Лукашенко не исключает возможности корректировки Конституции. Что он может (или хотел) сказать?

Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО не исключает возможности корректировки Конституции Беларуси в соответствии, по его словам, с велениями времени. Об этом он заявил 7 октября, выступая с обращением к парламентариям, передаёт корреспондент БЕЛТА Владимир МАТВЕЕВ. Белорусские левые, в этой связи, не исключают, что корректировке могут подвернуться статьи, отвечающие за социальные гарантии населения. Что ещё мог иметь в виду или что хотел этим сказать белорусский «гарант»?

 

По словам белорусского президента, темп жизни настолько высок, что нужно постоянно держать руку на пульсе и своевременно реагировать на все изменения, чтобы не отстать.

«Мир стремительно меняется. Мы должны адаптироваться к меняющимся условиям, чтобы не только не потерять занятые нами ниши, но и найти новые», — отметил он.

Он не исключил, что назрело время провести и анализ Основного закона страны.

«Попробуем подойти к этому вопросу с разных сторон. Аккуратно, чтобы не сделать хуже, — сказал президент. — Появились новые проблемы, вызовы. Да и время, наверное, требует чего-то нового. И начинать надо с главного, если мы решимся на это. Нам надо создать группу «мудрецов», юристов, которые проанализируют Основной закон. И если нужно будет, мы на это пойдём».

Глава государства подчеркнул роль парламента и в реализации стоящих перед страной задач социально-экономического развития.

«Мы приняли программу на пятилетку вперёд. Мы её должны выполнить, чего бы это ни стоило. Работайте вместе с правительством, — отметил глава государства. — Если есть проблема, надо посоветоваться, приходите, будем общаться в любое время».

В этой связи высказываются разные версии относительно направления корректировки белорусской Контитуции, которые приводит, в частности, «Белорусский партизан».

Лидер Белорусской партии левых «Справедливый мир» Сергей КАЛЯКИН считает, что возможные поправки могут касаться выборов по партийным спискам (иначе — к пропорциональной избирательной системе), что «может быть полезными и обществу, и государству».

«Это позволит сделать более динамичным процесс становления партийно-политической системы Беларуси. Неважно, что это в первую очередь будет играть на развитие провластных партий. Это в целом изменит ситуации в республике. Граждане станут более политически активными. Такая конституционная реформа даст стимул политическим партиям развиваться».

Бывший судья Конституционного суда Михаил ПАСТУХОВ, в свою очередь, полагает, что такие поправки могут касаться как перехода к пропорциональной системе, так и продление президентских полномочий или изменения порядка его избрания.

«Если внести такого рода поправки, то действующий глава Беларуси получит возможность избираться не народом, а депутатами парламента. Продление президентских полномочий или изменение порядка избрания — такой вопрос может встать перед Беларусью. Ради этого власти могут пойти на любые референдумы».

В то же время, политолог Юрий ЧАУСОВ призывает отличать намерения провести политическую реформу от подобного рода устных заявлений.

«Скорее эти заявления — прощупывание почвы, которое, вероятно, имеет отношение к реальному процессу политических дискуссий внутри режима. Но это не означает, что решение принято. Можно сколько угодно заявлять об изучении вопроса, о преобразовании «Белой Руси» в партию, но не обязательно это превращается в реальный политический курс».

«Возможно, реформа может быть направлена на то, чтобы отказаться от декораций и упростить политическую систему, — продолжает он. —  Убрать из неё формальные институты, упростить и не тратить много энергии на декоративные вещи: местное самоуправление, разделение властей, представительную власть в виде двух палат. Все понимают: реально это лишь декорации».

Вспоминается в этой связи, как несколько лет назад бывший депутат Национального собрания политолог Ольга АБРАМОВА специально отмечала, что для президента выборы и представительские органы власти важны как необходимый атрибут государства — вне зависимости от их реального содержания.

«Институт выборов он никогда не отменит. У него есть одно большое достоинство (собственно, достоинств у него много, как и недостатков): он очень строго соблюдает правила приличия в отношении формы. Форма для него зачастую важнее содержания. Это был бы скандал и полный остракизм в отношении не только его, но и страны, если бы парламент как институт был упразднен».

«Его упразднили по факту — его нет в политической жизни страны… Но уменьшить состав в два раза стоило бы. Излишне содержать за счёт госбюджета структуру, которая могла бы обойтись налогоплательщикам гораздо дешевле…»

Мы же в очередной раз хотим отметить, что осуществляющийся сейчас откровенный крен белорусского социально-экономического курса «вправо» вполне может предполагать отмену или значительную корректировку статей Конституции, гарантирующих, например, равный доступ к образованию и медицине и их бесплатный характер (давно уже, правда, превращённых из социальных благ в государственные услуги), право на труд и справедливое вознаграждение за труд, равно как обязанность государства создавать условия для занятости и нести расходы по переподготовке высвобождающегося населения.

Наконец, к числу статей, особенно раздражающих народившуюся за два последних десятиления белорусскую буржуазию (как и внешних инвесторов) относится ещё  и та, что леса, воды, недра и земли сельхозназначения недвусмысленно отдаёт в исключительную собственность государству. Что, естественно, препятствует их неолиберально-рыночному вовлечению в «свободный оборот» и последующему вполне логичному для капитала присвоению.

По материалам интернет-источников

 

 


Add Your Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


× шесть = 18

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Мы в facebook

Мы Вконтакте

Лукашенко не исключает возможности корректировки Конституции. Что он может (или хотел) сказать?

