрудничеством с инициаторами антисемитских кампаний. И дело не меняется от того, что он был крупный историк…»

btOpbPDRXxThDKk-800x450-noPad

Теперь предполагается, что памятник Лукачу будет заменен на памятник св. Стефану, однако место, где стояла бронзовая скульптура философа, долго остаётся пустым. Площадка, где располагался памятник, залита бетоном, на котором регулярно появляются живые цветы.

Источники — Центр политического анализа, проект «Уроки истории. XX век»

________

Читать ещё:

Мы протестуем против закрытия Музея-квартиры и архива Дьёрдя ЛУКАЧА

Венгрия: три этапа наступления ультраправых

Аттила ВАЙНАИ: «Запрет коммунистической символики нарушает права человека»

Фашистская партия Йоббик. Ничего смешного, кроме названия

 

 

 

By
@
backtotop