02adf0406ec9e8de93ea431c1e9465e0 09/10/2016

Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО не исключает возможности корректировки Конституции Беларуси в соответствии, по его словам, с велениями времени. Об этом он заявил 7 октября, выступая с обращением к парламентариям, передаёт корреспондент БЕЛТА Владимир МАТВЕЕВ. Белорусские левые, в этой связи, не исключают, что корректировке могут подвернуться статьи, отвечающие за социальные гарантии населения. Что ещё мог иметь в виду или что хотел этим сказать белорусский «гарант»?

 

По словам белорусского президента, темп жизни настолько высок, что нужно постоянно держать руку на пульсе и своевременно реагировать на все изменения, чтобы не отстать.

«Мир стремительно меняется. Мы должны адаптироваться к меняющимся условиям, чтобы не только не потерять занятые нами ниши, но и найти новые», — отметил он.

Он не исключил, что назрело время провести и анализ Основного закона страны.

«Попробуем подойти к этому вопросу с разных сторон. Аккуратно, чтобы не сделать хуже, — сказал президент. — Появились новые проблемы, вызовы. Да и время, наверное, требует чего-то нового. И начинать надо с главного, если мы решимся на это. Нам надо создать группу «мудрецов», юристов, которые проанализируют Основной закон. И если нужно будет, мы на это пойдём».

Глава государства подчеркнул роль парламента и в реализации стоящих перед страной задач социально-экономического развития.

«Мы приняли программу на пятилетку вперёд. Мы её должны выполнить, чего бы это ни стоило. Работайте вместе с правительством, — отметил глава государства. — Если есть проблема, надо посоветоваться, приходите, будем общаться в любое время».

В этой связи высказываются разные версии относительно направления корректировки белорусской Контитуции, которые приводит, в частности, «Белорусский партизан».

Лидер Белорусской партии левых «Справедливый мир» Сергей КАЛЯКИН считает, что возможные поправки могут касаться выборов по партийным спискам (иначе — к пропорциональной избирательной системе), что «может быть полезными и обществу, и государству».

«Это позволит сделать более динамичным процесс становления партийно-политической системы Беларуси. Неважно, что это в первую очередь будет играть на развитие провластных партий. Это в целом изменит ситуации в республике. Граждане станут более политически активными. Такая конституционная реформа даст стимул политическим партиям развиваться».

Бывший судья Конституционного суда Михаил ПАСТУХОВ, в свою очередь, полагает, что такие поправки могут касаться как перехода к пропорциональной системе, так и продление президентских полномочий или изменения порядка его избрания.

«Если внести такого рода поправки, то действующий глава Беларуси получит возможность избираться не народом, а депутатами парламента. Продление президентских полномочий или изменение порядка избрания — такой вопрос может встать перед Беларусью. Ради этого власти могут пойти на любые референдумы».

В то же время, политолог Юрий ЧАУСОВ призывает отличать намерения провести политическую реформу от подобного рода устных заявлений.

«Скорее эти заявления — прощупывание почвы, которое, вероятно, имеет отношение к реальному процессу политических дискуссий внутри режима. Но это не означает, что решение принято. Можно сколько угодно заявлять об изучении вопроса, о преобразовании «Белой Руси» в партию, но не обязательно это превращается в реальный политический курс».

«Возможно, реформа может быть направлена на то, чтобы отказаться от декораций и упростить политическую систему, — продолжает он. —  Убрать из неё формальные институты, упростить и не тратить много энергии на декоративные вещи: местное самоуправление, разделение властей, представительную власть в виде двух палат. Все понимают: реально это лишь декорации».

Вспоминается в этой связи, как несколько лет назад бывший депутат Национального собрания политолог Ольга АБРАМОВА специально отмечала, что для президента выборы и представительские органы власти важны как необходимый атрибут государства — вне зависимости от их реального содержания.

«Институт выборов он никогда не отменит. У него есть одно большое достоинство (собственно, достоинств у него много, как и недостатков): он очень строго соблюдает правила приличия в отношении формы. Форма для него зачастую важнее содержания. Это был бы скандал и полный остракизм в отношении не только его, но и страны, если бы парламент как институт был упразднен».

«Его упразднили по факту — его нет в политической жизни страны… Но уменьшить состав в два раза стоило бы. Излишне содержать за счёт госбюджета структуру, которая могла бы обойтись налогоплательщикам гораздо дешевле…»

Мы же в очередной раз хотим отметить, что осуществляющийся сейчас откровенный крен белорусского социально-экономического курса «вправо» вполне может предполагать отмену или значительную корректировку статей Конституции, гарантирующих, например, равный доступ к образованию и медицине и их бесплатный характер (давно уже, правда, превращённых из социальных благ в государственные услуги), право на труд и справедливое вознаграждение за труд, равно как обязанность государства создавать условия для занятости и нести расходы по переподготовке высвобождающегося населения.

Наконец, к числу статей, особенно раздражающих народившуюся за два последних десятиления белорусскую буржуазию (как и внешних инвесторов) относится ещё  и та, что леса, воды, недра и земли сельхозназначения недвусмысленно отдаёт в исключительную собственность государству. Что, естественно, препятствует их неолиберально-рыночному вовлечению в «свободный оборот» и последующему вполне логичному для капитала присвоению.

По материалам интернет-источников

 

 

By
@
backtotop